[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 1:17 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь** «Воспомянув о благодеяниях Божиих, Апостол обращает язык к песнословию» (Феодорит). Апостолу Павлу обычно при истолковании дела воплощенного домостроительства возноситься к Богу в благодарении и славословии. Так и здесь, восшедши к созерцанию неизреченной премудрости и благости Божией в том, что по отменении закона открыл Он пространную дверь спасения в Господе Иисусе для всех хотящих веровать в Него, славословить Бога. Честь и слава Богу, благоволящему спасать грешных! Помянув, что Бог в вере всем открыл дверь спасения с обетованием жизни вечной, Апостол именует Бога Царем веков, нетленным, в показание, что исполнение такого обетования Бог держит в руках Своих. Как нетленный, жизнь в Себе имеющий непрестающую, не заимствованную и не истощающуюся, Он дает и верующим жизнь, как Царь веков, — жизнь вечную и, как невидимый, — такую вечную жизнь, которой подобия не найдем ни в чем видимом. — Премудрость Божия, столь ясно проявленная в творении, наипаче воссиявшею зрится в воплощенном домостроительстве. Почему Апостол, подвигнутый к славословию созерцанием сего домостроительства, величает Бога здесь, — как и везде, — премудрым. — Честь и слава, Божеское поклонение и славословие, — да будет или да воздастся. Наши толковники преимущественно обращают при сем внимание на то, к Кому относится сие славословие. Блаженный Феодорит пишет: «поелику Апостол показал, что Владыка Христос есть податель стольких благ, то, желая научить, что сделано сие по благоволению Бога Отца и содействии Божия Духа, от единого Лица перешел к общему естеству и вознес песнопение Троице и, умолчав о Лицах, песнословит Божие естество. Ибо нетрудно и узнать, что сказанное принадлежит не только Богу Отцу, но и Сыну и Святому Духу. Ибо Царь веков — не один Отец, но и Единородный Сын, — так как Он есть Творец веков, — а также и Дух Святый, — так как и Его вечным назвал Божественный Апостол, сказав: //иже Духом Святым// (греческое: αιωνιου — вечным) //принесе Себе непорочна Богу// ([[new:evr:09:14|Евр. 9, 14]]). Также и нетление и невидимость свойственны и Сыну и Духу. А как сие таким образом приведено в ясность, то и имя Бога, поистине, есть имя Единой Троицы. Ибо, кроме Нее, нет иного Бога по естеству». То же и у других. Блаженный Феофилакт прилагает нечто к истолкованию слов: //единому премудрому//. Это, — говорит, — сказано «для того, чтоб показать, что хотя и Ангелы, и люди имеют премудрость, но настояще премудр один Бог, как источник и виновник премудрости, все же другие твари, имеющие премудрость, делаются причастными ее». Святой Златоуст из слов: //честь и слава// — делает такое приложение. «Честь и слава воздается не словами. Поэтому, так как и Он почтил нас не словами, а самым делом, то и мы воздадим Ему честь самым делом». Продолжает сие приложение блаженный Феофилакт: «слава и честь, словом воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом, делает нас подражателями Ему, - что гораздо больше. Бог требует от нас прославления Его и словом, чтоб мы любили Его, Ему внимали и повиновались и чрез это сами же получали пользу; подобно тому как и дивящийся (смотрящий) на славу солнечного света себе самому доставляет пользу, наслаждаясь светом и пользуясь им при делах своих, а не пользующийся им самому себе причиняет ущерб и лишение». ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь** **Царю же веков**, соделавшему это со мною, живому, **нетленному**, непорочному** и невидимому**, давшему чрез Сына Своего откровение всем народам, Ему **слава и честь во веки веков. Аминь**. =====Прп. Икумений Триккский===== **Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь** См. Толкование на [[new:1tim:01:15#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 1:15]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь** Так как апостол сказал очень великое о Сыне, именно, что Он спасает отчаявшихся, то, чтобы кто-нибудь не подумал, что Отец лишен Своей славы, он воссылает и Ему славу. Все это общее и у Сына. Ибо и Он также царь веков. Если Он Творец веков, то как Он не царь, нетленный, невидимый по Божественности и единый мудрый? Он Сам и есть мудрость Отца. Это же нужно сказать и о Духе. //Единому премудрому// сказал не для противопоставления Отца Сыну и Духу; нет, но для того, чтобы показать, что хотя и ангелы и люди имеют премудрость, но по-настоящему премудр один Бог, как источник премудрости, все же другие твари, имеющие премудрость, делаются причастниками ее. //Честь и слава// не на словах только, но и в делах. Слава и честь, словом воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом делает нас подражателями Ему, - что гораздо больше. Бог требует от нас прославления Его и словом, чтобы мы любили Его, Ему внимали и повиновались, и чрез это сами же получали пользу; подобно тому, как и дивящийся на славу солнечного света себе самому доставляет пользу, наслаждаясь светом и пользуясь им при делах своих, а не пользующийся им самому себе причиняет ущерб и лишение. ===== Лопухин А.П. ===== **Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь** См. Толкование на [[new:1tim:01:12#lopuxin_ap|1 Тим. 1:12]] [<10>]