[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 4:8 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго** О каком телесном обучении здесь говорится? Об укреплении тела гимнастическими упражнениями и приучении его к скорым и ловким движениям: ибо говорит: σωματικη γυμνασια — телесное упражнение. Зачем же приводится оно здесь на мысль? Затем, чтоб чрез это возбудить к большей ревности упражняться в делах и трудах благочестия. Апостол говорит как бы так: те, которые на играх желают получить венцы, усердно упражняются в телесной гимнастике, чтоб укрепить тело свое и приучить его к ловким движениям. Но если для тленных венцов столько употребляют трудов в гимнастике телесной, то как не употребить гораздо больше трудов в гимнастике духовной, то есть в обучении себя благочестию для венцов нетленных?! То //телесное обучение// или упражнение //вмале полезно//,— то есть полезно на малое нечто или на малое время, «то есть только для тела и только для настоящей жизни» (Экумений). Полезно на малое нечто, именно — на укрепление тела, приучение его к легким движениям и чрез то на получение венцов в состязаниях на играх народных, а то и другое малозначительно; полезно на малое время,—только на настоящую жизнь, и то не всю. А благочестие //на все полезно//, то есть и для благоденствия в настоящей жизни, и для вечного блаженства в будущей, — //обетование имуще живота нынешняго и грядущаго. Обетование имуще// указывает на то, что Сам Бог, по неизменной правде Своей и неистощимой благости, благоволил сочетать с благочестием, или жизнию в духе веры Христовой, и благоденствие временное, и блаженство вечное. Под //животом// разумеется не жизнь как жизнь, а качество жизни, жизнь желанная, счастливая и блаженная, без чего жизнь не жизнь. Если таково благочестие, то соответственно сему должно быть ведено и упражнение в нем, то есть со столь же большею ревностию, во сколько плод его выше плода, доставляемого телесным упражнением. Под телесным обучением, вне контекста, иные, особенно Отцы-подвижники, разумеют телесные подвиги и в словах Апостола видят определение относительной их цены, сравнительно с подвигами духовными. Но в контексте, по течению речи, здесь разумеются гимнастические упражнения тела. Святой Златоуст говорит: «некоторые полагают, что это сказано о посте. Но с этим нельзя согласиться: пост составляет не телесное, а духовное упражнение. Ибо если бы он был телесным упражнением, то питал бы тело. Если же он истощает, утончает и иссушает тело, то и не составляет телесного упражнения. Следовательно, не об этом говорит он, а о телесных (гимнастических) упражнениях, которыми иные занимаются и не во время состязаний и, как ратоборцы, всё делают, от всего воздерживаются, тяжелый переносят труд. Но для чего, спросишь ты, упоминает он здесь о телесном (гимнастическом) упражнении? Для того, чтобы чрез сравнение показать превосходство духовных подвигов (в благочестии); потому что первое (телесная гимнастика), будучи соединено с большими трудами, не приносит большой пользы и ничего такого, о чем стоило бы говорить; а последние (подвиги благочестия) приносят неизменную и обильную пользу.—Первого рода упражнение не приносит выгоды, а только несколько пользы доставляет телу. А упражнение в благочестии приносит плод и на будущую жизнь: и здесь и там доставляет утешение». Объясняя это последнее, блаженный Феофилакт прибавляет: «и здесь, говорит, снабдевает человека благочестие. Ибо, не обличаемый совестию ни в чем худом, и здесь веселится духом, верные имея обетования будущих благ, там же и самым делом заживет истинною жизнию». Первую, впрочем, часть этого объяснения он взял у того же святого Златоуста, У которого она пространнее изложена: «и здесь мы пребываем в благом уповании. Ибо тот, кто не знает за собой никакого преступления и творит добрые дела, радуется и в настоящей жизни. Между тем как человек порочный не только там, но и здесь переносит наказание, постоянно живя в страхе, ни на кого не смея взглянуть с дерзновением, трепеща, бледнея, томясь. Разве не таковы корыстолюбцы, воры, которые не уверены в том, чем владеют? Разве прелюбодеи и человекоубийцы не ведут самой тягостной жизни, с недоверчивостию взирая на самое солнце? Неужели это есть жизнь? Это не жизнь, а скорее самая тяжелая смерть». ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей** Телесные подвиги вмале полезны [[new:1tim:04:08|(1 Тим. 4:8)]], т.е. они могут только укротить страсти, а не искоренить их. Благочестие же, которое состоит в невидимом упражнении ума и сердца, при православной вере, на все полезно: при нем только может человек ощутить жизнь вечную, вкушаемую святыми здесь отчасти, как в обручении, вполне раскрывающуюся по разлучении души с телом. Жизнь вечная заключается в многообразном действии благодати в душе, которое ощущается по мере очищения от страстей. **//Аскетические опыты. Том 2.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей** **Ибо телесное упражнение** тех, кои занимаются им, **на мало (есть) полезно**, пока то есть живет тело их, оно оказывает им помощь, - дела же праведности, в коих упражняются души, всегда оказываются полезными: здесь - тем, что снискивают доброе имя, а в будущем веке - тем, что дают нам блаженство вечной жизни. =====Прп. Икумений Триккский===== **Телесное бо обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго** См. Толкование на [[new:1tim:04:07#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 4:7]] ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей** Не всё занимайся телесным обучением, но, определив для тела посильный подвиг, весь ум обрати на внутреннее: **телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть** [[new:1tim:04:08|(1 Тим. 4:8)]]. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей** Не все пекись о плоти, но определив ей подвиг по силе ее, весь ум свой обрати на внутреннее. **Ибо телесное обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть**, и проч. //**Главы о любви.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей** Будем обучать ум благочестию, если телесное обучение уже с успехом кончено. **«Телесное бо обучение вмале есть полезно»** как подобное учению детскому, **«а благочестие на все полезно есть»**[[new:1tim:04:08| (1 Тим. 4:8)]], доставляя душевное здравие желающим приобрести победу над противоборствующими страстями. Ибо как для борцов, обучающихся еще детским играм, прилично упражнять тело и часто приводить в движение члены, а борцам возмужавшим свойственно прилагать попечение о подвижнической крепости и умащать себя на великие подвиги; так и в отношении добродетели: только приступающим к богочестию хорошо прилагать попечение о том, чтобы остановить действенность удовольствий, в которых они выросли, и страстей, которыми, так сказать, непроизвольно увлекаются, и преодолеть их; а соделавшиеся способными к деятельной добродетели да употребят все усердие позаботиться о движениях мысли и охранить помысл, чтобы, придя в беспорядочное движение, он не увлекся к чему-либо бесполезному. И короче сказать, одни стараются о том, чтобы управлять телесными движениями, а другие о том, чтобы дать правильное направление стремлениям помысла, так, чтобы он стремился к только любомудренному образу жизни, и никакое мирское представление не отвлекало его от Божественных помышлений. Ибо вожделение богочестивого человека должно быть всецело направлено к возлюбленному им, так чтобы человеческие помыслы вовсе не находили времени приводить в действие свои страсти. И если каждая страсть, когда она приведена в движение, держит помысл обладаемого ею в связанном состоянии, то почему же и ревности о добродетели не удерживать мысль свободною от всего прочего? Ибо ощущает ли что-либо внешнее человек огорченный, борясь мысленно с представлением огорчившего лица? Человек непотребный, нередко сидя с кем-нибудь в обществе, не владеет своими чувствами и, представляя любимый им образ, беседует с ним, забыв о присутствующих, и сидит, как столп безгласный, не знает, что делают или говорят у него перед глазами, но, погрузившись в себя, весь занят представлением любимого лица. Если же это в такой мере овладевает помыслом по пристрастию к сатанинской любви и делает чувства недеятельными, то гораздо более любовь к духовному любомудрию заставляет ум отрешаться и от чувственного, и от чувств, восхищая его в высочайшее, и, заняв созерцанием представляемого уму, приводит его в нерасторгаемое единение с Богом. **//Письма на разные темы. Письмо 3.252.//** ---- Злостраданиями пресекать и приводить в бездействие возбешение плоти и воспламеняющееся в теле сластолюбие – Божественный Апостол называет //«телесным обучением»//. **«Благочестие же»**, – говорит он, – **на все полезно есть»** [[new:1tim:04:08|(1 Тим. 4:8)]]. И оно действительно таково, потому что при содействии Божием может совершенно уничтожить страстные воспоминания и приобрести, наконец, постоянную чистоту ума. **//Письма на разные темы. Епископу Вевиану.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей** Теперь всюду в странах уделяют огромное значение физической культуре телесной. Конечно, с христианской точки зрения, эта культура приемлется, но как второстепенное начало: главное для христианина – культура духа. Что есть духовная культура? – Работа над своею грешной душой, чтобы при помощи Божией достичь нам возраста мужа совершенного во Христе [[new:ef:04:13|(Еф. 4:13)]]. Культура физическая дает силу и красоту тела. Но если у человека нет христианских добродетелей, то эта культура легко может погибнуть... Разве не слышим теперь сплошь и рядом, как цветущие физически юноша или девушка, потеряв веру в нравственность, легко впадают в разврат, получают болезни, от коих гниет их тело и которые делают уже безсмысленными все физические упражнения!.. Ты заботишься о здравии своего тела. А если ты больной от природы: хилый, хромой, горбатый, слепой. Что же, физическая культура только для избранных?.. Значит, у них ничего уже нет?.. А духовная культура доступна всем: и здоровым и больным... Культура тела только предохраняет несколько от болезней. Но она не может уберечь людей от болезней, тем более смерти... А культура духа христианская именно делает безвредными болезни и смерть... Христианин не боится смерти и болезней: он даже стремится скорее оставить этот мир и перейти к вечной жизни, в полном общении с Христом Богом [[new:fil:01:20|(Фил. 1:20–23)]]. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо телесное упражнение мало полезно** Некоторые полагают, что под постом разумеется телесное упражнение. Это неправда: пост есть духовное упражнение. Но под телесным упражнением он разумеет то, которое хотя требует больших трудов, однако мало приносит пользы и притом на время. **А благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей** Здесь, говорит, помогает человеку благочестие. Ибо не обличаемый совестью ни в чем худом и здесь веселится духом, имея верные обетования будущих благ, там же самым делом заживет истинной жизнью. Чрез сравнение апостолов показывает превосходство благочестия. ===== Лопухин А.П. ===== **ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей** См. Толкование на [[new:1tim:04:06#lopuxin_ap|1 Тим. 4:6]] [<10>]