[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 2:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы** Видишь, как он то присваивает (коринфянам) власть суда, чтобы смягчить их, то снова отнимает ее, чтобы истребить в них всякую гордость. Впрочем, не этого только хочет он достигнуть своими словами; он хочет еще и показать, что в случае их непослушания вред будет общий для всех. Так поступил он и вначале. Как тогда он говорил: //"малая закваска квасит все тесто"// [[new:1kor:05:06|(1 Кор. 5:6)]], так и теперь говорит: **"чтобы не сделал нам ущерба сатана"**; и везде усвояет прощение согрешившего как себе, так и им (коринфянам). Пересмотри же снова (все, что он говорил): "Если же кто огорчил, – говорит, – то не меня огорчил, но частью, - чтобы не сказать много, - и всех вас"; затем далее: //"для такого довольно сего наказания от многих".// Таков его приговор и определение. Впрочем, на этом приговоре он не остановился, но призывает опять к участию в нем и коринфян, говоря: //"Так что вам лучше уже простить его и утешить … И потому прошу вас оказать ему любовь"//. Но, предав виновного в их руки, опять переходит к утверждению свой власти, говоря: //"Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны"//. Затем опять приписывает прощение согрешившего коринфянам, говоря: "вам лучше уже простить его"; а потом себе: "и я, – говорит, – простил"; наконец им и себе вместе: //"ибо и я,// – говорит, – //если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова"//, - т.е., или во славу Христа, или потому, что сам Христос повелел (простить согрешившего). Эти последние слова особенно убедительны были для коринфян, так как они боялись уже отказать в прощении, которое служило к славе (Иисуса Христа) и было Ему угодно. Вслед за тем опять поставляет на вид коринфянам общий для всех вред в случае их непослушания, говоря: **"чтобы не сделал нам ущерба сатана**". Здесь он очень кстати употребил слово хищение (πλεονεξίαν), так как диавол берет уже не свое, а похищает наше. Не говори мне того, что один только согрешивший мог бы сделаться добычею этого зверя, но представляй и то, что угрожает опасность всему стаду уменьшением числа его, и особенно теперь, когда можно возвратить то, что потеряно. **"Ибо нам не безызвестны его умыслы"**, т. е., что (сатана) и путем благочестия может привести к погибели. Он может погубить не только тем, что доводит до блудодеяния, но и противоположным способом может ввергнуть в погибель, именно: безмерною печалью во время покаяния. Таким образом, если (сатана) вместе со своею собственностью захватывает и нашу, когда и того, кого доводит до греха, погубляет, и того, кому мы повелеваем спасительное покаяние, у нас похищает, то как же назвать это, если не хищением? Для него недостаточно, что он низлагает нас чрез грех; он и чрез покаяние делает то же, если мы не бываем осторожны. Вот почему (апостол) весьма справедливо и назвал хищением тот случай, когда (сатана) побеждает нас нашим же оружием. Ему свойственно овладевать нами чрез грех, а не чрез покаяние, потому что последнее есть наше оружие, а не его. Итак, если (сатана) и чрез покаяние может овладевать нами, то рассуди сам, как постыдно для нас это поражение, как он будет насмехаться и издеваться над нами, как над бессильными и немощными, если победит нас нашим же оружием? И подлинно, в высшей степени смешно и крайне постыдно, если он нашими же лекарствами причиняет нам раны. Потому-то (апостол) и сказал: **"ибо нам не безызвестны его умыслы"**, т. е. насколько лукав, коварен, злокознен и исполнен он злобы, и какой вред причиняет нам даже под видом благочестия. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ---- Видишь, как неумеренная скорбь является сатанинским делом и произведением его коварства; видишь, как и спасительное лекарство он делает вредоносным вследствие неумеренности? И действительно, оно становится вредоносным и предает ему (сатане) человека, когда он впадает в неумеренность. Вот почему Павел и говорил: **да необидимы будем от сатаны**. Смысл его слов таков: овца покрылась множеством струпьев, была отчуждена от стада, отлучена от Церкви, но поправилась от болезни и сделалась овцой, какой была прежде (такова сила покаяния), наконец возвратилась в наше стадо; привлечем же ее к себе всецело, примем с распростертыми руками, обхватим, обнимем, введем в единение с нами самими, потому что если бы мы не захотели сделать этого, то значило бы, что диавол обманывает нас, захватывая не своего, но того, который сделался нашим, — захватывая по причине нашей беспечности, потопляя его в результате неумеренного уныния и, наконец, делая его своей собственностью. Поэтому-то апостол и присоединил: **не неразумеваем бо умышлений его**, так как диавол имеет обыкновение вовлекать неосторожных в обман, даже и при посредстве того, что часто приносит пользу, если это полезное получает не должное применение. **//Письма к Олимпиаде. Письмо второе.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Да не обидими будем от сатаны: не не разумеваем бо умышлений его** **Да не обидими будем**,– ινα μη πλεονεκτηθωμεν,– да не будем облихоимствованы, да не послужит образ действования нашего ему в пользу, да не извлечет он из него себе выгоды. Как? – Если, закрывши нам глаза ревностию будто по правде, сделает то, что мы допустим погибнуть брату. Сатана всюду вмешивается с своими советами. Он не всегда прямо худое внушает, но нередко и доброе, только цель у него всегда одна – наша погибель вечная. В настоящем случае он мог коринфянам внушать: как можно терпеть такого? Вы язык свят, люди обновления; место ли ему быть среди вас? Гоните его прочь. А ему другие речи мог говорить: пропал уже ты; нет тебе спасения! Брось их; видишь, какие они? Ступай опять к язычникам и живи себе как душе угодно.– Апостол и себя ставит в число обижаемых от сатаны. Конечно, и около их он покушается поживиться, ибо бесстыдству его нет меры, когда и к Спасителю подступал. Но Апостолы, Духом Божиим просвещаемые, видели козни его и тотчас рассекали все узлы и хитросплетения сих козней. Почему и говорит: **не неразумеваем бо умышлений его**. Мы, говорит, ясно видим и понимаем, к чему он что ведет и как чем может воспользоваться в свою пользу. Разумея же сие, не можем допускать, чтобы он имел в чем-либо успех. В этом – окончательное убеждение простить виновного. Ибо ясно дает видеть, что если они не делают, как он им предлагает, то вместо Христа Господа волю сатаны исполнят и вместо спасительного пагубный для себя сделают шаг. Святой Златоуст говорит: «Апостол поставляет на вид коринфян общий для всех вред в случае их непослушания, ибо говорит: **да не обидими будем от сатаны**. Здесь он очень кстати назвал сатану обидчиком и похитителем. Ибо он не свое уже берет, но наше похищает. Ты же не о том только помышляй, что один согрешивший мог бы сделаться добычею сего зверя, но представляй и то, что угрожает опасность всему стаду уменьшением числа его, и особенно теперь, когда сатана имеет возможность возвратить потерянное им. **Не неразумеваем бо умышлений его**, то есть сатана и путем благочестия может привести к погибели. Ибо он не только может довести до блудодеяния, но и с противной стороны безмерною печалию во время покаяния может ввергнуть в погибель. Таким образом, если сатана, вместе со своею собственностию захватывая и нашу, когда и того, кого доводит до греха, погубляет, и того, кому мы предписываем спасительное покаяние, у нас похищает, то как же назвать это, если не обидою и похищением? Ибо для него не довольно, что низлагает нас чрез грех; он и чрез покаяние делает то же, если мы не будем осторожны и осмотрительны. Посему Апостол весьма справедливо назвал хищением и обидою тот случай, когда сатана побеждает нас нашим же оружием. Ибо ему свойственно овладевать нами чрез грех, а не чрез покаяние, которое наше есть оружие, а не его. Итак, если сатана и чрез покаяние может овладеть нами, то рассуди сам, какое постыдное для нас отсюда унижение! Как он насмехается и издевается над нами, как над бессильными и немощными, побеждая нас нашим же оружием! И подлинно, для него весьма смешно и для нас крайне постыдно, что он нашими врачевствами причиняет нам раны. Посему-то Апостол и сказал: не неразумеем бо умышлений его, то есть сколь хитрый, коварный, злокозненный, злодейственный умысел скрывает сатана и на самое благочестие наше. Соображая все сие, и мы не должны презирать никогда и никого из согрешающих. Равно, и согрешая сами, не должны предаваться отчаянию, но, опять, не должны оставаться и в беспечности; напротив, сердечно да сокрушаемся о своих беззакониях, не на словах только раскаиваясь в них (но и делом показывая и болезнование о грехах, и исправление в них истинное)». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы** Надо опасаться, чтобы он не подпал жестоковластию сатаны, **ибо нам не безъизвестны умыслы его**: поелику он одинаково может погублять души, как великою скорбью, так и радостью. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы** Чтобы, говорит, не было общего вреда и чтобы не умалилось число стада Христова. Прекрасно назвал он это дело обидой. Ибо диавол не только принадлежащее ему берет, но и наше похищает, преимущественно вследствие нашего же поведения, то есть по причине неумеренно налагаемого покаяния. Поэтому коварство и обман диавола назвал умыслами его, и упомянул о том, как он губит под видом благочестия; ибо он ввергает в погибель не только тем, что вовлекает в блудодеяние, но и безмерной печалью. Как же не обида это, когда он уловляет нас чрез нас же самих? //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Дидим Слепец ===== **Чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы** Но смотри, как бы кто-нибудь не подумал, что дурно иметь знание сатанинских умыслов. Ибо оно не только не вредно, но даже весьма полезно, поскольку знание помыслов и намерений не творит зла, но только их выбор. ...Не знание дурного, но его выбор делает [нас] порочными. Стало быть, мы знаем умыслы сатаны не для того, чтобы осуществлять их, но дабы он не обольстил нас и мы не стали жертвами его козней. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы** Говорит это Павел в отношении к вышесказанному, ибо утешение должно последовать брату, оплакивающему свое преступление, чтобы, слишком долго пребывающий в горести и презрении, лишенный любви церкви, он не пришел в отчаяние. Ибо диавол, всегда находчивый и готовый к козням, тогда найдет в уме того человека легкую добычу и совратит его искать наслаждения в настоящем, как навсегда лишенного награды в будущем. И оттого погибнет одержимый диаволом брат, которому, тем не менее, дана была возможность раскаяться, чтобы он обратился и обновился, как говорит пророк Иезекииль: //Разве я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы oн обратился от путей своих и был жив?// [[old:iez:18:23|(Иез. 18:23)]]. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы** См. Толкование на [[new:2kor:02:10#lopuxin_ap|2 Кор. 2:10]] (ср. [[new:1pet:05:08|1 Пет. 5:8;]] [[new:ef:06:11|Еф. 6:11)]]. Некоторые (Bousset) видят здесь указание на противников Ап. Павла, которые могли воспользоваться излишнею строгостью Коринфян к грешнику для того, чтобы привлечь на свою сторону близких к нему людей. //**Толковая Библия.**// [<10>]