[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 1:7 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Хотяще быти законоучители, неразумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждают** Сказав, что они уклонились с прямого пути, теперь объясняет, в чем это уклонение (см.: блаженный Феофилакт),— именно в том, что захотели или вздумали учить закону, когда время закона уже прошло. Было время для закона, — и тогда, кто учил закону, не суесловил; а теперь, когда сила закона уже престала, выступать учителем его значит трудиться попусту, суесловить. Действуя так, продолжает Апостол, они //не разумеют яже глаголют//,— не знают, что говорят,— сами себя обличают в том, что «не знают цели закона, ни времени, до коего ему предназначено было властвовать» (блаженный Феофилакт). «Если б они знали закон, то веровали бы во Христа; ибо, зная как должно закон, они увидели бы, что он препровождает ко Христу» (Экумений). Слова: //глаголют и утверждают// — не на разность предметов указывают, а на степень напряжения в учении. Утверждают, настойчиво твердят, что без того и того, в законе определенного, спастись нет возможности. Блаженный Феофилакт пишет: «о чем это утверждают? Может быть, об очищениях и разных других телесных деяниях, соблюдавшихся по закону». Это он заимствовал из святого Златоуста, который говорит: «вероятно, они рассуждали о законе и много говорили об очищениях и о других внешних обрядах». Но кто такие они были? Как видится, они были в среде верующих, но не понимали силы веры и толковали о силе закона. Блаженный Феодорит пишет: «Апостол дает разуметь, что говорит это не о явных противниках, но об утверждающих, что уверовали в Господа, но искажающих Евангельское учение, предположив, что несмысленные их рассуждения премудрее словес Божиих. А что они были из иудеев, ясно дает сие видеть сказанное: //хотяще быти законоучители//». Святой Златоуст делает здесь общее наведение об омрачении ума чрез уклонение от главной цели — чистосердечной и добросовестной любви в духе веры. «Неведение,—говорит он,—получило свое начало от уклонения от любви. Когда душа предается предметам плотским, тогда притупляется ее проницательность; и, когда она уклоняется от любви, тогда помрачается ее умственный взор. В ком укореняется привязанность к скоропреходящему, тот, находясь в состоянии опьянения от страстей, не может уже быть нелицеприятным судиею истины». ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.** См. Толкование на [[new:1tim:01:06#prepodobnyj_efrem_sirin|1 Тим. 1:6]] =====Прп. Икумений Триккский===== **Хотяще быти законоучители, неразумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждают** См. Толкование на [[new:1tim:01:05#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 1:5]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Желая быть законоучителями.** То есть страдая властолюбием и страстью к славе. Они не были бы такими, если бы имели любовь и веру. **Но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.** Здесь он обвиняет их в том, что они не знают ни цели закона, ни времени, до которого ему предназначено было властвовать. Но может быть грешили по неведению, и потому не заслуживают осуждения? Нет! их неведение произошло от властолюбия и от того, что они не имели любви. Ибо, говорит, желая быть законодателями и законоучителями, они не обращают внимания на истину, так что они сами виновны в своем неведении. О чем же они утверждают? Может быть, об очищениях и разных других телесных действиях, соблюдавшихся по закону. ===== Лопухин А.П. ===== **желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.** //Желая быть законоучителями.// Лжеучители, очевидно, изъясняли письменный иудейский закон - Тору. Это дело представляется апостолу более важным, чем занятие баснями и родословиями. Самые басни и родословия служили, по-видимому, для этих людей только средством для того, чтобы возбудить в слушателях больше внимания к их разъяснению Торы. //Не разумея// - т. е. не зная самого существа закона и не понимая сами хорошо того, что они выдают как истинное толкование. [<10>]