[<10>] ====== Предисловие к толкованиям на 2-е Послание Иоанна ====== ===== Лопухин А.П. ===== Второе послание Иоанна Богослова, подобно третьему его посланию, а также посланию Апостола Иуды, в древней Церкви до IV века принадлежало к так называемым "пререкаемым" (αντιλεγόμενα) писаниям, как свидетельствуют о том Ориген (у Евсевия, Ц. Ист 6:25), блаж. Иероним ("О знаменитых муж." гл. XIX) и Евсевий (Ц. И. 3:25). При этом из творений Евсевия и блаж. Иеронима известно, что второе и третье послания иногда некоторыми приписывалось некоему пресвитеру Ефесскому Иоанну, упоминаемому Папием (у Евсевия, Ц. И. 3:39): гробницу у этого Иоанна-пресвитера показывали также в Ефесе, где была и гробница Иоанна Богослова (там же, и у блаж. Иеронима "О знаменит. муж.", гл. IX). На этом основании и многие новые исследователи усвояют 2-е и 3-е послания Иоанна этому пресвитеру Иоанну, иногда же Ап. Марку, называемому Иоанном в книге Деяний апостольских [[new:act:12:12|(Деян 12:12,]] [[new:act:12:25|25;]] [[new:act:15:37|Деян 15:37)]]. Поводом к сомнениям в апостольском происхождении послания служили частью краткость послания и малоизвестность его, обусловленная назначением его к частному лицу - **избранной госпоже и детям ее** [[new:2in:01:01|(2 Ин 1:1)]], частью отсутствие имени Апостола в надписании послания (Апостол называет себя только пресвитером). Но неупоминание послания в первые три века и ненахождение его, напр., в Сирском переводе Пешито II века еще не говорят о сомнении древней Церкви в апостольском написании и авторитете послания. Наряду с колебаниями отдельных церковных писателей стоят авторитетные свидетельства других представителей Церкви в пользу принадлежности послания Апостолу и евангелисту Иоанну. Канон Муратория упоминает о нескольких посланиях Ап. Иоанна. Св. Ириней Лионский, бывший учеником св. Поликарпа Смирнского, ученика самого Ап. Иоанна, приводит слова [[new:2in:01:07|2 Ин 1:7-8,]] [[new:2in:01:10|2 Ин 1:10-11]] (о лжеучителях и воспрещении общения с ними), как подлинные слова ученика Господа (Adv. haer. 3:16, 8). Климент Александрийский написал и на это послание, как на истинно апостольское произведение, свое толкование. Дионисий Александрийский (у Евсевия, Ц. И. 7:25) и Ориген (Евсев. Ц. И. 6:25) признают 2-е послание Иоанна писанием св. Апостола Иоанна. К тому склоняются и сами Евсевий (Demonstr. Evang. 3:5. Ц. Ист. 2:23) и блаж. Иероним (epist. ad. Euagr. 80). И хотя сирский перевод Пешито не имеет этого послания, однако св. Ефрем Сирин цитирует его, как подлинное. Самый дух и характер послания и заметное, несмотря на его краткость, сходство содержания и языка с первым посланием тоже должны убеждать читателя послания в принадлежности его великому Апостолу любви. Включение же его в конце IV века Церковью в канон священных книг (на соборах: Лаодикийском 364 г. прав. 60 и Карфагенском 397 г. прав. 47) устраняет всякие сомнения в написании послания св. Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Кто была εκλεκτή κυρία, **избранная госпожа**, к которой с ее детьми первоначально было направлено 2-е послание Иоанна, достоверных сведений о том не имеется. Если одни (напр., свт. Афанасий Великий) считали имя Кириа собственным именем какой-либо малоазийской диакониссы, другие - греческим именем Марфы, сестры Лазаря (сербское Марта по значению равно греч. Κυρία), иные же (вслед за свт. Климентом Александрийским) считали таким собственным именем εκλεκτή и считали эту христианку вавилонянкою, тождественною будто бы с упомянутою в [[new:1pet:05:13|1 Пет. 5:13]], то все это - чистые предположения. Необходимо поэтому видеть в Кириа нарицательное имя христианки, обращенной ко Христу св. Апостолом Иоанном и наставляемой им через это послание. Не представляется возможным принять мнение свт. Климента Александрийского и блаж. Иеронима, разумеющих под **избранной Госпожой** Церковь - как у Ап. Петра [[new:1pet:05:13|(1 Пет. 5:13)]]. Такой аллегоризм в адресе послания едва ли допустим. Соборный характер послания не уничтожается частным назначением его: сходство содержания и языка второго послания с первым посланием обозначает характер соборности и за вторым посланием, каковой характер и признан за ним всею Церковью. По времени написания второе послание должно быть отнесено, как и первое послание, к старческому периоду жизни св. Иоанна Богослова. Место написания - город Ефес. **//Толковая Библия.//** [<10>]