[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 6:1 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== Доселе учил Апостол, как руководить разные лица преимущественно по положению их в Церкви. Теперь переходит к указанию образа действия на лица, судя по их положению в обществе. Как там, так и здесь не все обнимает святой Павел, а касается только: аа) рабов (см.: 6, 1—2) — и: бб) богатых (см.: 6, 3 — 19),— потому, конечно, что это особенно требовалось. **Елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение** «Сие говорит Апостол о рабах, у которых господа неверные» (блаженный Феодорит). «Учи их, говорит, и увещевай, чтоб они, хотя господа их суть неверные, слушались их, сподобляя их всякой чести и словами и делами» (блаженный Феофилакт). Иные из рабов могли подумать, а может быть, и думали, что как они получили отпущение грехов, приняты в милость Божию, имеют свободу приступать к Господу, то по сим преимуществам им не следует уже более рабствовать неверным господам. Апостол в предотвращение этого заповедует святому Тимофею толковать каждому из них: «Не думай, что если ты верный, то и свободен» (святой Златоуст). «Ты свободен духовным естеством (свободен от грехов, свободно приступаешь к Господу), но раб телом. Но и это самое есть свобода, служить, говорю, о имени Христове» (блаженный Феофилакт). Расположись служить самоохотно, уверовав, что такова воля Господа о тебе, и будет работа твоя делом свободы, Богу приятным, а не игом. Это именно внушать и указывает Апостол; ибо говорит: рабы да почитают господ своих достойными всякой чести. Так стоит по-гречески. У кого есть в сердце такое убеждение, тот не будет чувствовать ига рабства. Чествующий кого охотно преклоняется пред ним и покорствует ему. Но такое внушение, как рабам иго рабства делать легким, только намекается в словах: да почитают достойными чести. Главное же намерение Апостола — воодушевить рабов к верному служению выгодами веры. Толкуй им, говорит, что если они не будут чествовать господ верным служением, то господа станут худо думать о нашем учении и нашей вере, и они таким образом подадут повод хулить имя Божие, нареченное на христианах. А если будут служить им охотно и почтительно, особенно после прежнего неохотного и ворчливого служения, то тем дадут высокое понятие о нашем учении и расположат обратить к вере в Господа Спасителя. «Неверный, если увидит, что чрез веру люди впадают в самомнение, часто будет поносить ее как учение, располагающее к возмущению; а если заметит, что они стали более покорны, то тем скорее сам покорится, тем внимательнее будет к тому, что говорится (в проповеди Евангельской)» (святой Златоуст).— Для верного, любящего и чтущего веру, не может быть более сильного побуждения к спокойному и охотному несению ига верного рабствования неверным. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-2 **Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай** Сверх того поучай, чтобы **все, кои под игом рабства находятся, да почитают господ своих достойными всякой чести**, - особенно тех, кои вместе с ними подчинены игу Христову. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 1-2 **Елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют, да имя Бoжиe не хулится и учение. Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть: но паче да работают, зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии, сия учи и моли** В первом стихе апостол Павел говорит о **верующих рабах**, которые имеют **господ неверующих. - Да имя Бoжиe не хулится и учение**. Если **верующие рабы** не будут слушаться **своих господ** и будут дерзкими по отношению к ним потому, что **господа** их не веруют, то этим подадут им повод хулить Иисуса Христа и проповедь о Нем, которая как-будто становится причиною неповиновения рабов. – **Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть**. То, что **господа** ваши – **братья** вам по вере, не должно служить для вас причиною небрежного обращения с ними; напротив принявши во внимание, что они верующие и возлюбленны Богом, вы тем более должны служить им, соединивши со страхом и любовь. На сколько облагодетельствованы вы тем, что имеете **господ братьями**, на столько и сами будьте благодарны, усерднее служа им. **Но паче да работают, зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии** (οἱ τῆς εὐεργεσίας ἀντιλαμβανόμενοι), т.e. которые облагодетельствованы со стороны **господ своих** тем, что те питают их и одевают; а слова: **зане верни суть и возлюблени** (господа) – будут поставлены в средине вышеприведенных слов по особой риторической фигуре (ὑπέρβατον). Можно понимать все эти слова и в таком порядке, в каком они стоят в тексте: **но паче да работают** (рабы), **зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии**, т.е. **господа**, которые заботливо стараются благодетельствовать **рабам. - Сия учи и моли**. Учитель должен употреблять не только власть, но и великую кротость. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение** Учи их, говорит, и увещевай, чтобы они, хотя господа их суть неверные, слушались их, сподобляя их всякой чести и словами и делами. Ибо не думай, что ты свободен, потому что ты - верный: ты свободен духовным естеством, свободно приступаешь к Господу, но раб телом. Самая свобода, говорю, состоит в том, чтобы служить о имени Христове. А неверный, если увидит гордящегося раба, будет поносить учение, как располагающее к возмущениям. Если же увидит, что раб с любовью повинуется, то скорее будет удивляться учению, которое исправляет и рабские, трудно исправимые обычаи. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай** Апостол не идет против сложившихся в обществе отношений, по которым все общество разделялось на господ и рабов. Он увещевает рабов-христиан повиноваться господам показывать им почтение, чтобы не опорочивалось в глазах язычников христианское учение, как будто ведущее своих последователей к уничтожению признанных законами государства отношений. Еще с большим усердием имеют основание служить рабы-христиане своим господам - христианам, потому что эти последние, конечно, относятся к своим рабам с любовью. Ср. [[new:1kor:07:21|1 Кор. 7:21,]] [[new:1kor:07:22|22]]. [<10>]