[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 1:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 7-8 **И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении. Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых** **"И надежда наша о вас тверда"** [[new:2kor:01:07|(ст. 7)]]. То есть, хотя вы терпите и бесчисленные бедствия, однако мы уверены, что вы не отпадете даже и тогда, когда вас будут гнать. Мы не только не имеем подозрения, чтобы вы смутились нашими страданиями, но и уповаем, что вы пребудете тверды и тогда, когда сами подвергнетесь опасностям. Видишь, какой плод принесло в них первое послание (Павла)! Здесь же он гораздо более восхвалил их, нежели сколько в первом послании хвалил и превозносил македонян. За тех он опасался, и потому говорил: //"и послали к вам Тимофея, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено"//. И опять: //"посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш"// [[new:1sol:03:02|(1 Сол. 3:2,]] [[new:1sol:03:02|3,]] [[new:1sol:03:05|5)]]. О коринфянах же ничего подобного не говорит, а напротив, пишет: **"И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли,** [утешаемся] **для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении"**. Что ради них апостолы терпели скорби, это уже показал он выше, когда сказал: //"скорбим ли мы,// [скорбим] //для вашего утешения и спасения"//, а теперь хочет показать, что (апостолы) и утешались для них же. И выше он говорил об этом, хотя и не так определенно, когда сказал: //"благословен Бог, утешающий нас во всякой скорби нашей"//. И здесь говорит опять то же другими словами, но гораздо яснее и назидательнее. **"Утешаемся ли, **[утешаемся], говорит,** для вашего утешения и спасения"**. Смысл этих слов такой: "Наше утешение обращается вам в успокоение, даже и тогда, когда бы нам не случилось утешать вас словами. Если мы получим только малую отраду, то и этого довольно к утешению вашему. И хотя бы нам одним случилось получить утешение, и это уже утешит вас, потому что как страдания наши вы принимаете, точно свои собственные, так и утешение наше вы должны считать своим собственным. Если в скорбях наших вы участвуете, почему же не будете участвовать в радостях? Если же вы во всем имеете общение с нами — и в скорби и в утешении, то не обвиняйте меня за то, что так долго медлю придти к вам, - ведь и скорбим мы для вас, и утешаемся для вас". Чтобы не показалось кому тяжким сказанное, что для вас мы терпим скорби, он присовокупляет, что "для вас мы и утешаемся; и не одни мы терпим бедствия, потому что и вы, — говорит, — участвуете с нами в тех же страданиях". Таким образом, принимая их в соучастники в бедствиях, и относя к ним причину бедствия своего, (апостол этим самым) смягчает свое слово. "Итак, строит ли нам ковы, — говорит, — будьте тверды духом, потому что мы терпим это для того, чтобы ваша вера делалась сильнее. Дается ли нам утешение, и вы радуйтесь этому, потому что мы ради вас получаем его, чтобы и вам отсюда могло быть некоторое утешение, как участникам в нашей радости". А что он действительно говорит теперь о том роде утешения, которое получил он, не только будучи утешен коринфянами, но еще и узнав, что они чувствуют облегчение в скорбях, — послушай об этом далее, где он ясно открыл это, говоря: **"зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении".** То есть, как тогда, когда преследует нас, вы скорбите, как бы сами терпели гонение, так мы уверены, что и тогда, когда мы получаем утешение, вы принимаете его так, как бы вы сами им наслаждались. Что может быть смиренномудреннее таковой души? Тот, кто столько претерпел бедствий, называет соучастниками в них тех, которые не претерпели и малейшей их части; а говоря об утешении, всю причину его приписывает им, а не своим трудам. Потом, так как он говорил о скорбях неопределенно, то далее называет и место, где их претерпел: **"Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии"** [[new:2kor:01:08|(ст. 8)]]. "Возвещаем вам, — говорит, — об этом, чтобы вы не были в неведении о случившемся с нами. Мы желаем, чтобы вы знали все, что с нами происходит, и весьма об этом заботимся". А это служит величайшим доказательством любви его к ним. То же говорил он и в первом послании: //"ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много"// в Ефесе [[new:1kor:16:09|(1 Кор. 16:9)]]. Итак, желая сделать известными им свои скорби и все, что он потерпел, говорит: **"не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии"**. Подобное писал он и в послании к ефесянам; посылая к ним Тихика, представил ту же самую причину его посольства: //"А дабы и вы знали,// - говорит, - //о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши"// [[new:ef:06:21|(Ефес. 6:21, 22)]]. То же самое делает он и в других посланиях. И это было не излишне, а напротив, весьма нужно, как по побуждению великой любви его к ученикам, так по причине непрестанных искушений, при которых величайшим утешением было знать взаимное состояние друг друга, чтобы, если оно будет скорбное, приготовиться к подвигу и вооружиться мужеством против опасностей, если же радостное, то вместе разделять радость. Здесь, впрочем, он говорит вместе и о нападении искушений, и об освобождении от них: **"потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы"** — подобно кораблю, обремененному сверх меры каким-нибудь грузом и готовому потонуть. По-видимому, (апостол) выражает одно и то же словами — **"чрезмерно"** и **"сверх силы"**; на самом деле, однако, это не одно и то же. Именно чтобы кто не сказал: "Как ни чрезмерна была опасность, но она не велика была для тебя", (в предупреждение этого апостол) присовокупил, что она и велика была, и превышала силы наши, и притом настолько превышала, **"яко не надеятися нам и жити"**, то есть, мы не чаяли уже и в живых остаться. Что Давид называет "вратами ада", "болезнями смертными" и "сению смерти" [[old:ps:087:start|(Пс. 87)]], то же самое выражает и апостол, говоря, что мы подверглись такой опасности, которая несомненно угрожала смертью. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И упование наше известно о вас. Аще ли утешаемся, о вашем утешении и спасении, ведяще, зане якоже общницы есте страстем нашим, такожде и утешению** См. Толкование на [[new:2kor:01:06#svt_feofan_zatvornik|2 Кор 1:6]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении** **И **эта** надежда наша**, которая была **о вас**, стала** тверда**, ибо **знаем, что если участниками страданий** оказываемся, то **также** будем (участниками) **и утешения**, то есть получим утешение. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении** **И надежда наша о вас тверда** То есть мы твердо уверены в вас, что не отпадете в искушениях, посему тем более не смущайтесь, видя, что мы страдаем. **Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения** Поскольку выше сказал: мы терпим скорби для вас, то, чтобы не показалось сказанное невыносимым, теперь говорит: для вас же и утешаемся, то есть наше утешение бывает вашей отрадой. Ибо, если мы получим только малое воодушевление, то и этого достаточно к утешению вашему, потому что вы становитесь общниками нашей радости. **зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении** Поскольку вы, говорит, когда нас преследуют, скорбите, как будто сами претерпеваете это, то мы знаем, что, когда утешаемся мы, вы почитаете себя получившими утешение. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении** См. Толкование на [[new:2kor:01:06#lopuxin_ap|2 Кор 1:6]] [<10>]