[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 4:15 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **В сих поучайся, в сих пребывай, (в сих разумевай): да преспеяние твое явлено будет во всех** //В сих// — во всем сказанном ему прежде, то есть: //образ буди верным// — и: //внемли чтению, утешению, учению// — или даже выше: питайся словесами веры и обучай себя ко благочестию, по упованию жизни вечной. Но можно ограничить широту значения: в сих — преимущественно тем, что относится к созиданию себя, как пастыря, и к пастырскому созиданию пасомых. //Поучайся//, μελετα,— о сем рассуждай, сие держи непрестанно в уме и обдумывай, сим всеусердно будь занят.— //В сих пребывай// — будь весь в этом, другое чтоб и на ум не всходило, этому одному будь вседушно предан. Как воин весь в своем воинстве, художник весь в своем искусстве, ученый весь в своей науке: так ты будь весь в своем пастырстве. Ибо это есть существенное условие к тому, чтобы совершенным явиться в деле, какое кто берет на себя или к какому кто призван. Почему Апостол и прибавляет вслед за сим: //да преспеяние твое явлено будет во всех//. — //Преспеяние// — успех, совершенство. //Будет//,— чтоб явно было, что ты во всем совершен, и в жизни, и в учении, или чтоб всем явно было, что ты совершен в своем деле и чине, то есть пастырстве. Таким образом само собою устроится, что никто о юности твоей нерадеть не будет. Экумений пишет: «//преспеяние// указуется великое; ибо, не будь оно очень велико, то и явно не будет. Слово же: //во всех// — означает: или всем людям, или во всех вещах». Дополняет сие Феофилакт: «//во всех//,— то есть не в жизни только, но и в слове учительском. Смотри, как великим и дивным желает он быть ему даже и в этом!» Слов: //в сих разумевай// — никто не читает из наших толковников. С 14-го стиха до конца главы Апостол предлагает во увещание к доброму пастырствованию убедительные представления: в 14-м: //не неради о даровании//; здесь: //да преспеяние твое явлено будет во всех//; далее: //сам спасешися и послушающии тебе//. «Смотри,— говорит святой Златоуст,— как настойчиво побуждает он его к одному и тому же, желая показать, что учителю должно больше всего стараться об этом (то есть быть образцом и учить)». ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден** **В сем пребывай**, говорит, и этим предварительно занимайся, то есть предварительно пребывай в этом, как изучением так и исполнением на деле, - дабы чрез эти дела явно было, что ты преуспевал доселе. =====Прп. Икумений Триккский===== **В сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяние твое явлено будет во всех** См. Толкование на [[new:1tim:04:11#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 4:11]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **О сем заботься, в сем пребывай.** Часто наставляет его в одном и том же, желая показать, что епископу больше всего должно стараться об этом. **Дабы успех твой для всех был очевиден.** Не в жизни только, но и в слове учительском. Смотри, как великим и дивным желает он быть ему даже и в этом. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя** //О сем заботься,// т. е. размышляй о своих обязанностях (см. 11-13 ст.), в семь //пребывай, как// в своем доме. Только в таком случае Тимофей вправе ожидать успеха в своей деятельности. //Вникай в себя,// т. е. наблюдай сам за собою, чтобы не впасть в какую ошибку, не уклониться от духа евангельского. //И в учение.// Здесь всего естественнее понимать учительную деятельность других учителей веры в Ефесе, которую Тимофей не должен оставлять без наблюдения и контроля, - //Сим//, т. е. наблюдением... **//Толковая Библия.//** [<10>]