[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 4:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 10-11 **Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей** **"Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем"** [[new:2kor:04:10|(ст. 10)]]. Что же значит – **"мертвость Господа Иисуса"**, которую они носили? Ежедневно угрожающие различные роды смерти, которые указывали вместе и на воскресение. "Если кто не верит, – говорит, – что Иисус умер и воскрес, такой пусть уверится в истине воскресения, видя нас ежедневно умирающими и воскресающими". Видишь, как он нашел еще и другую причину искушений? Какую же именно? **"Чтобы и жизнь Иисусова**, – говорит, – **открылась в теле нашем"**, т. е., когда Господь исторгает нас из опасностей смерти, так что то самое, что показывает, по-видимому, бессилие (апостолов) и оставление их (от Господа), ясно проповедует Его воскресение. "Сила Его, – говорит, – не так бы была видима, если бы мы не терпели никаких страданий, как она видима теперь, когда мы страдаем, но остаемся непобедимыми". И **"мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей"** [[new:2kor:04:11|(ст. 11)]]. Когда (апостол) говорит что-нибудь неясно, он всегда присовокупляет объяснение своих слов. Это самое он сделал и здесь, поясняя сказанное им выше. "Для того, – говорит, – мы предаемся, т. е., носим мертвость Его, чтобы открылась в нас сила жизни Его, когда Он не попускает смертной плоти нашей, столько страждущей, быть побежденною множеством зол". Можно и иначе понимать эти слова. Как же? Так, как в другом месте говорит: //"если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем"// [[new:2tim:02:11|(2 Тим. 2:11)]]. "Подобно тому как мы носим Его смерть, и решаемся заживо умереть для Него ныне, так и Он благоизволит умерших нас оживить тогда. Если мы, пренебрегая жизнью, идем на смерть, то и Он приведет нас от смерти к жизни". //**Гомилия 9 на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится** **Мертвость Господа** – беды, скорби, страдания, смертные опасности. Как Господь страдал, так страдаем и мы. //По вся дни умираю//, говорит он в другом месте ([[new:1kor:15:31|1 Кор. 15:31]]). Но когда так очевидно следовало бы нам быть пораженными смертию, а мы все живы, то очевидно также, что мы каждодневно являемся как бы из мертвых живыми. Это совершенно сходно с тем, как Господа распяли и положили в гроб, и еще запечатали, а Он воскрес: смерть не могла удержать Его. Живот Его поглотил смерть. Тот же живот Иисусов и в нас теперь действует, и мы есмы живые о Нем проповедники. Мы являем собою, что Господь Иисус жив и есть источник живота; ибо когда за дело Его подвергаемся бесчисленным смертям, все остаемся живы и всякий раз с новыми силами исходим на служение во славу Его. Что другое это являет, как не то, что в нас действует живот Иисусов? Так святой Златоуст: «Что значит **мертвость Господа Иисуса**, которую они носили? – Ежедневно угрожающие различные роды смерти, которые указывали вместе и на воскресение. Если кто не верит, говорит, что Иисус умер и воскрес, таковый пусть уверится в истине воскресения, видя нас, ежедневно умирающих и воскресающих. Когда Господь исторгает нас из опасностей смерти, то чрез это **живот Иисусов является в теле нашем**. Так что то самое, что с одной стороны показывает повидимому бессилие Апостолов и оставление их от Господа, то самое с другой стороны ясно проповедует Его воскресение. Ибо не так бы видима была сила Его, если бы мы никогда ничего не страдали, нежели теперь, когда мы страдаем, но остаемся непобедимыми». Так и Экумений с Феофилактом. Нельзя не видеть, что, по ходу речи, явление живота Иисусова в непрестанно будто умирающем теле Апостолов есть то же, что: //да премножество силы Божией будет, а не от нас//. Только в настоящем месте он явление силы Божией вообще сводит на явление ее применительно к слову благовестия. Ибо здесь всепобедительное начало есть удостоверение, что Распятый жив, и не жив только, но и нам дает силу жить, при всей разрушительности натисков на нас совне. Можно отсюда и далее провесть мысль Апостола, именно: мы собою являем, что Господь жив, а это есть начало и источник веры, животворящей души ваши. Следовательно, как бы дух жизни о Христе Иисусе исходит из повсечасно умирающих тел наших. Намеренно так и устроил Бог, чтоб сокровище, сокрытое в скудельности нашей, слово благовестия и благодать, беспрепятственнее делалось достоянием вашим, чтоб вы вкушали силы их и чрез то приобщались живота Иисус Христова. Сосуд слишком крепкий и крепко закрытый мешал бы узнавать, что в нем, а хрупкий и непрестанно дающий будто трещины и заделываемый неминуемо обнаруживает, что в нем. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем** Всякий, верующий во Христа, прежде всего другого да просит у милостивого Бога благодати и силы возненавидеть мир и все мирское, все страсти и похоти плотские, а после того, как возненавидит их, над тем да трудится с теплою верою, чтоб достигнуть мертвости их, каковая мертвость Христова есть, как говорит Апостол Павел, что он **мертвость Господа Иисуса всегда в теле своем носил**. **//Слова (Слово 12-е).//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 10-11 **Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей** **Всегда мертвость** страдания **Господа** нашего **в теле нашем носим с собою, дабы и безсмертная жизнь Иисуса открылась в плоти нашей смертной**. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем** То есть ежедневно подвергаясь смерти и всегда подражая смерти Господа, свидетельствуем таким образом о жизни или о воскресении Его, телом своим. Ибо, если кто не верует, что Господь воскрес, он не будет иметь предлога к неверию, когда увидит, что мы ежедневно умираем и ежедневно же остаемся в живых. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем** Не приходится сомневаться в этом, поскольку в мучениках Христос умирает, и в тех, кто за веру претерпевает или мученическую смерть, или цепи, или плети, суть страдания Христовы, ибо и жизнь Его проявляется в них. Страдания суть знаки достоинства жизни грядущей, которую обещал Христос. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем** **Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса**. Под мертвостью Господа Иисуса разумеет Павел переносимые ради Господа бедствия, которые всегда угрожают опасностью смерти или тяжкими страданиями, переносимыми на поприще служения Евангельской проповеди, которые всегда приближают к смерти [[new:2kor:01:10|(2 Кор. 1:10;]] [[new:2kor:11:23|11:23;]] [[new:1kor:15:31|1 Кор. 15:31)]]. Могут сии бедствия и страдания называться мертвостью Христовою и потому, что они представляют подобие скорбей, бедствий и страданий, которые для нашего спасения понес Иисус Христос до крестной смерти [[new:gal:06:17|(Гал. 6:17;]] [[new:fil:03:10|Флп. 3:10)]]. **Чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем**. Чтобы явно было, что Иисус Христос, в которого мы веруем, о котором проповедуем, что сей Иисус воскрес из мертвых и живет во славе одесную Бога Отца, и нас Своею Божескою силою укрепляет, и нам дарует Свою благодатную жизнь, чтобы мы всегда пребывали в единении с Ним, и здесь, окружаемые всякими нуждами, скорбями и страданиями, и в будущем веке [[new:2kor:01:09|(2 Кор. 1:9,]] [[new:2kor:01:10|10;]] [[new:fil:01:20|Флп. 1:20,]] [[new:fil:01:21|21;]] [[new:2kor:06:09|2 Кор. 6:9)]]. Св. Златоуст говорит: «Что значит **мертвость Господа Иисуса**, которую Апостолы носили? Ежедневно угрожающие различные роды смерти, которые указывали вместе и на воскресение. Если кто не верит, говорит, что Иисус умер и воскрес: таковой пусть уверится в истине воскресения, видя нас ежедневно умирающих и воскресающих. **Да и живот Иисусов явится в теле нашем**, то есть когда Господь исторгает нас из опасностей смерти. Так что то самое, что, с одной стороны, показывает по-видимому бессилие Апостолов и оставление их от Господа, то же самое, с другой стороны, ясно проповедует Его воскресение. Ибо не так бы видима была сила Его, если бы мы никогда и нисколько не страдали, как теперь, когда мы страдаем, но остаемся непобедимыми. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем** Ап. говорит в другом месте, что в нем обитает - духовно - Христос ([[new:gal:02:20|Гал. 2:20]]). Здесь же он утверждает, что и в теле своем он носит страдания и смерть Христову, как бы продолжает их: до такой степени Ап. проникнут чувством единения со Христом! - С другой стороны, на Апостоле проявляется и **жизнь Иисусова**, т. е. та сила, какою обладает Христос в состоянии своего прославления. Эта сила сказывается в подвигах, какие Апостол совершал во время своего апостольского служения. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:04:07#lopuxin_ap|2 Кор. 4:7]] [<10>]