[<10>] ====== Толкования на 2 Ин. 1:4 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 4-6 **Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его** Поистине дело весьма радостное - найти человека, непреткновенно идущего поприщем веры во Христа по Его заповеди. Какая же это заповедь? Та, о которой Христос говорит в Евангелии: //кто любит Меня, тот соблюдет заповеди Мои// [[new:in:14:23|(Ин 14:23)]]. Отцом называет здесь Христа, потому что Он есть и отец тех сыновей, которые по домостроительству даны Ему Отцом, как сказано: //вот я и дети, которых дал мне Бог// [[old:is:08:18|(Ис 8:18)]]. Примечай и здесь подлинность настоящего послания. В этом случае оно согласно со сказанным в первом послании [[new:1in:05:02|(1 Ин 5:2-3)]]: знаем, что любящий Бога соблюдает заповеди Его. Ибо **поступать по заповедям** - то же, что соблюдать их. Добродетели деятельны, и бытие имеют тогда, когда совершаются. Посему, кто перестал ходить в добродетелях, тот и не хранит их. **Ходящих** сказано с мыслью указать на преуспеяние. Ибо чем более кто действует в добродетели, тем далее уходит вперед, тем больший приобретает навык к добру. Посему, думаю, сказано и сие: //во что желают проникнуть Ангелы//[[new:1pet:01:12| (1 Петр 1:12)]]. Ибо блага, дарованные нам вочеловечившимся Словом, столь велики, что и ангелам желательно получить хотя некоторое понятие о них. Ибо так нужно понимать //проникнуть// (παρακύψαι). Всякий благоразумный желает того, что не прекратится, но продолжится навсегда. И как неисчерпаемое нельзя всецело обнять, то желательно по крайней мере, насколько возможно, сделаться участником в нем. **Не как новую заповедь**. И это согласно с тем, что говорится в первом послании [[new:1in:02:07|(1 Ин 2:7)]]. Прибавляет и требование заповеди: **чтобы мы любили друг друга**. И объясняет о любви, что сущность ее заключается в хождении по ней, и заповедь о ней есть **заповедь от начала**, и дана не для чего иного, как для того, чтобы вы поступали по ней. //**Толкование на Второе послание святого апостола Иоанна.**// ===== Экумений ===== Ст. 4-6 **Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его** Ведь и вправду весьма отрадно увидеть человека, неуклонно идущего по пути веры Христа, следуя Его заповеди. Какая же это заповедь? Та, о которой Христос говорит в Евангелии: //Кто любит меня, пусть соблюдает мои заповеди// [[new:in:14:15|(Ин 14:15)]]. **Отцом** апостол именует здесь Христа, поскольку Он есть отец тех, кто поручены Ему как дети Его Отцом. //** Комментарий на Второе Кафолическое послание Иоанна.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца** Святые рады видеть дело истины. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца** **Я весьма обрадовался** и проч.: изъявлением сильной радости, без сомнения, вместе с благодарностью к Богу, начинает апостол свое послание, как нередко делает и апостол Павел ([[new:rim:01:08|Рим 1:8]] и далее; [[new:ef:01:03|Еф 1:3]] и далее; [[new:kol:01:03|Кол 1:3]] и далее). Радуется апостол тому, что нашел он из детей госпожи, которой пишет, **ходящих в истине**. В надписании апостол, вместе с госпожою, поименовывает детей ее вообще, здесь говорит не детей, а **из детей**, по-видимому, не всех. Выражение, по-видимому, имеет тот смысл, что некоторые из детей госпожи, пред тем как апостол писал это послание, были у апостола или вообще он пред тем видел их и нашел, по разговоре с ними и как бы по испытании их, что они ходят в истине, и весьма обрадовался тому. Выражение — **из детей** указывает, что не все дети госпожи видели апостола, некоторые из них, вероятно, оставались при матери. — «Поистине дело весьма радостное — найти человека, непреткновенно идущего поприщем веры во Христа по Его заповеди» (Феофилакт). **Ходящих в истине**: или ходящих путем истины ([[new:2pet:02:02|2 Пет 2:2]] и прим.), истинным, правильным путем христианской истины, как в богопознании, так и в богопочтении. — «**Ходящих** сказано с мыслью — указать на преуспеяние. Ибо, чем более кто действует в добродетели, тем далее уходит вперед, тем больший приобретает навык к добру» (Феофилакт). **Как получили заповедь от Отца** чрез Сына Его, заповедь о хождении в истине, которую изложил сам Иоанн кратко и точно в своем послании ([[new:1in:03:23|1 Ин 3:23]], ср. [[new:in:15:15|Ин 15:15]]). //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-6 **Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его** После приветствия и преподания читателям благословения Апостол начинает свою речь выражением высокой пастырской радости по поводу того, что некоторые из **детей** госпожи, - быть может, незадолго пред тем виденные Апостолом, - ходят в истине, по заповеди Отца Небесного: "По истине - дело весьма радостное - найти человека, непреткновенно идущего поприщем веры во Христа по Его заповеди. **Ходящих** сказано с мыслью - указать на преуспеяние. Ибо чем более кто действует в добродетели, тем далее уходит вперед, тем больше приобретает навык к добру" (блаж. Феофил.). Самая заповедь Отца, возвещенная Его Сыном [[new:in:15:15|(Ин 15:15)]], кратко и точно выражена была Апостолом в первом своем послании [[new:1in:03:23|(1 Ин 3:23)]], и теперь повторяется и напоминается им отнюдь не как новая, но как слышанная читателями с самого начала их христианской жизни (ст. 5-6, см. [[new:1in:02:07|Ин 2:7-11]]). [<10>]