[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 5:8 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и невернаго горший есть** Если предыдущие слова относить и к детям с внуками, видя в них такую заповедь: внушай, требуй, обяжи их упокоивать матерей и бабок, да будут свободны от укора; то настоящий стих, прямо отвечая такой мысли, будет представлять побуждение к действованию по предлагаемому внушению, показывая, как неуместен несообразный с тем образ действования. Пекитесь о своих; ибо, кто не печется о них, тот веры отвергся и стал хуже неверного. Если же в предыдущем стихе видеть другую какую из предложенных мыслей; то, для связи настоящего стиха с предыдущими, надо вставить такую дополнительную речь: что же касается до того, что я налагал на детей и внуков долг пещись о сущих в их доме вдовах — матерях их или бабках, то это так неотложно, что если кто не будет так поступать, то он веры отвергся и стал хуже неверного. Под //своими// и //присными// разумеются родственники вообще, из которых //присные//, οικειοι, — суть те, кои живут в одном доме, а свои, ιδιοι, — все другие родные особо живущие. Так Апостол требует, чтоб родные пеклись взаимно друг о друге и помогали нуждающимся из своих. Кто не исполняет сего, тот, говорит, самым сим действием //веры отвергся//. «Дела его такие не суть дела верующего» (блаженный Феофилакт), или такие дела обличают в нем неверующего, показывают, что он чужд веры; устами исповедует Бога, а делами отметается Его (см.: [[new:tit:01:16|Тит. 1, 16]]). Вера требует быть милостивым не к своим только кровным, но и ко всем нуждающимся. «Каким же образом может быть милостив к посторонним тот, кто презирает людей одного с собою рода, свойственников своих?» (святой Златоуст). Правда, бывает, что иной, минуя своих, благотворит чужим; но это всегда делается напоказ. «Разве не называют все тщеславием, когда кто, благодетельствуя чужим, презирает и не щадит своих, несмотря на то, что благотворить последним было бы для него и удобнее, и справедливее?» (святой Златоуст).—Так немилостивый к своим очевидно не имеет верующего сердца и есть то же, что невер. Но Апостол идет далее и утверждает, что такой даже хуже невера: //невернаго горший есть//. Неверный, если б так поступил, нарушил бы только закон естественный, а этот, поступая так, и естественный, и писанный закон нарушает (см.: святой Златоуст). А сравни его с тем из неверующих, который печется о родных по одному закону естества; насколько он окажется хуже его? — «Бог для того и учредил родственные связи, чтобы имели больше мы случаев благотворить друг другу. Поэтому если ты не делаешь того, что делает неверный, то ужели ты не отказался от веры и не стал хуже неверного? Если же не пекущийся о присных отказался от веры и стал хуже неверного; то куда должен быть отнесен и где займет место тот, кто обижает присных своих? Не все равно — презирать ближнего и дальнего. Гораздо зазорнее презирать знакомого, нежели незнакомого,— друга, нежели недруга» (святой Златоуст). И тем паче кровного родственника. =====Прп. Икумений Триккский===== **Аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и невернаго горший есть** См. Толкование на [[new:1tim:05:03#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 5:3]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного** **Если же кто о своих, и особенно о домашних** своих, **не заботится**, тот** от веры отрекся**, поелику не исполняет того дела, которого требует вера, - **и он (есть) невернаго хуже**, поелику делает то чего он не желал делать. ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Поскольку богомудрый Павел, //сосуд избрания// [[new:act:02:15|(Деян.2:15)]], сокровищница Христовых умопредставлений, упорядочивший и сушу, и море, варваров убедивший любомудрствовать, изрек, что нерадеющие о ближних хуже язычников, сказав: **кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и невернаго горший есть**, то именно это побудило и меня писать к вам. Что, по вашему мнению, означается здесь словом **промышление**? Снабжение ли пищею? По моему мнению — попечение о душе. Если же будете оспаривать это, то и в таком случае сказанное мною тем более найдет себе подтверждение. Ибо, если скажете, что речь идет о теле, и о не подающем необходимой пищи Апостол сказал, что он жестокосерднее язычника, отвечу: где же будет место тому, кто оставляет попечение о душе, что гораздо важнее и необходимее? Посему послушайтесь меня и избавьте себя от своего безумия. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Если же кто о своих и особенно о домашних не печется.** Сластолюбивая женщина, говорит, потому уже умерла и погибла, что всю заботу употребляет на себя. Между тем должно заботиться// о своих// то есть верных, //и особенно о домашних//, то есть принадлежащих к роду, разумеет всякую заботу - и о душе, и о теле. **Тот отрекся от веры.** Почему? Потому что дела его такие не суть дела верующего. Если бы он веровал в Бога, то слушался бы слов его: //от единокровного своего не укрывайся// ([[old:is:58:07|Ис. 58:7]]). Говорят, что //они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются// ([[new:tit:01:16|Тит. 1:16]]). **И хуже неверного.** Потому что последний если и презирает чужих, то по крайней мере не презирает близких себе, конечно, побуждаемый природой; А он нарушает и закон Божий, и закон природы, и поступает несправедливо. Кто же поверит, что такой человек может быть милостивым к чужим? А если он действительно милостив к чужим, то не тщеславие ли это? Поразмысли: если хуже неверного тот, кто не заботится о домашних, то куда причислить того, кто обижает своих? Ведь всякому для спасения недостаточно своей собственной добродетели, если он, сам будучи добродетелен, не учит и не убеждает быть таковыми своих родственников. ===== Лопухин А.П. ===== **Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного** Всякий, кто не заботится о своих собратьях и особенно о членах своего рода, отрекся от веры Христовой, главное требование которой состоит в том, чтобы христиане оказывали деятельную любовь по отношению к ближним, и даже хуже язычника, которому нельзя было отказать в заботливости о своих родственниках. Апостол, конечно, имеет здесь в виду главным образом тех христиан, которые по разным соображениям отказывали в своей помощи родственницам своим - вдовам. Таким образом этот стих представляет собою переход к следующему. [<10>]