[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 3:7 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Подобает же ему и свидетельство добро имети от внешних, да не в поношение впадет и в сеть неприязнену** «Не сказал: надлежит ему иметь свидетельство, но //и свидетельство имети//, — то есть между прочим и это, а не одно это только» (святой Златоуст). Сказав, что епископ должен быть безукоризнен (см.: [[new:1tim:03:02|3, 2]]), и изобразив разные стороны такой безукоризненности среди верующих, теперь прибавляет ко всему тому и //доброе свидетельство от внешних//, — то есть от не принадлежащих к Церкви верующих, иудеев и еллинов. Иметь свидетельство не то значит, чтоб надлежало добыть форменное свидетельство от не своих и представить своим, но то, чтоб избираемый в епископы пользовался доброю славою и среди неверных. В каком отношении? Конечно, не по внешнему положению, но по всем известной доброй нравственности и житейским добродетелям. Святой Златоуст, прилагая к сему слова Спасителя: //тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех// (ср.:[[new:mf:05:16| Мф. 5, 16]]), говорит: «пусть поступки его будут светлы. Ибо подобно тому, как никто не назовет солнца темным, даже самый слепой, потому что он стыдится идти против общего мнения,— так и совершенно праведного никто не станет порицать. Правда, язычники часто клеветали на них (епископов или христиан вообще) ради их верований, но праведной их жизни не порицали, напротив, вместе с другими удивлялись и приходили в изумление (взирая на нее). И на Апостолов клеветали; но что? Что они льстецы и обманщики,—то есть ради их проповеди,—и это делали потому, что ни в чем не могли укорить их жизни. Ибо почему никто не сказал об них, что они любодеи, нечестивцы, корыстолюбцы, но — льстецы, что относилось к одной только проповеди? Не потому ли, что они вели жизнь безукоризненную? Конечно, потому. Поэтому и мы (епископы) так должны жить; и тогда и об нас никто не станет худо говорить, хотя бы это был наш враг или неверный. Ибо, кто ведет праведную жизнь, тот и у неверных становится достойным уважения: истина и врагам заграждает уста». Святой Златоуст, как очевидно, имеет здесь в виду доброе свидетельство внешних более о нравственной жизни избираемого; а Амвросиаст — более о житейских добрых его качествах: «следуя слову Господа, Апостол говорит, что имеющий быть епископом должен иметь доброе свидетельство и от внешних; потому что верный в меньшем будет верен и в большем. Кто в меньшем, то есть в мирских делах и в житейских соотношениях, неверным оказывается, тот, нет сомнения, будет неверен и в отношении к Божественным вещам. Напротив, кто людям изъявляет верность, тот тем более будет изъявлять ее Богу». Доброе свидетельство внешних прежнее ли поведение избираемого имеет в основании, когда он сам был внешним, или новое, когда он стал внутренним, Апостол не указывает. Нечего потому и гадать об этом. Было бы доброе свидетельство от внешних, а когда и как оно образовалось, на это нечего смотреть. Тогда из обращающихся были многие такие, которые прежде жили зазорно; но, сделавшись христианами, начинали жить безукоризненно и вследствие того приобретали Доброе о себе мнение и среди тех, которые прежде зазирали их жизнь. Таких еще скорее следовало избирать: ибо чрез то наияснейше представляемо могло быть взору всех благотворное действие веры Христовой. //Да не в поношение впадет и в сеть неприязнену//. Это в случае, если б избрали не имеющего доброго свидетельства от внешних, и тем паче имеющего недоброе свидетельство. Но какое дело внутренним до внешних, когда они по совести признают избираемого достойным? Внешние могут не знать его хорошо или злонамеренно клеветать на него. Будто и следует правду приносить в жертву их неправде?! Не потому надо брать во внимание их свидетельство, чтоб жертвовать их неправде правдою; но, оставляя у себя и для себя правду правдою, то есть не изменяя своего доброго мнения о не имеющем доброго свидетельства от внешних, лучше не избирать его во избежание худых от того последствий. Святой Златоуст говорит: «а если он будет оклеветан и случайно подвергнется несправедливому обвинению? Может и это случиться.— Но в таком случае не должно его избирать из среды других; ибо это внушает большие опасения». Опасности две: //да не в поношение впадет и в сеть непрнязнену//. //Да не впадет в поношение//. Но он уже в поношении, если не имеет доброго свидетельства. Какого еще поношения опасаться? Может быть, Апостол под: //да не в поношение впадет// — разумеет: да не падет под тяжестию его, как в: //не введи нас во искушение// — разумеется: не дай нам пасть под тяжестию его. Пока, оставаясь частным лицом, слышал он недобрые о себе отзывы, легко сносил их, пропуская мимо ушей. А когда поставят его главою общества верующих, тогда нелегко ему оставаться равнодушным к тому. Начнут его давить то стыд и пред собою, и пред своими, и пред чужими, так что и на люди показаться неохотно,— то досада, гнев и злость. Эти неприятные движения сердца и сами уже суть //сеть неприязненная//,— по-гречески: του διαβολου — диавольская. Но они могут для врага послужить поводом к сплетению еще более опасной сети. Отяготившись и обессилев, он может, под действием недремлющего врага, бросить и епископство, и самое христианство и «обратиться к прежней беззаконной жизни» (блаженный Феодорит).— Как такая опасность очень возможна, — опасность большая, а избежать ее очень легко, то благоразумнее так поступать, чтоб не подвергать ей никого. Или //да не в поношение впадет//: чтоб не впасть еще в большее поношение, которое с него может перейти и на все общество верующих и тем пресечь благоуспешное действие Евангелия (см.: блаженный Феофилакт). Что можно тоже назвать сетью вражьею: ибо сети устрояются то на ввержение в грех и пагубу, то на воспрепятствование расширению круга добра. Соблазн для неверных от поношения епископа верных есть тоже сеть диаволова =====Прп. Икумений Триккский===== **Подобает же ему и свидетельство добро имети от внешних, да не в поношение впадет и в сеть неприязнену** См. Толкование на [[new:1tim:03:05#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 3:5]] ===== Прп. Никодим Святогорец ===== Когда кто-либо придет к тебе, прося твоего свидетельства для рукоположения во священника, открой хорошенько очи души своей и испытай все глубины его сердца со тщанием большим, нежели ты прилагаешь к другим людям: //«Здесь мудрость»// [[new:otkr:13:18|(Откр. 13, 18)]], - и здесь – все твое искусство и разум. И когда, исследовав, ты не найдешь в нем никакого препятствия для канонического рукоположения, снова будь осторожен и не давай ему сразу своего свидетельства, но отложи до времени, пока не расспросишь и других, общающихся с ним и знающих его жизнь, и не получишь от них сведений: **«Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних»**, – как говорит божественный Павел. Поступай так, чтобы не быть сообщником чужих грехов, как написано в твоей исповедной грамоте. Ибо то, что Павел говорит архиерею, которому надлежит рукополагать этого человека: //«Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах»// [[new:1tim:05:22|(1 Тим. 5, 22)]], – подходит, духовник, и тебе, которому предстоит дать свидетельство для хиротонии. Если не сказать, что это изречение наиболее подходит к тебе, и ты имеешь большую тяжесть, потому что сегодня архиереи, довольствуясь одним лишь твоим свидетельством (чего бы быть не должно), рукополагают тех, кого рукополагают. //**Руководство к исповеди.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних.** То есть от язычников, чтобы и они не порицали его за что-либо, а, напротив, уважали. Но что, если он покажется им хорошим, а на самом деле не будет таким? Это представит большое затруднение. Ибо враги порицают людей праведных. Впрочем, апостол выставляет на вид не одно это, но вместе с прочими добродетелями, говоря: //надлежит ему также иметь доброе свидетельство//. А что, если они напрасно будут говорить о нем худо, чтобы оклеветать его? Этого не может быть: потому что человека безукоризненной жизни и они уважают. Они порицают учение его, а не жизнь, подобно как и апостолов они не называли любодеями и нечестивыми, но - обманщиками, что относилось к одной только проповеди. Если же встретится такой случай, что человека оклевещут ложно, все-таки его не должно поставлять в епископы. Ибо не должно быть того, чтобы чьи-либо души не освещались своим светильником. //Да светят//, говорит,// дела ваши, чтобы видели люди// ([[new:ef:05:16|Мф. 5:16]]). Если же должно иметь свидетельство от врагов, то тем более от друзей. **Чтобы не впасть в нарекание.** Имеет в виду поношение со стороны язычников, что может пресечь благотворное действие проповеди. **И сеть диавольскую (του διαβόλου).** Или что они скоро умертвят его, или что он будет впадать в те же самые грехи, в какие и они. Да и быть соблазном для многих - тоже сеть диавола. ===== Лопухин А.П. ===== **Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую** Не только христиане должны видеть в своем епископе безупречного человека, но и язычники (внешнее). Иначе епископ подвергнется нареканию со стороны неверующих, а это поставит его в тяжелое положение, лишит его необходимого самообладания и опять даст возможность диаволу уловить его в свои сети, т. е. побудить к каким-нибудь неправильным действиям, в результате чего явится его полное падение. [<10>]