[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 2:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте** См. Толкование на [[new:2kor:02:12#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 2:12]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Богу же благодарение всегда победители нас творящему о Христе Иисусе, и воню разума Его являющу нами во всяком месте** Богу благодарение! Это воззвал он после того, как представил в уме, что сделало его послание в Коринфе, как передал ему о том святой Тит. Грешники раскаялись, неисправности все исправлены, недоумения рассеялись, и всеми изъявлена полная готовность следовать слову Апостола. Слово его оказалось вполне победоносным, и он справедливо мог сознавать себя в положении победителя, совершающего триумфальное шествие после какой-нибудь знаменитой победы. Потому и воззвал: **благодарение Богу, победители нас творящему** – **Победители творящему**,– θριαμβευοντι,– устрояющему для нас триумфу посаждающему нас на триумфальную колесницу. **Всегда** победители творящему,– всегда так делает для нас Господь, что, когда все будто восстает против нас и все сделанное нами будто разлагается, Он опять все восстановляет в силе и возвращает полную славу истине своей. Вот и теперь в Коринфе все будто расстроилось,– в Асии я отягчен был сверх сил, в Троаде покоя не имел, в Македонии не лучше было; а когда пришел Тит и сказал, что было в Коринфе, не могу не видеть и пред всеми не исповедать победоносной силы Божией, сопровождающей слово наше, устное ли то или письменное. Почему «за все прославляем Бога, Который, премудро правя нами, водит нас туда и сюда, делая всем известными и чрез нас распространяя ведение благочестия» (Феодорит). Апостол говорит, что их, Апостолов, делает Бог победителями; собственно же победоносным является слово благовестия истины, и на них слава победы падает только, как на органы сего слова. Почему далее говорит, что Бог победителями творит их **о Христе**, и именно чрез то, что они всюду являют **воню разума Его**, то есть распространяют всюду благоухание познания о Боге и Христе Господе, Спасителе,– называя сие познание благоуханием, по причине сладостности его и по причине охотного, с радостию и удовольствием, принятия его всеми способными к тому. «Указав на Дающего победы, далее сказывает и причину сих побед, присовокупив: **о Христе**, то есть чрез Христа и проповедь о Нем. **Вонею разума** называет он познание о Христе. Мы, говорит, подобны царской кадильнице, потому что всюду ходим, нося с собою небесное миро, от которого исходит духовное благоухание. Сие сказал он, чтобы показать силу проповеди» (святой Златоуст). Сия воня разума победоносна. Как невеста в Песни песней, так души, внявшие слову благовестия о Христе Спасителе, могли взывать: //воня мира Твоего паче всех аромат... вслед Тебе в воню мира Твоего течем// ([[old:pp:01:02|Песн. 1:2–3]]). Текут вслед Господа, как толпы народа за триумфальною колесницею победителей. Не это ли сходство подало Апостолу повод употребить и означенную метафору: **воня разума**? //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте** **Богу же благодарение, Который всегда дает торжествовать нам во Христе**, не откровением только одним, но ежедневными деяниями Своими в нас: ежечасно некоторым образом Он является нам **и открывает чрез нас во всяком месте благоухание познания о Себе**; так что, пока еще мы в Азии терпели преследование, Он ради нас распространил благоухание познания в Македонии и во всяком месте. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте** **Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать (θριάμβευοντι) во Христе** Так как упомянул о многих скорбях, о скорби в Асии, о скорби в Троаде, о скорби от того, что не пришел к ним то, чтобы не показалось, что он перечисляет скорби с печалью, говорит: **благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать**, то есть делающему нас славными. Ибо триумфом называется шествие царя или полководца по городу с победой и трофеями. И нас в победе над диаволом Бог делает славными. Потому что то, что кажется бесчестием, составляет нашу славу, ибо тогда падает диавол. Все же это бывает во Христе, то есть чрез Христа и чрез проповедь. Или: за то, что торжествуем во Христе, прославляемся; ибо, нося Самого Христа, как трофей какой, прославляемся Его сиянием. **И благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте** Миро многоценное, говорит, есть познание Бога, которое мы открываем всем людям, лучше же сказать - не самое миро, но благоухание его. Ибо настоящее познание не совсем ясно, но // как бы сквозь тусклое стекло, гадательно// ([[new:1kor:13:12|1 Кор. 13:12]]). Итак, подобно тому, как кто-нибудь, обоняя благоухание, знает, что где-то находится миро, а каково оно по сущности, - не знает, так и мы знаем, что есть Бог, а Кто Он по сущности, - не знаем. Итак, мы подобны кадильнице царской и, куда ни приходим, приносим благоухание духовного мира, то есть богопознания. Посему, сказав выше, что всегда торжествуем, теперь говорит: мы во всяком месте сообщаем благоухание людям. Ибо всякое место и время полны нашими наставлениями. Итак, должно мужественно терпеть, поскольку и ныне, еще до получения грядущих благ, прославляемся до такой степени. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте** То есть Бог через апостолов **торжествует во Христе**, делает их победителями в вере во Христа. Ибо поверженное неверие есть добыча веры, поскольку из неверующих становятся верующими, и злые не преуспевают в преследовании верующих. **Благоухание познания** Бога - **во Христе**, и через Христа есть. О благоухании здесь Павел говорит, поскольку иная вещь, хотя бы и не видно, через запах свой узнается, чтобы можно было понять, где она есть... Так и Бог, поскольку невидим, захотел быть узнанным через Христа. Так и проповедование Христа (которое повсюду невидимое, подобно благоуханию для ноздрей, ушей достигло) Бога. На Отца намекает апостол в этих словах и на Сына его Единородного. По этой причине выполняют роль вестников апостолы - подобно тому, как говорит Господь Богу, Сын Отцу: //Как ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир// [[new:in:17:18|(Ин. 17: 18)]], дабы **благоухание познания** через знаки и чудеса обнаружилось. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== **Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте** Целый воинский отряд: Аммон, Зенон, Птолемей, Инген и с ними старец Феофил - встали перед судилищем. Когда кого-то судили как христианина и он уже склонялся к отречению, они, стоя рядом, стали скрежетать зубами, кивать головой, протягивать руки и принимать разные позы. Все обернулись к ним, но прежде, чем кого-либо из них схватили, они взбежали на помост и назвали себя христианами. Правителя и советников охватил страх, подсудимые еще более укрепились в своей вере, а судьи оробели. Христиане же выходили из суда с торжеством и ликованием о своем исповедании: Бог даровал им славный триумф. //**Церковная история.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте** В Македонии он встретил Тита и получил от него весть, что 1-е послание произвело хорошее впечатление в Коринфе. Он благодарит за этот успех Бога от всего своего, облегченного от неизвестности, сердца. - **Который всегда дает нам торжествовать**. Правильнее греческое выражение (tf pantote qriambeuonti hmaV) перевести нужно так: "всегда совершающему над нами свой триумф" или: "всегда ведущего нас за Собою в Своем триумфе". Бог - это триумфатор, победитель. Апостолы, и главным образом Павел, Его пленники, которых Он ведет за Собою как побежденных, подобно тому, как римский полководец после победы вел за собою своих пленников. Ап. припоминает здесь свое призвание по дороге в Дамаск, когда Христос сказал ему: "трудно тебе идти против рожна!" [[new:act:09:05|(Деян. 9:5).]] Апостол Павел, действительно, своею деятельностью прославлял Бога, заставившего его служить Себе. - **Во Христе**. Все в деятельности Апостола имеет теснейшее отношение ко Христу. - **Благоухание познания**. Перед триумфатором курили благовония и Ап., вероятно, имеет здесь в виду этот обычай. - О Себе -лучше: "о Нем", т. е. о Христе (ср. ст. 15-й). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:02:12#lopuxin_ap|2 Кор. 2:12]] [<10>]