[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 3:3 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не пиянице, не бийце, не сварливу, не мшелоимцу <корыстолюбцу>, но кротку, не завистливу, не сребролюбцу** //Не пиянице//. «Сие сам истолковал Апостол в предписании диаконам: быть //не вину многу внимающим// [[new:1tim:03:08|(3, 8)]]» (блаженный Феодорит). //Не бийце//, μη πληκτην, — не драчуну, каким нередко оказывается //вину много внимающий//. Но в отношении к исполнению начальнической должности, с которою соединено наказание неисправных, может сие означать и: не строго-взыскательну, не вспыльчиву, не жестоко-наказательну. Блаженный Феодорит пишет: «запрещает сим Апостол не наказание налагать во время, но делать сие недолжным образом. А что повелевает наказывать, о сем, како услышим вскоре, скажет сам: //согрешающих пред всеми обличай// (ср.: [[new:1tim:05:20|5, 20]]); и еще: //обличи, запрети// ([[new:2tim:04:02|2 Тим. 4, 2]]). И, пиша к галатам, сказал он: //о несмысленнии Галате// (ср.: [[new:gal:03:01|Гал. 3, 1]])—и еще: //тако ли несмысленни есте// (ср.: [[new:gal:03:03|Гал. 3, 3]])». //Не сварливу//, αμαχον. В греческом слово сие стоит там, где в славянском стоит: //не завистливу//, — которого нет в греческом. Значит оно: «не любящу заводить тяжбы» (блаженный Феодорит) — и вообще споры и раздоры,— поп litigiosum,— не бранчиву, по Амвросиасту. //Не скверностяжательну//, μη αισχροκερδη,— Феодорит и Феофилакт не читают; но святой Златоуст и Экумений читают. Указывает на такого, который к стяжанию не употребляет таких средств, которые не одобряются общим судом, как, например,— рост; а может быть, и на такого, который ни за что не согласится покривать в чем скверного ради прибытка, а тем паче вообще все служение свое обратить к сей цели. //Но кротку//. «Научает, как можно быть небийцею и несварливым. Кто кроток, тот не будет таковым» (блаженный Феофилакт). Кроткий миролюбиво переносит личные неприятности и оскорбления. Таков наипаче должен быть епископ. «Он должен уметь переносить сделанные против него проступки (но только такие). Ибо оставлять без внимания, что терпят обидного другие, — не признак скромности (свойственной епископу). Сказано: //начальствуй со тщанием// (ср.: [[new:rim:12:08|Рим. 12, 8]])» (блаженный Феодорит). //Не сребролюбцу//. «Не сказал Апостол: нестяжательну, потому что дает умеренные законы, но: не любящему денег. Ибо возможно иметь у себя Деньги, но распоряжаться ими как должно и не им раболепствовать, но быть господином их» (блаженный Феодорит). К тому же ему должно быть и благотворительну, «для чего необходимо иметь, из чего благотворить, но иметь без привязанности к имеемому, дабы не сокращалась рука благодеющая. «Поелику выше сказал, что ему должно быть //страннолюбиву//; то теперь прибавляет: //не сребролюбцу//,— показывая, что будет он страннолюбив, если не будет сребролюбив, и вместе научая, что под предлогом страннолюбия не должен он собирать сокровищ» (блаженный Феофилакт). Святой Златоуст изумляется, что святой Павел поминает здесь о таких пороках, которые и во всяком христианине, и даже нехристианине, нетерпимы,— «очень грубых» (Экумений). Почему слова: //не пиянице, не бийце// — истолковал не в собственном их смысле, а в значении переносном: «//не пиянице//. Не о том говорит Апостол, кто упивается вином, но о бранчивом и продерзком. //Не бийце//. Здесь идет речь не о тех, которые бьют руками; но так как есть люди, которые безвременно возмущают совесть братии, то, мне кажется, он здесь на них намекает». То же повторяют и Экумений с Феофилактом. Наконец, святой Златоуст такую обращает речь к Апостолу: «впрочем, что ты говоришь, скажи мне? Беседуя о епископе, сказал, что он не должен быть пьяницею, между тем как надлежало бы сказать что-нибудь более важное. Отчего, например, не сказал, что епископ должен быть Ангелом, не быть подверженным ни одной человеческой страсти? Или почему не выразил тех великих требований, о которых говорил Христос и которые должны исполнять даже подчиненные,— что нужно распять себя и всегда быть готову отдать душу свою за других? //Пастырь добрый//,— говорил Он,— //душу свою полагает за овцы// ([[new:in:10:11|Ин. 10, 11]]); также: //иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин// ([[new:mf:10:38|Мф. 10, 38]]); но сказал: //не пиянице//? Благие можно иметь надежды, если в этом нужно наставлять епископа! Но отчего ты не сказал, что он должен отрешиться от земли, но даже того не заповедал епископу, что заповедал мирянам? Этим говорил: //умертвите уды ваша, яже на земли// (ср.: [[new:kol:03:05|Кол. 3, 5]]) — и еще: //иже Христовы суть, плоть распяша// ([[new:gal:05:24|Гал. 5, 24]]). Почему же не сказал этого и епископу? Потому что таких не много можно было найти, между тем епископов требовалось много, которые бы предстоятельствовали в отдаленных городах. Поэтому, так как в последствии времени могли возникать наветы против Церкви, то Апостол говорит об умеренной добродетели, а не об этой возвышенной и выспренней, потому что многим свойственно быть трезвенными, честными, целомудрыми». Это же занимало и Амвросиаста, — и он пишет: «для того указал здесь Апостол низшие Добродетели, чтоб, если кто окажется имеющим высшие, и сомнения не было, что он достоин епископства. Если кто, влекомый высшими стремлениями, и душу и тело свое посвящает Богу, то такой тем паче достоин». ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив** См. Толкование на [[new:1tim:03:01#prp_efrem_sirin|1 Тим. 3:1]] =====Прп. Икумений Триккский===== **не пиянице, не бийце, не сварливу, не мшелоимцу, но кротку, не завистливу, не сребролюбцу** См. Толкование на [[new:1tim:03:01#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 3:1]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив** См. Толкование на [[new:1tim:03:01#prp_isidor_pelusiot|1 Тим. 3:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Не пьяница.** Не о том говорит здесь апостол, кто упивается вином, но о бранчивом и заносчивом. **Не бийца.** Здесь идет речь не о тех, которые бьют руками, но о тех, которые безвременно возмущают совесть братии. **Не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив.** Научает, как можно быть не пьяницей и не бийцей. Кто кроток, тот не будет сварлив. Так как выше сказал, что ему должно быть //страннолюбивым//, то теперь прибавляет: //не сребролюбив//, показывая, что он будет страннолюбив, если не будет сребролюбив, и вместе научая, что под предлогом страннолюбия не должен он собирать сокровищ. ===== Лопухин А.П. ===== **не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив** //Бийца// - человек, который в гневе склонен давать волю своим рукам. [<10>]