[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 3:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа** См. Толкование на [[new:2kor:03:03#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 3:3]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Надеяние же таково имамы Христом к Богу** Хотя впереди Апостол все относил к слову благовестия и благодати Духа, живописавшего на сердцах коринфян; не мог однако ж умолчать, что то и другое было и служило ко спасению чрез них. Они были ближайшие к коринфянам орудия Божественного на них воздействия благодати. И коринфяне это знали из самого дела. Из уст их шло победительное слово благовестия; чрез крещение, или ими самими, или по их руководству совершавшееся, подавалось возрождение к новой жизни; чрез возложение их рук нисходили дары Святого Духа. Все это ведали коринфяне. Потому когда Апостол возвеличил так дело Божие, в них и на них явленное, мог подать им повод подумать о нем и других содействователях ему более, нежели сколько они суть. Почему и счел нужным оговорить это и представить дело, как оно есть. Он говорит как бы: точно, и мы тут действуем и действуем с полным дерзновением, с полною уверенностию в Боге чрез Христа Господа; и Он никогда не посрамляет нашего упования, но всегда действует чрез нас по всей полноте действий Божественных, каким положил Он совершаться в людях по домостроительству спасения. Но не подумайте о нас что-либо лишнее. Несмотря на все это, чрез нас совершающееся, мы тут – ничто. Не только придумать от себя что-либо к лучшему на людей действию мы не можем, как от себя, но и того, как все действуется, не понимаем. Действия, во спасение от нас исходящие, оказываются полными, и мы являемся будто гожими и способными к совершению их, но сия гожесть и способность не от нас – //довольство наше от Бога//. Он действует чрез нас о Христе Иисусе благодатию Святого Духа. **Надеяние** – **имамы**,– πεποιθησιν,– уверенность в Боге имеем, что Он не откажет воздействовать чрез нас в том или другом случае, как обетовал и положил, и имеем сию уверенность чрез Христа Господа, ибо действуем в порядке домостроительства спасения, совершенного Господом. Феодорит пишет: «Смело уповаем на Бога всяческих, потому что Христос дерзновение сие дал нам; о себе же не думаем высоко и не из собственных своих помыслов слагаемую предлагаем проповедь».– Святой Златоуст говорит: «Опять все приписывает Богу и виновником всего называет Христа. Не сказал: **надеяние имамы таково**, по которому одно усвояем себе, а другое Богу; напротив, **таково**, которым все возлагаем на Бога и Ему вменяем: ибо довольство наше от Бога». Вот Экумениево слово: «**Надеяние имамы**, дерзаем, говорит, совершенно возлагаемся на Бога, чрез Христа исполняясь воодушевленным к Нему дерзновением; сами же по себе мы нисколько не довольны достойно поработать в сем служении; даже в ум взять не можем величия дел, а не только понять что-либо в нем». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4-6 **Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** **Уверенность же такую имеем чрез Христа в Боге, - не потому, чтобы способны мы были помыслить что от себя**, но поелику мудрость дается нам **от Бога, Который нас соделал **быть** достойными служителями Новаго Завета, не** тою Моисеевскою **буквою, но духом**, то есть возвещается чрез действия Духа. **Ибо буква убивает, а Дух животворит**, то есть: Евангелие спасает людей чрез долготерпение, даруя им прощение. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 4-6 **Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** **Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя** Поскольку показал, что Новый Завет выше Ветхого, и естественно было заключить, что и мы - апостолы, служители Нового Завета, выше Моисея, который служил Ветхому Завету, но это показалось высокомерным, то говорит: нет ничего нашего, но **уверенность** наша, то есть похваление наше **в Боге через Христа**. Ибо Христос есть причина того, что мы похваляемся в Боге, и ничего нет нашего, даже самого малейшего. Эту именно мысль выражает словами: **мы не способны помыслить что от себя**. **Но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета** Наша сила, говорит, от Бога: Он сделал нас способными, то есть укрепил, сделал **способными** служить великому божественному сему делу, - Новому Завету. **Не буквы, но духа** И Ветхий Закон духовен, то есть дан Духом; но не подавал Духа, как подаст Его Новый. Итак, смысл слов такой: нам вручено сообщать не букву, как Моисею, но Дух. Ибо апостолы не только учили духовному и божественному, но и сообщали Духа чрез возложение рук. **Потому что буква убивает, а дух животворит** Закон, говорит, подвергает наказанию, когда замечает кого-либо согрешающим даже в самом, казалось бы, малом, каково собирание дров в субботу [[old:chis:15:32|(Чис. 15:32-36)]], а Дух Святый, принимая совершивших бесчисленные беззакония, оправдывает их в бане крещения и оживотворяет умерших грехом. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа** Павел показывает достоинство апостолов, говоря: **Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа**. Пишет это, чтобы показать, что древние пророки не имели такой уверенности в Боге, отчего сравнительно меньшим и предварительным было их священничество. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== Ст. 4-5 **Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога** **Такую уверенность мы имеем в Боге чрез Христа**. Как бы так говорит Апостол: такое убеждение о нашем апостольском служении среди вас, и о благословенных плодах его, которые служат для нас вместо одобрительного письма, имеем мы в надежде на Бога, при благодатной помощи Господа Иисуса Христа, который призвал меня к апостольскому служению, и которого я был только орудием среди вас. **Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить, что от себя, как бы от себя**. И это убеждение имеем не потому, чтобы мы собственным силам приписывали те благословенные плоды Евангельской проповеди, какие она принесла среди вас. Что вы веруете в Иисуса Христа, что в вас действует благодать Св. Духа, что вы надеетесь вечной жизни, все это дары Божии. А мы сами не были способны, да не способны и **помыслить от себя обо как бы от себя**: и начало Евангельской проповеди, и ее содержание, и сила, действующая чрез эту проповедь, и благие плоды проповеди не были доступны для нашей мысли, т.е. мы обо всем этом сами по себе и думать не могли. **Но способность наша от Бога**. Но что мы могли это сделать, что мы проповедали вам Евангелие, и вы приняли Божественное учение, и сделались участниками божественных даров, все это от Бога, все это дар Божий, все это совершилось только при содействии благодати Божией. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога** **Такую уверенность**, т. е. такое убеждение, какое выразил Ап. во 2 и 3-м ст. - **Имеем в Боге** - правильнее: в отношении к Богу. Ап. питает такую уверенность потому, что состоит в тесном общении с Богом, в Нем полагает всю свою опору. - **Чрез Христа**. Ап. все свои достоинства получил чрез Христа. Точно также и уверенность в пользе своего дела он обосновывает на том, что эта уверенность возникла в нем под действием Христа. - **Помыслить что**. Ап. и способность судить о себе и своих усилиях получил от Бога. - **Способность**, т. е. способность помыслить о себе и своем деле, способность правильно рассудить об этом. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:03:01#lopuxin_ap|2 Кор. 3:1]] [<10>]