[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 5:2 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Старицы, якоже матери: юныя, якоже сестры, со всякою чистотою** //Стариц// — учи, увещавай, склоняй на добро, //как матерей//. «Причина сему та же, что и в отношении к старцам» (Экумений) — «смягчение горечи исправительной речи теплотою сыновней любви и почтительности» (блаженный Феофилакт). «Старицы, видя, что их учат кроткою речью, будут без горечи принимать ее, так как при этом соблюдается почтительность к ним. Старым горько принимать уроки от младших. Почему, когда это бывает неизбежно, Апостол велит смягчать это действие кротостию и почтительностию, чтоб оно послужило в пользу и учащему, и слушающим» (Амвросиаст). //Юниц//, — то есть девиц или молодых жен, учи, увещавай и исправляй, как //сестр//. Причина и здесь та же, что в отношении к юношам, потому что и им не чужды продерзость и непокоривость. «Юниц велит Апостол учить, как сестр, чтоб они с готовностию подчинялись дисциплине доброго жития. Ибо, видя, что им не властно повелевают, а доброжелательно внушают, чего требует добрая жизнь, они беспрекословно на то соглашаются, смиряясь пред увещателем. Ласковостию скорее можно достигнуть того, в чем не всегда успевает авторитетная власть» (Амвросиаст). «Но как беседы с молодыми женщинами с трудом избегают подозрения, а между тем епископ должен и это делать, то Апостол прибавляет: //со всякою чистотою//,— показывая тем, что говорить с ними надлежит со всякою чистотою. Если же Тимофею заповедует он это, то пусть подумают все другие, каков должен быть епископ, чтобы не подать случая к подозрению, ни даже тени оправдания для тех, которые захотели бы клеветать» (святой Златоуст). Но кажется, святой Павел имеет при сих словах в виду не столько подозрения других, сколько предотвращение сердечного сочувствия юницам. Это сочувствие и далее влечение естественно вызывается при встрече с женами, особенно юными. Но оно не неизбежно и тем менее таково, чтоб необходимо властвовало над сердцем. Его можно пресекать, при самом зарождении или первом движении, и прогонять, когда оно против воли прорвется. Вот об этом отторжении от сердца сочувствий и говорит здесь Апостол. «Апостол присовокупил: //со всякою чистотою//, — пишет блаженный Феодорит, — научая при телесном целомудрии сохранять и душевное и не допускать в себя никакого вреда посредством зрения или слуха». =====Прп. Икумений Триккский===== **Старицы, якоже матери: юныя, якоже сестры, со всякою чистотою** См. Толкование на [[new:1tim:05:01#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 5:1]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Старицы, якоже матери: юныя, якоже сестры, со всякою чистотою** То есть чистотою мыслей и сердца как по отношению к истинам слова Божия, так и по отношению к лицам женского пола, – и чистотою побуждений. Нечистота, как отвратительный гад, при обращении с женским полом незаметно вползает в душу и омрачает совесть. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ---- См. Толкование на [[new:1tim:05:01#prav_ioann_kronshtadtskij|1 Тим. 5:1]] **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Стариц, как матерей.** Так как обличение тяжело переносится, особенно когда молодой человек, обличает старого - тогда оно становится втройне безрассудным, поэтому, говорит, ты смягчай его кротостью. **Молодых, как сестер.** Так как этот возраст отличается большой смелостью и не переносит обличений, поэтому, говорит, должно смягчать их снисходительностью. **Со всякою чистотою.** Так как беседы с молодыми женщинами порождают подозрения, а между тем епископ должен беседовать и с ними, то ты, говорит, должен не только остерегаться греховного соединения, но не должен подавать и никакого повода к подозрению. Апостол заповедует это Тимофею не ради него, а ради нас, последующих епископов, чтобы мы остерегались подозрений. ===== Лопухин А.П. ===== **стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою** См. Толкование на [[new:1tim:05:01#lopuxin_ap|1 Тим. 5:1]] [<10>]