[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 5:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение быстъ, аще всякому делу благу последовала есть** Как выбирающие воинов ищут здоровья телесного, так и он, избирая вдову в воинство Христово, искал душевного здоровья и крепости и усердия ко всем добрым делам, говоря так: **известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу**. Каждое из этих выражений, по-видимому, есть простое слово, но заключает в себе великую жизнь. И, во-первых, если угодно, исследуем то выражение, которое он поставил первым: **если она воспитала детей**. Здесь он говорит не о простом питании, которое по разумению многих состоит в том, чтобы не допускать детей изнуряться голодом: такого пренебрежения никогда не допустит и самая необходимость природы; поэтому не нужно ни повелений, ни законов, чтобы вдовы питали свое порождение; но он говорит здесь о попечении касательно праведности, о воспитании, соединенном с благочестием, так что не воспитывающие детей, таким образом, суть более детоубийцы, нежели матери. Это говорю я не только женам, но и мужьям. Это – первое и величайшее из благ; его он, прежде всего, требовал и от вдовы; а затем говорит: **принимала странников**. Что говоришь ты, скажи мне? От жены вдовой ты требуешь странноприимства? Не довольно ли для нее воспитывать детей? Нет, говорит, но должно присоединить и это; вместе с управлением своими домашними, нужно иметь промышление и о чужих и открывать свой дом для странников. Скончался муж – трать все усердие к нему на странников. А что, скажет кто-нибудь, если она бедна? Но она не беднее той вдовы, которая, имея немного муки и чванец елея, приняла великого пророка Илию [[old:3ts:17:12|(3Цар.17:12)]]. И там были дети; но ни недостаток состояния, ни сила голода, ни ожидаемая смерть, ни забота о детях, ни вдовство, и ничто другое не стало препятствием для странноприимной женщины. Сказав: **принимала странников**, он присовокупил: **умывала ноги святым**. Не служанкам ей нужно поручать служение страннику, сидя самой с гордостью, но быть самодеятельною, схватывать себе этот плод, и никому не уступать этого прекрасного сокровища. Как это, скажут, может быть? Если она благородна, знатна, блестяща и знаменита по предкам, то неужели ей самой умывать ноги странника? Не будет ли это постыдно? Напротив постыдно – не умывать, человек; хотя бы ты в тысячу раз поднимал ее благородство, знатность и блеск, она имеет одну и ту же природу с тем, кого омывают, есть раба подобная и равночестная тому, кому служит. Этого больше всего и требует Павел, повелевая сострадать находящимся в скорби, бедности и несчастных обстоятельствах – так как бы мы сами находились в тех же несчастьях. //Помните узников//, говорит он, //как бы и вы с ними были в узах//, [[new:evr:13:03|(Евр.13:3)]]. Поэтому и здесь он не остановился только на этом, но прибавил и еще другое: **помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу**. Что значит **ко всякому доброму делу**? Значит и в темницу ходить, и узников посещать, и больных навещать, и скорбящих ободрять, и плачущих утешать, и всеми способами исполнять все посильное и не отказываться решительно ни от чего относящегося к спасению и успокоению наших братий. Если же от вдовой жены он требует таких правых дел, то какой защиты можем удостоиться мы – мужи, не делая того, что Павел заповедал делать вдовым женам? **//Беседа на слова: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение быстъ, аще всякому делу благу последовала есть** См. Толкование на [[new:1tim:05:09#svjat_feofan_zatvornik|1 Тим. 5:9]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу** Если **в добрых делах имеет свидетельство, если детей** своих **воспитала** и их не раздала чужим, - **если во всяком добром деле усердствовала**, - такова должна быть она. =====Прп. Икумений Триккский===== **в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение бысть, аще всякому делу благу последовала есть** См. Толкование на [[new:1tim:05:09#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 5:9]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Известная по добрым делам** Это и есть то, что делает ее достойной в числе вдов. Затем апостол перечисляет, в частности, ее дела. **Если она воспитала детей** Воспитание детей не в том состоит, чтобы просто кормить детей, а воспитать, как должно, подобно тому, как и выше сказал: //если пребудет в вере и любви и в святости// [[new:1tim:02:15|(1 Тим. 2:15)]]. **Принимала странников** Видишь ли, что благодеяния своим он ставит выше благодеяний к чужим людям? Сказав прежде: //если она воспитала детей//, потом уже прибавляет: //принимала странников//. Хотя бы какая-нибудь вдовица и имела недостаток в чем-либо, все же она имеет дом, живет не на открытом воздухе. **Умывала ноги святым** Сказал это потому, что многие вдовицы хотя и принимают странников, но не служат им сами, а служат их служанки. Поэтому, желая, чтобы вдовица была деятельна и не ленилась, он повелевает ей служить самой: леность свойственна женщине более изнеженной. Кроме того, чтобы какая-нибудь вдовица, по нежеланию принимать странников, не оправдывалась совершенной бедностью, будто у нее нет никаких средств для этого, апостол говорит: для того, чтобы умыть ноги, нет нужды в больших издержках и богатстве. А //святые// - все те, которые имеют правую веру и живут благочестиво, хотя бы и не творили знамений. **Помогала бедствующим** Деньгами, заступлением и посредничеством. **И была усердна ко всякому доброму делу** Например, если сама не могла сделать, по крайней мере принимала участие в делах другой, прислуживала. Апостол побуждает вдовицу нести телесное послушание - постелить, например, постель, успокоить, к чему наиболее способны женщины. ===== Ориген ===== Но и о том, что предписывается вдовам в Церквах, говорит [апостол]: «**Если святых ноги омыла**». Если же ты хочешь слышать яснее, кáк вдова омывает ноги святых, послушай Павла, в другом месте предписывающего вдовам и говорящего: «Хорошо обучая, дабы созидать девушек целомудренными, смывая грязь с ног девиц» ([[new:tit:02:02|Тит. 2, 2]]–4). И эти вдовы достойны церковной чести — все, кто омывает ноги святых словом духовного учения. Святых [же], поистине, не мужчин, но женщин, ведь «//учить женщине я не позволяю, как и начальствовать над мужчиной//» (См.: [[new:1tim:02:12|1 Тим. 2, 12]]). Он [апостол] хочет, чтобы женщины учили хорошо, дабы призывать к непорочности не юношей, а девиц: ведь непристойно, чтобы женщина стала наставницей мужчины, но [нужно,] чтобы [вдовы именно] девицам советовали непорочность и [убеждали] любить мужей и детей своих (См.: [[new:tit:02:04|Тит. 2, 4]]). Итак, да научимся мы омывать ноги учеников. //**Гомилии на книгу пророка Исаии.**// ===== Лопухин А.П. ===== **известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу** См. толкования на [[new:1tim:05:09#lopuxin_ap|1 Тим. 5:9]] [<10>]