[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 2:11 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Жена в безмолвии да учится со всяким покорением** В собраниях церковных с молитвою соединяемы были поучения. Совершать то и другое в церкви женам запрещает Апостол. Молиться молись: затем и пришла; а совершение молитвы не твое дело. Равно поучаться поучайся, но сама браться за это дело не дерзай, даже и вопросов не смей предлагать, как сказано в другом Послании (см.:[[new:1kor:14:35| 1 Кор. 14, 35]]). Поучайся молча, — в //безмолвии//, и исполняй это дело //со всяким покорением//: под чем разумеется или покорность этому закону о молчании в церкви, или покорность учению, какое предлагают определенные на то мужи. В первом отношении предлежит укрощать позыв к говорливости, во втором — страсть к совопросничеству (отвод для сей страсти сделал Апостол в Послании к Коринфянам, говоря: дома мужей пусть спрашивают). То и другое — подвиг; но покоряй себя. И способ к сему, и свидетельство о сем есть молчание. «Великой стыдливости требует блаженный Павел от женщин, великой степенности. Поэтому обращает внимание не только на внешний их вид и одежду, но и на голос. Что же именно говорит он? //Жена в безмолвии да учится//. Что это значит? То, что, по его словам, жена не должна говорить в церкви; то же самое сказал он и в Послании к Коринфянам: //срамно есть жене в церкви глаголати// (ср.: [[new:1kor:14:35|1 Кор. 14, 35]]). Он говорит, что жене надлежит до того быть молчаливою, что она не должна говорить в церкви не только о житейском, но и о духовных предметах. В этом состоит для нее приличие, в этом стыдливость, это может украсить ее больше всякой одежды. Если таким образом она будет вести себя, то она будет иметь возможность совершать молитвы со всякою благопристойностию» (святой Златоуст). //Жене же учити не повелеваю//, ουκ επιτρεπω; больше, чем не даю позволения, но в той же силе, как у нас говорится: не велено,— запрещено решительно, — //запрещаю//. Это в церкви; дома же они как вопрошать могут мужей, так в случае и учить, детей, например, мужей неверных и других, которые не совсем исправно веруют. Блаженный Феофилакт пишет: «знай, однако ж, что Апостол не вообще учить запрещает женам, но только в Церкви; а вне церкви это ей не запрещается. Так Прискилла (вместе с Акилою) оглашала здравым учением Аполлоса; так верной жене не запрещено оглашать неверного мужа»; «детей же учить даже повелено им» (Экумений).— //Ниже владети мужем// — тоже разумеется здесь: в церкви, хотя такое правило имеет и общее значение. //Владети//, αυθεντειν, — быть госпожою мужа, обращаться с ним как с слугою, командовать им. Как под женою здесь разумеется женщина вообще, так и под мужем — вообще мужчина, а не муж той, которая вздумала бы распоряжаться учением в церкви. Мысль Апостола та, чтоб никакая женщина в церкви не позволяла себе распоряжаться учением в церкви, не кричала поставленному учить: того не говори, этого не касайся, а говори о том и том и подобное, тем более не требовала: молчи ты, я буду говорить; но чтоб была //в безмолвии//, сидела молча и смирно, не говоря и не двигаясь. Какой повод к такому предписанию? Блаженный Феофилакт пишет: «поелику и женщины сподоблялись пророческой благодати, то по необходимости поставляет закон и о сем и не поставляет женщин в церкви учительницами». — Этим дается намек, что, вероятно, ученые ефесянки, как прежде коринфянки, и не имея дара пророческого, а одною ученостию руководясь, выступали в качестве учительниц в церкви и при этом делали ошибки в учении. Чтоб пресечь имевший произойти отсюда вред, Апостол запретил совсем женам вести речи в церкви. Но святой Златоуст поводом к сей заповеди поставляет желание Апостола пресечь свойственную женам говорливость: позволь им говорить, — они подымут такой шум, какого и на торжище не встретишь. «Апостол, желая отнять у них всякий повод к разговорам, сказал: пусть они не учат, но пусть ведут себя так, как прилично учащимся. Таким образом они покажут и покорность. Вообще многоречив род их; почему Апостол всеми мерами старается обуздать их». β) Апостол смягчает внушение (2, 13—15) Не здесь только, но и повсюду в Писании говорится, что женщины должны находиться в подчиненном отношении. Таков уже чин их естества,— «сего требует сама природа» (блаженный Феодорит). Апостол в основание своему предписанию и выставляет здесь сей чин естества, выводя его из истории сотворения мужа и жены. Но не довольствуется сим, а направляет к тому же и наведение из истории падения. αα) Основания к подчинению (2, 13—14) ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью** К этому присоединил еще наставление, чтобы **в подчинении** пребывали у мужей своих и священников, - также чтобы всегда **в молчании учились**. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 11-15 **Жена в безмолвии да учится со всяким покорением. Жене же учити не повелеваю, ниже владети мужем, но быти в безмолвии. Адам бо прежде создан бысть, потом же Ева: и Адам не прельстися: жена же прельстившися, в преступлении бысть: спасется же чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием** Верно слово. Апостол требует не только того, чтобы женщины в молитвенное собрание являлись в приличной одежде, но и того, чтобы оне пребывали там в молчании и со всякою покорностию. Молчанием оне обнаружат свою покорность. - **Жене же учити не повелеваю**. Этим Апостол отнял у женщин всякий повод к разговорам. Он повелел им молчать, чтобы оне не начали разговаривать под благовидным предлогом учения. Пусть не учат, говорит Апостол, не только о житейских, но и о духовных предметах. Конечно, он не позволяет женщинам учить в церкви, но не запрещает им учить другим способом. По крайней мере он повелевает им учить детей, как об этом будет сказано несколько ниже. - **Ниже владети мужем**. Самое учение есть уже властвование над **мужем**. **Адам бо прежде** (πρῶτος) **создан бысть**. Так как **Адам создан** был прежде **жены**, то **жена** не должна властвовать над **мужем**, а должна покоряться ему. - **И Адам не прельстися**. Если сравнить прельщение **Адама** с прельщением **жены**, то это – не было даже прельщением. Большое различие быть обольщенной змеем и взять от **жены** древесный плод и вкусить. Поэтому **Адам**, оправдываясь, не говорит, что он был прельщен, а: //жена, юже дал ecu со мною, та ми даде от древа, и ядох// [[old:gen:03:12|(Быт. 3:12)]], как бы желая показать этим, что он не пал, так как послушался своей помощницы. - **Не прельстися**: здесь подразумевается слово прежде (πρῶτος – первый), которое выше поставлено. – Можно толковать и иначе. Разве **Адам** не был прельщен? Этого не говорит Священное Писание. **Жена** сказала: //змий прельсти мя// [[old:gen:03:13|(Быт. 3:13)]], а **Адам** не сказал: жена прельстила меня, но: //та ми даде// [[old:gen:03:12|(Быт. 3:12)]]. Притом не одно и то же поверить единокровной и помощнице и поверить зверю, рабу, подчиненному: последнее и есть, собственно обольщение. И не об **Адаме** сказано: //и виде яко добро древо в снедь// [[old:gen:03:06|(Быт. 3:6)]], но о **жене**. - **Жена же прельстившися**. Апостол выставляет это для того, чтобы доказать, что женщина не должна учить. Раз, говорит он, взялась учить она и все ниспровергла и сделала виновным в преслушании **мужа**, так как она же предложила **мужу** вкусить от плода. Поэтому и не сказал Апостол: **Ева** **прельстившись**..., но: **жена**, показывая этим, что род этот легко обольстим. - **В преступлении бысть**. Впала **в преступление** не одна только **Ева**, но и все женское поколение: как в **Адаме** все мы подпали смерти, так и в **Еве** все жены впали в преступление. - **Спасется же**... Видишь ли, что не об одной **Еве** здесь идет речь, но о всем женском роде вообще. - **Спасется же чадородия ради**, не одна только **Ева**, но и всякая женщина. Под **чадородием** Апостол разумеет не только рождение детей, но и приведение их к Богу. Что же, – скажет кто-либо, – девы, бездетные, лишившиеся детей, вдовы погибли? Нет! Не то говорит Апостол, что жены не спасутся собственною добродетелью, но что и **чадородие** будет для них пособием к спасению, если – само собою разумеется – оне будут заботиться о своем спасении путем добродетели. - **Аще пребудет в вере**. Если она воспитает венценосцев Христовых и если пребудет в добродетели. А если она, сама будучи худою, воспитает хорошо? Не возможно, чтобы худая воспитала хорошо; но если и случится так, она получит за это награду. А если она, сама будучи хорошею, худо воспитает? Вкусит плод от дурного нрава детей. Примером этого служит священник Илий [[old:2ts:04:start|(2 Цар.:4)]]. Верно слово, что отцы и матери могут пожать плоды добродетели своих детей. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью** Женщина должна соблюдать приличие не только во внешнем виде и одежде, но и в голосе. Она по его словам, не должна говорить даже и о духовном, но должна только учиться. Для нее будет лучше, если она будет хранить молчание. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-12 **Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии** Наставления эти повторяют почти те же мысли, которые высказаны апостолом в [[new:1kor:14:34|1 Кор. (XIV:34]] и сл.). //Властвовать над мужем// (auqentein androV), т. е. становиться на место мужчины в богослужебном собрании. [<10>]