[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 6:18 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 18-19 **благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общительным** Восставая так против неразумного отношения к богатству, Апостол, однако ж, не говорит, чтоб бросали богатство, а только внушает обращать его на доброе употребление, чтоб таким образом самому навыку много иметь и быть богатым дать другое, душеспасительное направление. Если ты привык, говорит, богатым быть и иметь сокровищницы свои наполненными, богатись, но добрыми делами, – сокровиществуй, но на небесах для будущего века. «Если хочешь богатиться, богатись в благотворении» (блаженный Феофилакт). «Если ты ищешь богатства, ищи того, которое остается твердым и неизменным, которое происходит от делания добрых дел» (святой Златоуст). То и другое совершишь ты, обратив богатство свое на благотворение ближним своим. Все сие внушать богатым – дело пастыря. Внушай, говорит, **благое делати**, αγαθοεργειν,– благотворить. Пусть готов будет на всякое дело благое, и, как только представится случай, творит его. Как голодный о том только и думает, как бы достать что поесть, и, увидев съестное, неудержимо бросается на него, так и богатый пусть только и дум имеет, что о том, как бы кому и где добро сделать, и, как только надумает, пусть спешит на дело сие. Такой образ действования сделает то, что он будет непрестанно **богатитися в делех добрых**. Богатиться добрыми делами и благотворить – одно и то же означает, – увеличивать сумму благих дел, видимо являемых. Но как под этою видимостию благою могут укрываться неблагие расположения, то Апостол и добавляет: **благоподатливым быти, общительным**. «Первое относится к деньгам, а последнее к любви» (святой Златоуст). Пусть делают все сие от души, пусть не руки только и ноги благотворят, но паче и сердце. Благоподатлив – тот, кто охотно дает и в меру нужды нуждающегося. Сердце у него отрешено от богатства и не сжимается, когда он иждивает его, а рад бывает. Если он не все сразу и одному отдает, заставляет его так поступить не сжимание сердца, а благоразумие, благими целями руководимое. Сознавая себя Божиим приставником, всякому дает он свое житомерие, то есть, вникнув в нужду, удовлетворяет ей охотно, с радостию. У Апостола и стоит: ευμεταδοτους – благопередавательным быть, будто чужое передают, не цепляясь за передаваемое сердцем, чтоб удержать его. **Общительным**, κοινωνικους, – то есть «разговорчивым, приветливым» (святой Златоуст). «Снисходительным, сердечноучастливым» (Экумений). Общительный не только все свое считает общим, но и всех вообще своими, не особится ни от кого, никого не чуждается, все ему как родные, со всеми радушен и приветлив и всем дает не вещи только и деньги, но и сердце, и об этом свидетельствуют и тон речи его, и взор очей, и мина, и всякое движение. За то и все считают его своим и обращаются к нему как к своему родному, с теплым доверием и уверенностию, что встретят сердечное участие. **Сокровиществующе себе основание добро в будущее**. – **Сокровиществующе**, αποθησαυριζοντας, – отлагая как в сокровищницу. Кто полагает что в сокровищницу, тот уверен бывает, что положенное будет цело и сохранно. Эту безопасность и прочность положенного имел в виду святой Павел, употребив сие слово. Благотворители сокровиществуют себе, прочно и благонадежно полагают доброе основание в будущее, εις το μελλον, – Для будущего, для будущей своей участи. «Где есть твердое основание, там ничего нет неустойчивого, но все твердо, неподвижно, несокрушимо, пребывающе» (святой Златоуст). «Поелику дела добродетели несомненно упрочивают будущее, то Апостол и помянул при сем об основании» (блаженный Феофилакт). «**Сокровиществующе основание** – то же, что прочное полагая основание» (Экумений). **Да приимут жизнь вечную**. Вот что есть то будущее, которому прочное основание полагают добрые дела благотворения, – получение жизни вечной, блаженной. Делание добрых дел, в духе веры Христовой, обеспечивает наследие блаженства вечного. А в этом должна состоять последняя цель наших стремлений и трудов. «К тому всячески должно стремиться, чтобы положить прочное основание будущей блаженной жизни. Как же может сие состояться? Если и основание сие заложим благотворением здесь, в сей жизни. Ибо Апостол делание добрых дел назвал основанием будущей жизни, и оно сильно доставить нам наслаждение оною жизнию» (Экумений). «Истинная жизнь есть та, которую чаем в будущем веке, которая не знает запада и не определяется временем, ибо вечна, почему справедливо и истинною называется. Настоящая жизнь есть только образ жизни, а не истина ее. Но по тому самому, что она есть образ истинной жизни, не есть совсем ничто (inanitas – призрак), а напротив, есть то, что дает возможность приобресть жизнь истинную. Сею, временною, стяжавается та, вечная, когда путем сей спешим в ту. Как же это бывает? Когда не привязываемся к здешним благам, а посредством их стараемся обогащаться добрыми делами. Сего ради поставим себе целию стать богатыми в добрых делах и посредством земных сокровищ стяжать себе сокровища духовные; будем сеять на земле, чтоб пожать на небе, где из сеемого на земле добра слагается вечное сокровище» (Амвросиаст). ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны** И учи их **обогащаться в добрых делах**, быть благородными и любезными не только к ближним, но и быть общительными, посылая дары свои отдаленным святым. =====Прп. Икумений Триккский===== **благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общительным** См. Толкование на [[new:1tim:06:17#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 6:17]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами** Из общего наставления //увещавай// их //благодетельствовать// вытекает и следующее: если хочешь обогатиться, обогатись в благотворении. **были щедры** Это относится к деньгам. **и общительны** Это относится к любви. Под общительными разумей разговорчивых, приветливых людей. ===== Лопухин А.П. ===== **чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны** См. Толкование на [[new:1tim:06:17#lopuxin_ap|1 Тим. 6:17]] [<10>]