[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 3:4 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякою чистотою (честностию)** Церковь — дом Божий, которым править избирается епископ. Способен ли на сие служение избираемый, можно судить по тому, как он правит своим домом. Кто хорошо правит домом, от того можно ожидать, что он хорошо будет управлять и Церковию. Хоть это дело ширше, и предметы управления сложнее, и цели его возвышеннее, но управление, как управление, одинаковых требует приемов. То правда, что заключение от хорошего домоправления к хорошему управлению Церковию не необходимо следует, но всякий хороший управитель дома, при избрании на предстоятельство в Церкви, не может не иметь перевеса над другими, подавая добрые надежды. «То же говорят и внешние, что хороший домоправитель скорее может сделаться хорошим правителем дел гражданских» (святой Златоуст). Дом обнимает и лица, живущие в нем, и имущество его, и его внешние отношения к правительству и частным лицам. Все сие есть и в Церкви: есть и лица всех состояний и возрастов,— есть и свое имущество, определяемое на содержание бедных, больных, престарелых, вдов и сирот, кроме домов собрания,— есть и свои отношения ко внешним. Кто в доме оказал опыт хорошего управления по всем частям, тот, вступая в управление Церковию, вступит не на новое и совсем неведомое ему дело. Почему скорее найдется, как действовать в том или другом случае. Святой Златоуст говорит: «и Церковь есть то же самое, что малый дом, и подобно тому, как в дому находятся дети, жена, слуги и над ними всеми возвышается своею властию муж; так и в Церкви не иное что, а то же самое (встречаем) — детей, жен, слуг. Если предстоятель Церкви имеет соучастников своей власти, то и там муж имеет соучастницею власти жену. Но здесь должно заботиться о пропитании вдовиц и девственниц? И там тоже муж имеет на своем пропитании рабов и дочерей». //Чада имущу в послушании со всякою честностию//. Из всех предметов управления по дому особому предлагает вниманию избирателей поведение детей; не в том, конечно, значении, что, у кого дети хороши, тот хороший правитель, потому что тут все может зависеть от естественных причин, но в том особенно, что коль скоро дети не хороши, то отец какой уже правитель? «Дома Должен он показать хороший пример управления. Ибо кто поверит, что чужого заставит слушаться себя тот, кто своего сына не умел держать в послушании?» (святой Златоуст).—Из Добродетелей, рекомендующих чад, указывает Апостол на послушание и всякую честность: послушание к родителю, как главе дома, а честность пред всеми, и в доме, и вовне. Можно поэтому сказать, что эти две черты обнимают все доброе поведение детей. Почему блаженный Феодорит: //имущу чада// с такими свойствами, — толкует: «учащу детей всякой добродетели; для чего требуется, чтобы действовало не одно расположение самых детей, но и собственное его произволение». Блаженный Феофилакт пишет: «//со всякою честностию// — значит: и в слове, и в деле, и в одежде,— и притом пред всеми и во всякое время» — и наводит: «как можно надеяться, что сделает честными чужих, когда своим кровным попустит жить нечестно?» ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью** Также и дети его да не поступают по примеру сынов Илия ([[old:1ts:02:12|1 Цар. 2:12]] сл.), но пусть повинуются отцам своим и всему народу со всякою чистотою и постоянством. =====Прп. Икумений Триккский===== **свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякою чистотою** См. Толкование на [[new:1tim:03:01#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 3:1]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью** См. Толкование на [[new:1tim:03:01#prp_isidor_pelusiot|1 Тим. 3:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Хорошо управляющий домом своим.** Об этом говорят также и внешние писатели, что хороший домоправитель в скором времени может сделаться и хорошим правителем государства. **Детей содержащий в послушании со всякою честностью.** В собственном доме он должен показывать пример, ибо кто поверит, что чужого покорит себе тот, кто сына своего не умел удержать в зависимости? Как сделает чужих честными, когда своим кровным попустит жить нечестно? //Со всякой честностью// значит - и в слове, и в деле, и в одежде, - и притом пред всеми и во всякое время. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией** Церковь, по апостолу, есть как бы большая семья, в которой отцом и правителем является епископ. В большой семье труднее управляться, чем в маленькой, и кто не умеет как должно поставить свою семью, тот будет и плохим епископом. //Со всякою честностью.// От отца семьи требуется честность (semnothV), т. е. соблюдение своего достоинства. [<10>]