[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 6:14 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Соблюсти тебе заповедь нескверну и незазорну, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа** Какую заповедь? Сию, то есть заповедь о нестяжательности. Так заставляет разуметь течение речи. Можно такой смысл дать и слову блаженного Феодорита, который пишет: «//соблюсти тебе заповедь//, — то есть сие самое, о чем пишу»-Пишется же — впереди предостереженье от любостяжания в заповеди: сего бегай, а гонись за всякою добродетелию, — а после даются уроки о спасительном употреблении богатства. Следовательно, совершенно уместно под заповедию разуметь здесь внушение — сохранить себя непричастным этой гибельной страсти любоимания. Но все другие наши толковники под заповедию разумеют здесь веру и жизнь по вере. И блаженный Феодорит в обязательстве соблюсти заповедь нескверною и незазорною видит урок: «к Божественному учению не примешивай чуждого», то есть блюди христианское учение чистым. Другие же к верованию чистому прилагают и жизнь непорочную. Святой Златоуст говорит: «//соблюсти тебе заповедь нескверну// — значит: чтоб ни за верования, ни за жизнь не навлекал ты ни малейшего укора». Экумений и Феофилакт: «чтоб ни в догматах, ни в жизни ты ничем не пятнал себя». Принимая такую мысль, надо будет все сие завещание Апостола (см.: [[new:1tim:06:13|6, 13 — 16]]) признать заключительным словом Послания; последующую же за сим речь Апостола — припискою, с отношением, однако ж, ее к предыдущему слову против любостяжания. Кончив завещание с молитвенным обращением к Богу, Апостол припомнил, что относительно стяжаний не все сказано,— и именно, что не стяжания виноваты в пагубности их, а недолжное их употребление, и прибавил, как должно употреблять богатство не на вред спасению, а в пособствование к нему. Сказав же это, повторяет будто завещание, говоря вместо: соблюди заповедь — //предание сохрани// ([[new:1tim:06:20|стих 20]]), которое слово можно признать и истолкованием предыдущего: //соблюсти заповедь//. //Заповедь нескверну и незазорну//. Заповедь всегда чиста, нескверна и незазорна, сколько ее ни нарушай кто. Но кто нарушает ее, тот себя сквернит тем, что противоположно заповеди, и делается чрез то зазорным. //Даже до явления Господа//. Не то значит, чтоб предсказывалось святому Тимофею продолжение жизни до пришествия Господа, а выражается лишь: навсегда, до скончания жизни своей; ибо для каждого переход из сей жизни в другую есть момент предстания Господу и, следовательно, явления ему Господа, επιφανεια. Святой Златоуст говорит: «//до явления Господа//,— то есть до твоей кончины, до исхода твоего. Не сказал он так (буквально), но сказал: //даже до явления Господа//, чтобы больше ободрить его», — чтоб «больше оживить и возбудить его ревность напоминанием о явлении Господа, напоминая и о страшной оной славе» (Экумений, блаженный Феофилакт),—и той, которая имеет сопровождать являющегося на суд Господа, и той, которая, по суде, сделается наследием верующих, блаженной жизни удостоенных.—Или в таком же смысле сказал так Апостол, в каком Господь сказал Апостолам: //се Аз с вами есмъ во вся дни до скончания века// (ср.: [[new:mf:28:20|Мф. 28, 20]]). В лице Апостолов Господь видел всех верующих и их ублажил таким обетованием. И здесь Апостол в лице святого Тимофея видел всех архипастырей и пастырей и в закон им поставил друг-друго-приимательно блюсти заповедь сию (веру ли Христову разуметь здесь или только нестяжательность) до явления Господа, до второго Его пришествия, всеобщего воскресения, суда и окончательного решения участи всех, внушая им сие предостережение: //бдите, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет// (ср.: [[new:mf:24:42|Мф.24, 42]]). =====Прп. Икумений Триккский===== **Соблюсти тебе заповедь нескверну и незазорну, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:1tim:06:13#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 6:13]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно** То есть чтобы ни в догматах, ни в жизни ты ничем не пятнал себя. **Даже до явления Господа нашего Иисуса Христа** То есть до твоей кончины, до исхода. Впрочем, не сказал так, но сказал: //даже до явления//, чтобы больше ободрить его, напомнив и о страшной оной славе. ===== Лопухин А.П. ===== **соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:1tim:06:13#lopuxin_ap|1 Тим. 6:13]] [<10>]