[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 6:11 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ты же, о человече Божий, сих бегай** Изображение худых последствий от любоимания уже само отталкивало от него; несмотря, однако ж, на то, святой Павел счел нелишним прибавить: X) прямое внушение: **сих бегай** (см.: 6, 11) – и, в противовес заботам о суетных стяжаниях, указать: Z) неустанную (**гони** [6, 11]) заботу о стяжании всякой добродетели в надежде блаженной вечности (см.: 6, 11-12), присовокупив: Y) заклинание именем Божиим исполнить сию заповедь незазорно до пришествия Господня (см.: 6, 13-16). Эти уроки даются святому Тимофею не в том, конечно, смысле, чтоб он имел в них нужду, но в том, чтоб дать ему руководство, как пасомых отклонять от любоимания и куда их вместо того направлять. Можно и так думать, что в лице святого Тимофея уроки сии даются всем христианам, и наипаче пастырям и архипастырям. **Человече Божий**. «Великое достоинство! Правда, все люди – Божии, но преимущественно праведные, – не по той причине только, что они создания Божии, но и по причине своей близости к Богу» (святой Златоуст). «**Человек Божий** – великая похвала. Так назван был и великий Илия, так названы и многие из Пророков, не потому, что иные – не Божии человеки (ибо все Божии твари), но сохранившие в себе (или восстановившие) первоначальные черты создания поистине называются человеками Божиими. Так все – рабы Божии, как твари; ибо и злочестивый Навуходоносор – Божий раб; но он раб по естеству, а Авраам, и Давид, и Павел, и подобные им – рабы По приверженности. Ибо сказано: //Авраама ради раба Моего// (ср.: [[old:gen:26:24|Быт. 26, 24]]), и: //Давида ради раба Моего// [[old:3ts:11:13|(3 Цар. 11, 13)]], и: //Павел, раб Иисус Христов// (ср.: [[new:rim:01:01|Рим. 1, 1]])» (блаженный Феодорит). **Человек Божий** страхом Божиим водится и всячески угождать Богу старается. Из числа таких особенно суть Божии человеки – те, которым вверяются от Бога особые некоторые дела, которые не только к дому Божию принадлежат, свои суть Богу, но и поставляются правителями по дому. К таким принадлежал и святой Тимофей. Почему и назван Божиим человеком. В этом наименовании сокрыто уже побуждение к: **сих бегай**, – к беганию любоимания и соединенных с ним неправостей и тревог. Поелику ты – Божий человек, то тебе совсем не пристало гоняться за стяжаниями. Имеешь Владыку, – богатого всем, и в Нем Отца многопопечительного. Если станешь гоняться за стяжаниями, то подвергнешь хуле Владыку своего и Отца. И некогда тебе этим заниматься. Есть у тебя дело, которое должно поглощать все твое внимание и наполнять все твое время. «Если ты – человек Божий, то не ищи излишнего и не ведущего к Богу, а напротив, бегай сего» (святой Златоуст). «Если ты человек Божий, то не ищи того, что отвращает от Бога (и дела Божия), но – что? Бегай сего» (блаженный Феодорит). «Бегать любостяжания внушает и заповедует человеку Божию, чтоб и здесь быть ему безопасну, и в будущем получить богатое воздаяние. Ибо не несправедливо увенчать презирающего то, к чему очень многие льнут и влекутся» (Амвросиаст). – Так тебе, человек Божий, неуместно обременять себя любостяжанием, если б даже это было делом позволительным. Но когда знаешь, что оно противно Богу, что Бог отвращается от него, как от идолослужения, то тебе следует не тихо отступать, а бежать от него. Говоря об инакоучителях, написал: //отступай// [[new:1tim:06:05|(6, 5)]]. Помянув о //бабиих баснях//, приложил: //отрицайся// [[new:1tim:04:07|(4, 7)]]. От любостяжания же и сребролюбия, говорит, **бегай**, как от огня, как от верной пагубы. **гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость** **Бегай**, – не в пустоту направляясь, но устремляясь на противоположное тому, от чего бежишь: **гони же правду** – и прочее. Там: **бегай**, – здесь: **гони**. «То и другое делай с напряженным усердием» (святой Златоуст). «Не сказал: отступи и приступи, но: **бегай** – и: **гони**» (блаженный Феофилакт). **Гони**, говорит, и указывает разные добродетели, как цель гнания. Поелику это **гони** противоположно **бегай**, – а бегать заповедует любостяжания: то все сии добродетели надобно здесь понимать – поколику они противоположны любостяжанию, или поколику нестяжательность дает их проявлению и упражнению пространное поприще, или поколику стяжание их ведет к нестяжательности и утверждает в ней. «Повелевает Апостол человеку Божию бегать любостяжания тещи вслед правды, благочестия и прочего, о чем поминает, потому что его нельзя избежать, не прилепившись к тому, что ему противоположно» (Амвросиаст). **Гони правду**. Будь алчущ и жаждущ правды, как и Спаситель заповедал (см.: [[new:mf:05:06|Мф. 5, 6]]). Строго соблюдай законы справедливости во всем, – в помышлениях о других, в отношениях к ним словом, в сделках с ними и в столкновениях – и тем паче в судах. Всякому воздавай свое. На милость нет закона; а правда свою определенную имеет меру, отступление от которой, и небольшое, вводит в неправду. Соблюсти тебе такой образ действования нельзя при любостяжании. Оно на всяком шагу будет вязать тебе руки и путать ноги. При нем весы твоей правды не могут стоять право, а все будут клониться на кривду. Только нестяжательность даст тебе полную свободу действия; только при ней цвести может правда твоя и дела твои беспрепятственно будут тещи путем ее. «Правду внушает, – чтоб никого не олихоимствовать, как делают хотящие богатитися» (блаженный Феофилакт). **Благочестие** – **гони**. Благочестие – настроение сердца в отношении к Богу в духе веры. Поелику оно направление свое получает от веры, то в нем заключается и «догматов содержание» (святой Златоуст, Экумений, блаженный Феофилакт). Но само по себе оно собственно слагается из чувств и расположений к Богу, возникающих и зреющих под влиянием искренней сердечной веры. Такое настроение у нестяжательного естественно, а у любостяжательного ему быть нельзя, как нельзя птице летать с оледеневшими крыльями. У нестяжательного сердце отрешено от вещественного и тварного и дух свободен. Как он по природе своей ищет жить в Боге, то, получив свободу, к Богу устремляется, и Им жить начинает, и, с сей высоты приникая к сердцу, преисполняет его благоговейными чувствами к Богу, в многообразных оттенках, зависящих то от воззрений к Богу в разных отношениях (существо Божие, свойства, действия), то от разных своих ему состояний. Совокупность всех их и есть благочестие, которого и признаком служит не иное что, как присутствие и движение тех чувств. Любостяжание, напротив, отягчает сердце //печальми житейскими// [[new:lk:21:34|(Лк. 21, 34)]] и обременяет ум многопопечительностию (см.: [[old:prs:09:15|Прем. 9, 15]]). Внимание к требованиям духа отходит, и он глохнет. Вместе с ним заглушаются и все чувства к Богу, и благочестие остается только в видимых проявлениях его заведенными к тому порядками в Церкви. Весь строй внутренний тогда у человека бывает земен: грудью пресмыкается он по земле и питается землею. Гони **веру**. Вера здесь – не исповедание догматов, а уверенность в Боге, коею исполненный верует, что Бог не оставит раба Своего, вседушно Ему работающего. Почему и не томит себя заботою об утрешнем, как и Спаситель повелел (см.: [[new:mf:06:25|Мф. 6, 25-34]]). Приступающий работать Богу как следует жизнь свою отдает в руки Божии и уже не возвращается к заботе о себе. Он не лежит праздно; но заботы не имеет, а покоится в Боге, доволен бывая, что подает Бог, – и куском хлеба, и даже ничем. Забота о себе есть болезнь неверующего сердца. Она раскрывается из чувства необходимых потребностей, неруководимого верою. Начинается с малого, но не стоит на одном, а растет и быстро вырастает в многозаботливость. Как растет забота, так вместе же растет и любоимание. Когда простая забота станет многозаботливостию, тогда в основе ее есть уже и любостяжание полное. По мере многозаботливости и любостяжания гаснет вера. В последних степенях их и следа ее уже не остается. Вера не отнимает труда и снискания потребного, но освящает их и руководит, содержа сердце свободным от пристрастия и привязанности к снисканию и снискиваемому и вместе с тем прогоняя леность и праздность. При этом настроении пусть и богатство потечет, вера не даст сердцу приложиться к нему. Она сохранит сердце богатого в чувствах приставника Божия, Божия прикащика. В этом духе ниже дается и заповедь богатым (см.: [[new:1tim:06:17|6, 17-19]]). Гони **любовь**. Любовь //не ищет своих си// [[new:1kor:13:05|(1 Кор. 13, 5)]]; почему не станет перетягивать на свою сторону того, что должно принадлежать другому, и на просьбу нуждающегося не скажет: себе нужно. Ее природа совершенно противоположна любоиманию и любостяжанию: ибо она не любит собирать и удерживать для себя, а расточать и раздавать. Почему, любовь ли стяжешь, погасишь любостяжание или, любостяжание прогонишь, проложишь дорогу любви. Стань помогать другим из своего и благотворить, – расслабишь узы любоимания и восприимешь зачатки любви. Продолжай богатиться добрыми делами (см. ниже: [[new:1tim:06:18|6, 18]]), – узы любоимания совсем спадут и воцарится любовь. Как, напротив, станешь скупиться, – туже стянешь себя узами любоимания и восприимешь ожестение сердца. Продолжи такую жизнь, – сердце ко всем окаменеет, а узы те и самого тебя душить станут, доведши тебя до того, что тебе жаль будет и на себя что-либо истратить. А откуда зависть, вражда, подыскивания, суды, смертельная ненависть, убийства и всякие нестроения? Все наипаче от любоимания. Где любовь, там всему этому нет места. Растапливая узы любоимания, она и все худые последствия отстраняет. Гони **терпение**. Не ищущий многого естественно довольствуется малым; а это требует терпения. Почему положивший быть нестяжательным должен запастись терпением, положив его в основу своей доброй решимости. Отчего ищут многого? От саможаления, от того, что жаль себе отказать; а себе жаль отказать, потому что отказ скорбь причиняет; скорбь же при отказе бывает от неуменья, неготовности и нехотения терпеть. Положивший не гоняться за многим наперед просмотрел уже все сии скорбности, лишения, тяготы, – и имеющие возникать по поводу их припадки саможаления, – и все решился терпеть. Оттого никакие случайности скорбные, зависящие от неимения многого, не смущают его, но благодушно и легко переносимы бывают. Почему и сказал Апостол: **гони терпение**, в той мысли, что если догонишь его и овладеешь им, то подсечешь все зародыши саможаления, а с этим отвратишь всякое возбуждение позывов к многоимению. – Но требование нестяжательности не есть требование ничего-неимения, а только непристрастия к имению и способам стяжания его. И многое имеющий может быть нестяжательным. Но такому для удержания в себе нестяжательности и для действования в духе ее еще более потребно терпение. И тут руку помощи самую сильную подает ему любовь, которая //вся терпит// [[new:1kor:13:07|(1 Кор. 13, 7)]]. Гони **кротость**. Кротость противоположна гневу, серчанию и всяким чувствам неудовольствия на других за что бы то ни было. Это чувство возникает от всего, что каким-нибудь образом тревожит наше самолюбие; но самое широкое поле для распложения сего зелия представляет любоимание. Не тронь, это мое. Таков закон любостяжания. Тронет кто, – и пошли неудовольствия, серчание, гнев, вражда, ненависть. Кто же непристрастен к стяжаниям, тот свободен от всех таких тревог, хотя проходит те же случайности житейские, которые крайне возмущают других. Видимо посему, что с нестяжательностию естественно сочетана кротость. Почему в словах: **гони кротость** – надо видеть вместе урок: будь нестяжателен, потому что иначе нельзя тебе быть кротким. Но кротость может иметь и другие источники – любовь, преданность в волю Божию и подобное. – Вошедши же в сердце, она вместе с своими родителями подсекает и любостяжание. Почему в кротости можно видеть и средство против сей страсти. Гони кротость, и она, водворившись в сердце, поможет тебе невозмутимо блюсти нестяжательность. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.** **Ты же, о человек Божий, сего** и подобного, что может отклонить тебя от Бога, **убегай, но достигай правды**, т.е. проповедуй, **благочестие** благовествуй, **веру** возвещай, **любовь** имей, **терпение** приобретай и **кротость** стяжи. =====Прп. Икумений Триккский===== **Ты же, о человече Божий, сих бегай: гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость** См. Толкование на [[new:1tim:06:09#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 6:9]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ты же, человек Божий** Великое достоинство! Правда, все люди - Божии, но преимущественно праведные, - не по той причине только, что они создания Божии, но и по причине своей близости к Богу. Если ты - человек Божий, то не ищи того, что отвращает от Бога, но что? **Убегай сего, а преуспевай в правде** То и другое делай с напряженным усердием. Не сказал, отступи и приступи, но: //убегай сего и преуспевай в правде//, чтобы никого не ограбить, как делают хотящие обогатиться. **Благочестии** Разумеет догматы. **Вере** Которая не допускает исследования. **Любви** То есть в правильном образе жизни, ибо основанием его служит любовь. **Терпении, кротости** От любви происходит терпение и кротость. Ибо любовь все переносит и долготерпит. ===== Лопухин А.П. ===== **Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости** Тимофей, как христианин, стоит в тесном общении с Богом (//человек Божий)//. Поэтому его единственное богатство в Боге - денег искать ему не для чего. Его стремление должно быть направлено на приобретение добродетелей, которых Ап. Павел здесь насчитывает шесть. //Правда// - вообще правильные отношения к Богу и людям [[new:mf:05:20|(Мф. V:20)]]. //Благочестие// - благоговение пред Богом. //Вера// - как утешающая во всяких скорбях и выражающаяся в твердом исповедании. //Любовь// - чрез которую обнаруживается вера. //Терпение// - которое проявляется в перенесении страданий. //Кротость// - когда человек без огорчения принимает даже оскорбления. **//Толковая Библия.//** [<10>]