[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 1:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас** Здесь (апостол) открывает нам еще другое, не только немаловажное, напротив очень важное средство к утешению, могущее ободрить душу, потопляемую бедствиями. Так как он сказал: "Бог избавил нас", и все дело приписал щедротам Божиим и молитвам коринфян, то, чтобы не сделать чрез это своих слушателей беспечными, если они будут возлагать упование свое только на милосердие Божие и молитвы других, он далее показывает, что и сами (апостолы) немало сделали со своей стороны. На такое участие свое (апостол) и выше указал, когда говорил: //"Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше"// [[new:2kor:01:05|(ст. 5)]]. Но здесь он высказывает еще другую свою добродетель. Какую же? Ту, что: "Мы, – говорит, – где ни жили, везде поступали по чистой и искренней совести. А это немало служит к успокоению и утешению нашему, и не только к утешению, но и к другому, что гораздо более утешения, – к похвале". Так говорил (апостол верующим) как для того, чтобы и их научить не упадать духом в скорбях, но радоваться, если только будут иметь чистую совесть, так, отчасти, и для того, чтобы обличить пред ними лжеапостолов. И как в первом послании говорил он: //"Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова"// [[new:1kor:01:17|(1 Кор. 1:17)]], и: //"чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией"// [[new:1kor:02:05|(1 Кор. 2:5)]], так и здесь говорит: "**не в мудрости, но благодатию Божиею**". Кроме того, словом "**не в мудрости**" он намекает и на нечто другое, т. е. не обманом и обольщением; и таким образом посрамляет мирское научение. "**Похвала наша**, – говорит, – **есть свидетельство совести нашей**", т. е., когда совесть наша не имеет причины осуждать нас как преступников, преследуемых за худые дела. "Хотя бы, – говорит, – мы терпели бесчисленные бедствия, хотя бы нам отовсюду угрожали нападения и опасности, для нашего утешения, и не только для утешения, но и для получения венца, достаточно одного свидетельства чистой совести – что мы терпим эти бедствия не за какое-нибудь преступление, но за угодное Богу, за добродетель, за истинное любомудрие и за спасение многих". Итак, первое утешение (о котором выше говорил апостол) проистекало от Бога; а это (о котором теперь говорит) от них самих, и было плодом чистой их жизни. Потому-то и похвалою он называет это утешение, что оно было плодом их добродетели. В чем же эта похвала и что свидетельствует нам совесть наша? "**В простоте и богоугодной искренности**", – т. е., ничего не делали коварно, или лицемерно, или притворно, или из лести, или злонамеренно, или для обмана и обольщения, или по другим подобным побуждениям; но поступали всегда со всякой свободою, простотою, истиною, в чистоте и незлобии сердца, с бесхитростною душою, не имели ничего, что бы нужно было скрывать, ничего зазорного. "**Не по плотской мудрости**", т. е., без коварства и лукавства, без изысканных слов и хитросплетенных умствований – это именно он и называет плотскою мудростью. Итак, чем (лжеапостолы) надмевались, то именно он отвергает и презирает, явно показывая этим, что плотское мудрование недостойно похвалы, и что сам он не только не ищет его, но еще стыдится и отвращается. "**Но по благодати Божией жили в мире**". Что значит: "**по благодати Божией**"? Значит – премудростью и силою, данными нам от Бога, проявляемыми в чудесах и победе над мудрецами, риторами, философами, царями и народами, несмотря на то, что мы люди грубые и ничего не заимствовали от мирской мудрости. И немаловажное это было утешение и похвала – в сознании, что они действовали не человеческою силою, но совершали все благодатью Божией. "**В мире**". Так было не в Коринфе только, но и по всей вселенной. "**Особенно же у вас**". Что "**особенно ж у вас**"? – "**по благодати Божией жили**". "У вас мы совершали, – говорит, – больше чудес и знамений, большую соблюдали осторожность и заботились о безукоризненном образе жизни". (Апостол) и это называет благодатью Божией, ей же приписывая и собственные подвиги. Там (в Коринфе) он совершил сверхдолжный подвиг, когда, щадя слабость коринфян, проповедывал у них Евангелие без всякого со стороны их возмездия. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Похваление бо наше сие есть, свидетельство совести нашея, яко в простоте и чистоте Божией, а не в мудрости плоти, но благодатию Божиею жихом в мире, множае же у вас** Впереди выразил святой Апостол надежду, что Бог как избавлял их, так и всегда будет избавлять от всех бед. Но упования такого нельзя питать тому, у кого нечиста совесть. Только чистота совести дает такое дерзновение упованию, а без того оно замирает, как цветок на морозе. Об этом и говорит теперь Апостол; но это же самое послужило ему исходною точкою и для объяснения того, о чем намерен был говорить далее. **Похваление бо наше, говорит, сие есть**. Похваление – то, что пред сим сказал: //наньже уповахом, яко и еще избавит// [[new:2kor:01:10|(стих 10)]]. Чтоб похвалиться так, я имею основание в свидетельстве совести. Похваление – здесь, следовательно, то же, что дерзновение. Феодорит пишет: – «Дерзновение же нам дает (на то, чтоб надеяться на избавление от опасностей) свидетельство совести». Или похваление означает внутреннее утешение. Бог избавлял и избавит; но пока придет избавление, ибо для сего есть свой термин, нас поддерживает, нам подает мужественное и благодушное перенесение прискорбностей сознание, что мы страждем безвинно. Святой Златоуст говорит: «Здесь Апостол открывает нам еще другое, не только не маловажное, напротив, очень важное средство к утешению, могущее ободрять душу и тогда, когда ее подавляют бедствия, показывает еще другую свою добродетель. Какую же? – Ту, что мы, говорит, где ни жили, везде поступали по чистой и искренней совести. А это не мало служит к успокоению и утешению нашему. Так говорит Апостол верующим для того, чтобы и их научить не упадать духом в скорбях, но радоваться, если только будут иметь чистую совесть. **Похваление наше**, говорит, **свидетельство совести**, то есть когда совесть наша не имеет причины осуждать нас, как преступников, преследуемых за худые дела. Ибо, говорит, хотя бы мы терпели бесчисленные бедствия, хотя бы нам отвсюду угрожали нападения и опасности; для нашего утешения достаточно одного свидетельства чистой совести, что мы терпим сии бедствия не за какое-нибудь преступление, но за благоугождение Богу, за добродетель, за истинное любомудрие и за спасение многих. Итак, первое утешение, о котором выше говорил Апостол, проистекало от Бога, а сие, о котором теперь говорит, от них самих и было плодом чистой их жизни. И потому, что сие последнее было плодом их добродетели, называет оное и похвалою своею». В чем же именно похвала, и что свидетельствовала совесть? **Яко в простоте и чистоте Божией жихом. Жихом**, ἀνεστράφημεν, вращались среди других, держали себя в сношениях с другими и действовали на них и пред ними. **В простоте**, ἁπλοτητος, какая бывает у детей, бесхитростная, никаких замыслов не скрывающая, открытая вся как есть. **В чистоте**, εἰλικρινεία, искренно, как на душе, так и вовне, ни слово, ни дело, ни мина и ничто внешнее наше не разнится с тем, что у нас на сердце. **Божией** – или Богоподобной, или Богу угодной (Феофилакт), или от Бога подаемой и как пред Богом являемой. Итак, Апостол говорит здесь: «Ничего не делали коварно, или лицемерно, или притворно, ни из ласкательства, или злонамеренно, или для обмана и обольщения, ни по другим подобным побуждениям; но поступали всегда со всякой свободою, простотою, истиною, в чистоте и незлобии сердца, искренно, от души; поелику не имели ничего, что бы нужно было скрывать, ничего зазорного» (святой Златоуст). **Не в мудрости плоти**. Плоть здесь – жизнь, которую отцы называют внешнею; мудрость сей жизни состоит в том, чтобы всячески ухитряться поддерживать добрые отношения к другим и благосостояние семейное, маскируя себя и тщательно прикрывая свои цели, которые все сосредоточиваются в том, чтобы жить всегда в собственное удовольствие, преследовать свои интересы и не ударять себя в грязь лицом, никого и ничего не щадя, что встречается как препятствие на пути, прикрывая, однако ж, и это благовидностию. Эта мудрость не имеет в виду ни добродетели, ни славы Божией, а лишь удовлетворение эгоизма, который и рождает ее, и питает, и совершенствует. Она и на словах хитра, а еще более хитра в ведении дел своих. Если б раскрыть все ее хитросплетения хоть в одном случае, изумились бы и не поверили, что человек сам может так ухитряться. Оттого есть у нас поговорка: лукавый его научил. Поговорка эта недаром, – она выражает истину. Могла ли показаться такая мудрость в духе Апостолов, преисполненных Духа Божия? Святой Павел и отрицает это, говоря: **не в мудрости плоти** мы всегда действовали, «то есть без коварства и лукавства, без изысканных слов и хитросплетенных умствований. Итак, чем лжеапостолы надмевались, то именно Апостол Павел отвергает и презирает, явно показывая сим, что плотское мудрование недостойно похвалы и что сам он не только не ищет, но еще стыдится и отвращается оного» (святой Златоуст). **Но благодатию Божиею жихом в мире**, то есть так жили, как внушала нам Божия благодать, как руководила нас и как действовала в нас. Жизнь **во благодати**, ἐν χάριτι, противоположна предыдущей жизни по мудрости плотской. Святые отцы различают три степени, или класса, жизни, в которых может по временам вращаться один и тот же человек. Одна – жизнь плотская, как указано пред сим: она называется жизнию нижеестественною, и даже противоестественною; другая – жизнь добродетельная, по требованиям совести, возможная даже и вне благодати: она называется естественною; третья – жизнь благодатная, зачинающаяся, зреющая и разнообразно проявляющаяся действием лишь благодати Божией: она называется вышеестественною и возможна только в истинном христианстве, составляя его отличительную черту. Она совершенно противоположна жизни по мудрости плоти. В ней ничего не делается для себя, а все во славу Божию и благо других; ничего также не делается по своим смышлениям, а все по внушению благодати, и что ни делается, делается не своими силами, а благодатию, которая собственные силы человека берет только как орудия для проявления своих действий. У кого она есть, те сознанием и сердцем живут в Боге едином, Который, живя в них, чрез них действует и вне их. Но где Бог, там уступают пределы естества; оттого такая жизнь не бывает без чудодействий. Особенно не могла она быть без того у Апостолов. Почему когда говорит святой Павел: **благодатию Божиею жихом**, то разумеет не только высоту, чистоту и отрешенность нравственную, но и проявление силы Божией чрез них. Святой Златоуст говорит на это: «Что такое **благодатию Божию**? – То есть премудростию и силою, данными нам от Бога, доказывая оные чудесами, и победою, которую одержали мы над мудрецами, риторами, философами и царями, мы, люди грубые и ничего не заимствовавшие от людской мудрости. И не напрасно Апостолы сим утешались и хвалились, когда уверены были в себе самих, что действовали не человеческою силою, но благодатию Божиею совершали все, и не в Коринфе только, но и во всей вселенной. Ибо говорит: **в мире жихом, множае же у вас**. Что такое **множае у вас**? – То есть **благодатию Божиею жихом**. Ибо у вас мы больше совершили, говорит, чудес и знамений, большую соблюдали осторожность и особенно заботились вести себя так, чтобы не заслужить от вас укоризны. Ибо и сие последнее относит Апостол к благодати Божией, ей же приписывая и собственные действия. Ибо известно, что в Коринфе он отказался от прав своих относительно содержания проповедников слова Божия [[new:1kor:09:start|(1 Кор. гл. 9)]] и, щадя слабость коринфян, проповедовал Евангелие без всякого со стороны их возмездия». Выходит, по святому Златоусту, **множае же у вас** не к **благодатию Божиею** только относится, но и к в простоте и чистоте Божией и к не в мудрости плоти. Как последние черты он производит от благодати Божией, то и сказал вообще, что **множае у вас** благодатию Божиею отличалась и светила наша жизнь. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас** **Ибо похвала наша** идет не от других, кои нас не знают, но похвала наша **есть свидетельство совести нашей** о том, **что в святости** тела и души, ничем не оскверняемой, и в правде, не причастной пороку лицеприятия, и **в благодати**, которую мы распространяли милосердно на всех — вот эти-то качества проявляли мы, когда **обращались в мире: — не в мудрости плотяной** являлись мы, то есть не с лицемерием или человеческой хитростью. Нигде к таким средствам не прибегали мы, и тем менее у вас. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Августин ===== **Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас** Лучший отзыв сделан о Катоне. О нем Саллюстий говорит: «Чем менее он искал славы, тем более она следовала за ним». Слава, которой они страстно желали, представляет собой суждение людей, хорошо думающих о людях. Поэтому лучше та добродетель, которая не удовлетворяется судом человеческим, а только судом своей собственной совести. Соответственно этому апостол говорит: **Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей**. И в другом месте: //Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом// [[new:gal:06:04|(Гал. 6:4)]]. Итак, не добродетель должна гнаться за славой, честью и властью, которых они желали для себя и которых добрые люди старались достигнуть добрыми искусствами, а напротив — они должны гнаться за добродетелью. Единственно истинная добродетель есть та, которая стремится к той цели, в которой заключается благо человека, не имеющее в сравнении с собой ничего лучшего. Поэтому и почестей, которых Катон просил, он не должен был просить, а их само общество должно было дать ему за его добродетель, без его просьбы. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас** То есть апостол говорит: «Чему мы научены Божественной благодатью, то открыто предлагаем всем, не примешивая к этому ничего своего». //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Мы не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире** Свою внешнюю жизнь христианин построит не на основе общественных порядков, а на законе Божием. Почему? – Потому что общественные человеческие нормы не всегда правильны: они могут отступать от заповедей Годсподских. Это видим в настоящее время. Мне пришлось слышать такой печальный факт: один интеллигентный человек, православный по крещению и воспитанию, юрист, когда его спросили: в какой церкви венчалась ваша дочь? – ответил удивленно: «Что вы? Это теперь не принято, моя дочь венчалась гражданским браком!.. И не хочет понять этот неверующий отец, что юную свою дочь, тоже христианку по крещению, он толкнул на сожитие, но не на брак, п.ч. по учению Церкви Божией невенчанный церковным браком и живущий плотской жизнью квалифицируется как блудник... Конечно, если ты не христианин, для тебя не обязательны христианские законы и ты живешь, как сам знаешь... Но если ты христианин, то всю свою жизнь ты должен строить по нормам христианским, которые для тебя обязательны, и отказаться от коих ты не должен, даже если угрожает тебе самая смерть... //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ---- Особенность православных пастырей и апологетов Православной Церкви в том, что при сравнении их с еретиками и раскольниками, православные труженики Христовы действуют всегда открыто; истины Божии возвещают ясно, не прибегая к лукавым извращениям, пороки людские бичуют прямо, скорбя о грехах своих и ближних и не замалчивая их; в отношении к сильным мира сего – не употребляют никакой дипломатии; к инакомыслящим – строги и обличительны, но не прибегают к внешней силе. Конечно, не все так поступают из православных. Бывают здесь и извращения. Но принципы деятельности, нормы поступков служителей Церкви Православной именно таковы, основанные на открытом пред Богом и людьми делании Христовом в мире... Не таковы еретики и раскольники, например католики или обновленцы, в своих религиозных делах. Они всегда действуют скрыто. Об их жизни личной, часто необычайно развращенной и преступной, посторонний редко знает, напротив, людям кажутся они порядочной жизни… О жизни и деятельности иезуитов говорит нам беспристрастная история: о делах и принципах обновленцев всякий знает из современной жизни. Господь нас учил распознавать истинных пастырей от лживых по их плодам. //Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые// [[new:mf:07:15|(Мф. 7:15–17)]]. Смотрите же, возлюбленные, внимательно: где истинный пастырь Христов, а где лжепастырь и хищные волки!.. Говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: //«в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое на век; и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей»//. Но они не послушались; и совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых [[old:4ts:21:07|(4 Цар. 21:7–9)]]. Каково было назначение Израиля, избранного Божьего народа, в отношении к окружающим его языческим народам? Израиль должен был быть путеводителем их к богопознанию, светом для находящихся во тьме идолопоклонства, как имеющий в законе Божьем образец ведения и истины [[new:rim:02:19|(Рим. 2:19–20)]]. Когда народ Израильский находился под руководством благочестивых царей, он делал угодное Богу, хранил заповеди Господни, бегал идолопоклонства и языческих мерзостей: для соседей язычников он тогда служил мерилом жизни и мерилом истины. Но при нечестивых наставниках Израиля, отступниках от Бога, народ избранный начинал отставать от Бога и уклонялся в идолослужение, разврат и в своем нравственном падении опускался так низко, что оказывался хуже самих язычников! Не то же ли видим среди народа нашего? Какая миссия православного народа нашего? Ему от Бога вверено величайшее сокровище – святая православная вера, выше и ценнее чего нет ничего на свете. Эту святыню он не только должен хранить, но и утешать ею и остальные народы, как получивший пять талантов, пустить их в оборот. Русский народ призван сам жить по православным началам и другим народам открывать святое православие, даже до края земли [[new:act:01:08|(Деян. 1:8)]]. А мы видим теперь среди народа нашего такое нравственное развращение, такое богохульство и кощунство, что окружающие нас магометане, евреи и даже язычники – буддисты удивляются, так как у них сего нет... Да, отнять веру у нашего народа – значит сделать его посмешищем в ряду других народов. Вера православная украшала народ наш, давала ему великую силу духа: смирение, терпение, любовь ко всем... Без веры он стал ленивым, необузданным, готовым совершить всякое преступление. На нем исполнялись прежние слова Спасителя: //Вы – соль земли// [[new:mf:05:13|(Мф. 5:13)]]: он был вождем духовным для всех народов – и языческих и еретических. А теперь, когда он потерял веру православную, не исполняются ли на нем другие слова нашего Господа: //Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям// [[new:mf:05:13|(Мф. 5:13)]]. Дай, Господи, опомниться людям и понять им и убедиться, что православная вера – жизнь и радость вечная... //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас** **Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей** Вот что, говорит, служит для нас источником утешения: совесть наша, свидетельствующая нам, что гонят и преследуют не за то, что уличили нас в худых делах, но за добродетель и за спасение многих. Итак, первое утешение проистекало от Бога, а это, говорит, проистекает от чистоты совести моей, посему и называет его похвалой, показывая этим великую силу убеждения, какую имел в чистой совести. **что мы в простоте и богоугодной искренности** Что, говорит, свидетельствует нам совесть? и почему мы хвалимся? Мы поступали в **простоте**, то есть в незлобии сердца, и в **искренности** и открытости ума, не имея ничего, что нужно бы было скрывать, ничего зазорного: это приемлет Бог. Говорил это, имея в виду коварных лжеапостолов. **не по плотской мудрости** То есть без изысканных слов и хитросплетенных чувствований. Ибо мудрость плотская такова, что они надмеваются ею, а он отвергает и презирает ее. **но по благодати Божией, жили в мире** То есть по данной Богом мудрости, знамениям и чудесам, бывшим по благодати Божией. Величайшее же составляет утешение, когда кто в себе самом имеет свидетельство, что делает все не человеческой силой, но благодатью Божией. И жили так они не в Коринфе только, но во всем мире. **особенно же у вас** Каким образом? Ибо апостол проповедовал им Евангелие не только со знамениями, но и без всякого с их стороны воздаяния. Заметь, как он собственные действия относит к благодати Божией. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Дидим Слепец ===== **Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас** Павел назвал **плотской мудростью** мудрость в чувственных вещах, и кто обладает ею, тот не вмещает мудрость духовную, почитая ее безумием. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас** То есть слава совести, о которой говорит апостол, в ее простоте и искренности. И поскольку следующее относится к учению Божию, он добавил: **не по плотской мудрости, но по благодати Божией**, — чтобы показать, что они выказали свободную совесть не от мудрости человеков, но от предания евангельского. В предыдущем послании апостол осудил мудрость человеков и здесь намекает на то же в отношении утверждения веры на лицемерной мудрости человеческой [[new:1kor:02:04|(1 Кор 2:4)]], и проповедников последнего рода он обличает двояким образом в мудрости человеческой: во-первых, поскольку они проповедовали близко к мирскому смыслу слов, дабы ненароком не задеть слушателей; во-вторых, промысел свой так вели, что старались для стяжания по плоти. И по этой причине апостол Павел не захотел принять содержание от коринфян. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас** **Ибо**. Ап. здесь выражает основание своей уверенности в том, что Коринфяне молились за него Богу. Он, действительно, заслуживает такой любви с их стороны. Если он хвалит себя (в [[new:2kor:01:11|ст. 11-м]]), то этим только свидетельствует о том, что действовал (с Тимофеем вместе) всегда откровенно (в простоте). [Начало стиха лучше перевести так: сия похвала, (которую мы высказали себе) есть свидетельство нашей совести. Выражение ἐστί τὸ μαρτύριον - сказуемое.] — **В Богоугодной искренности** — правильнее: в Божественной, какая дана ему Богом (ср. выражение: //правда Божия// в посл. к [[new:rim:01:17|Рим 1:17]]). — **Не по плотской премудрости**. — Это — премудрость, определяемая греховными похотями плоти (ср. [[new:1kor:01:26|1 Кор. 1:26]]). — **В мире**, т. е. в обширной области, где жили разные языческие народы, которых Ап. призван был быть просветителем. Ст. 12-24 **Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа. И в этой уверенности я намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять придти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею. Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то "да, да", то "нет, нет"? Верен Бог, что слово наше к вам не было то "да", то "нет". Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был "да" и "нет"; но в Нем было "да", — ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь", — в славу Божию, через нас. Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды** Начиная свое самооправдание, Ап. прежде всего говорит, что он был всегда человеком искренним и теперь пишет Коринфянам, не имея никакой задней мысли. Затем он особенно подробно говорит относительно перемены в плане своего путешествия. Если он и не пришел в Коринф раньше, чем посетить Македонию — как обещано было Коринфянам, — то сделал это не по легкомыслию или в виду каких либо личных выгод, а по любви к Коринфянам, чтобы дать им время исправиться от некоторых недостатков и чтобы не быть вынужденным самому судить преступников против церковной дисциплины. //**Толковая Библия.**// [<10>]