[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 5:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный** (Апостол) опять возбуждает ревность коринфян, среди многих скорбей их. И легко ведь им было ослабеть среди них по причине отсутствия (апостола). Что же он говорит? "Не должно удивляться тому, что мы терпим скорби, и смущаться от этого, потому что от них мы получаем великую пользу". В чем заключается эта польза, он сказал уже и раньше, а именно: "(терпя скорби), //мы носим мертвость Иисуса// [[new:2kor:04:10|(4:10)]], и представляем в себе неоспоримое свидетельство силы Его" (именно говорит: //"чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу"// – [[new:2kor:04:07|4:7]]), и ясное доказательство воскресения: //"чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей"// – [[new:2kor:04:11|4:11]]. Но так как он сказал, кроме того, что через скорби и внутренний наш человек делается лучшим: //"если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется"// [[new:2kor:04:16|(4:16)]], то, чтобы показать опять, как полезно терпеть бичевания и гонения, присовокупляет еще, что когда страдания достигают последнего предела, тогда для претерпевших их произрастают безчисленные блага. Чтобы ты, слыша, что внешний твой человек тлеет, не стал скорбеть, он говорит, что когда это случится вполне, тогда-то ты больше всего и возрадуешься, и перейдешь к лучшему жребию. Таким образом, тому, кто ныне отчасти тлеет, не только не следует скорбеть, а, напротив, должно еще и желать этого тления в полной его мере, потому что оно более всего и ведет тебя к нетлению. Поэтому-то (апостол) и говорит: **"Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный".** Так как (апостол) раскрывает опять учение о воскресении, относительно которого они особенно хромали, то присоединяет в качестве основания суд об этом самих слушателей, и таким образом утверждает это (учение), – впрочем не прямо, как прежде, но как бы приведенный к этому рассуждению другими размышлениями, потому что они были уже прежде наставлены (в этом учении). **"Ибо знаем,** – говорит, – **что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный"**. Некоторые под земною храминою разумеют этот мир, но я думаю, что (апостол) скорее намекает здесь на наше тело. Смотри же, как он самыми наименованиями показывает превосходство будущего пред настоящим. Сказав: **"земной дом"**, он противоположил ей небесную; сказав: **"храмина тела"**, тем указал на ее удоборазрушимость и кратковременность, противоположив ей храмину вечную. Слово **"хижина"** действительно часто означает кратковременность, – почему и Господь сказал: //"В доме Отца Моего обителей много"// [[new:in:14:02|(Ин. 14:2)]]. Если же Св. Писание и называет иногда места успокоения святых хижинами, то не просто, а с прибавлением (какого-нибудь другого слова). Так Господь не сказал: "чтобы приняли в кровы свои" (хижины – σκηνάς), но: //"в вечные кровы"// (εις τάς αιωνίους σκηνάς, – [[new:lk:16:09|Лк. 16:9]]). (Апостол) назвал будущую нашу храмину еще **"нерукотворенною"**, чем как бы указал на храмину рукотворенную. Что же? Неужели тело наше есть рукотворенное? Никак. Но он указывает или на здешние рукотворенные дома, или, если не так, то назвал будущее тело нерукотворенною храминою не для противоположения, но для того, чтобы более возвысить его достоинство и усугубить его славу. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ---- Посмотри опять и здесь, какие точные он употребляет выражения, самыми названиями обнаруживая силу мыслей. В самом деле, не спроста назвал он тело обиталищем души, но указывает нам на временность настоящей жизни и объявляет о перемене на лучшее, как бы так говоря: зачем ты воздыхаешь и плачешь, возлюбленный, что тебя бьют, гонят и заключают в темницу? Зачем ты оплакиваешь эти частные бедствия, когда тебе надобно подвергнуться всецелому разрушению тела, или — лучше — не просто тела, но тления, находящегося в теле? А чтобы доказать, что эти частные бедствия не только не должны печалить нас, но еще радовать, он заявляет, что всеобще и последнее разрушение составляет для нас предмет желаний, называя так разрушение чрез смерть. И далее: //ибо в сем теле воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе//. Двумя словами: храмина тела — он или называет самое тело, или под храминою тела разумеет дома, в которых мы обитаем, города, внешний вид настоящей жизни. И не просто сказал: вем, но: **вемы**, ссылаясь и на ведение слушателей; я беседую, как бы так говорит он, не о сомнительных и неизвестных предметах, но о том, что вы уже приняли верою, уверовав в воскресение Господа. Посему мы и называем тела умерших храминами. Посмотри еще, какое точное он употребил выражение; не сказал: истребится и уничтожится, но: **разорится**, показывая, что оно — тело разрушается, чтобы восстать более блистательным и светлым. Затем подобно тому как он сравнивал труды с наградами по качеству, продолжительности и количеству, так точно поступает он и здесь, называя разрушающееся тело обиталищем, а восстающее жилищем, и не просто жилищем, но вечным, и не просто вечным, но небесным, показывая превосходство его и по продолжительности и по месту; то земное, а это небесное; то временное, а это вечное. Теперь мы, по немощи плотской, имеем нужду и в теле и в жилище; а тогда одно и то же будет и телом и жилищем, не имея нужды ни в кровле, ни в каких-нибудь покровах, потому что для него нетление будет достаточно вместо всего. **//О воскресении мертвых.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Вемы бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех** **Вемы бо**. Настоящий период бытия нашего есть переходный и устроен вследствие падения. Надлежало бы это нам сознавать и ощущать. Но, прижившись, мы обыкновенно миримся с пребыванием на земле и с жизнию в теле. Чаяние другой жизни является у нас в самом неопределенном и шатком виде. Благодать Божия, рождая в новую жизнь, оживляет и чаяние будущей жизни, представляя ее в определенных очертаниях. Это и выражает Апостол, говоря: **вемы бо**. У него это было ясное знание. Мы ведаем об этом со слов его; но обязаны знать так же, как и он знал, потому что сподобились той же благодати Духа Святого. Имеют такое знание чистые сердцем, в коих благодать Духа является в действенности. **Аще земная наша храмина тела разорится**. – **Аще** – не в таком смысле говорит: в случае, если разорится, а в таком: когда разорится, выражая, что это есть желанная и несомненная минута освобождения от этой земной ноши, тяготящей нас и к земле приковывающей. **Земная храмина тела**,– οικια του σκηνους,– земное наше жилище скинийное, или скиноподобное. «Апостол говорит так о нашем теле. Назвав его скинийным, он указал на удоборазрушаемость его и кратковременность здешней жизни» (святой Златоуст). Тело это, или такое, есть дом души, но земной только, временный, на время поставляемый, подобно скинии, или палатке, которая самым видом своим дает разуметь, что теперь она стоит здесь, а чрез несколько дней и даже часов ее не будет здесь. Тело – это переходное жилище. Когда оно разорится, **создание от Бога имамы, храмину нерукотворену вечну, на небесех**. **Создание от Бога**,– οικοδομην εκ θεου,– здание, от Бога устрояемое, Богозданный дом. Разумеет Апостол не обители вечные, а будущее наше тело, называя его вслед за сим **храминою нерукотворенною**. Назвать его нерукотворенным подало повод, может быть, сравнение со скинею; мысль же у него та, что настоящее тело устрояется естественным путем рождения, вследствие которого оно и есть обременительное во многих отношениях жилище, этою самою тяготою своею возбуждающее желание освободиться от него, чтоб восприять новое; будущее же тело будет жилище, зиждительною силою Божиею устрояемое, потому свободное от всего, от чего так тяжелым бывает настоящее тело. Вследствие сего храмина та – будущее тело – будет **вечно**, ибо будет составлено не из грубых стихий, самым образом сочетания своего предрекающих разрушение и разложение, а из элементов нетленных, или из одной стихии небесной. С таким телом уже нельзя жить на земле; приличное ему место есть небо; или землю надо будет превратить в небо.– Словом: **на небесех** Апостол означил, где будет наше пребывание с будущим телом. Но само тело восприимется на земле, ибо это есть воскресшее тело, а воскресение последует на земле. В другом месте Апостол говорит, что достойные пребывать с Господом по воскресении воспарят в сретение Господу на воздухе и не возвратятся уже оттуда на землю, а всегда с Господом пребудут ([[new:1sol:04:17|1 Сол. 4, 17]]). Апостол говорит, что когда разорится земная храмина тела, имеем на небесах храмину Богозданную, вечную. Имеем будто тотчас по совлечении этого бренного тела путем смерти; тогда как, по Божию устроению, между тем и другим положен промежуток, который может прекратиться каждое мгновение, но длится еще, и определенного ему предела никто назначить не может. Ждет Господь, пока все могущие спастись познают Его и внидут в стадо Его. Зачем же так сказал Апостол? – Чтоб из слов его не делать побочных, несостоятельных наведений, надо иметь в мысли, что во внимании Апостола были только два момента – жизнь в этом теле, тяжелая и обременительная, и жизнь в будущем преславном теле, светлая, небесная, желанная, которая несомненно будет получена. Он хотел только сказать: сбросим это тело, временное, и получим то, вечное, небесное. Что будет между этими моментами, того он не касается, это не входило в его рассуждение в настоящем случае. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный** **Знаем, что **та** земная храмина обитания нашего**, то есть наше тело, **разрушена будет**, поелику **домостроение на небесах имеем**, то есть славу, которую утратил Адам, - **нерукотворную** (храмину), как тело, не на некое только время имеющую продолжаться для нас, как у Адама, но **храмина** та находится **на небесах**, то есть небесная, которая останется у нас во веки веков. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Вемы бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех** Ибо блаженный Апостол Павел, рассуждая о сем небесном сокровище, то есть о благодати Духа, и описывая чрезмерность скорбей, а вместе показывая, чего каждый должен искать здесь, и что обязан приобрести, говорит: **вемы бо, яко аще земная наша храмина разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну, на небесех** Посему, каждый должен подвизаться и стараться преспеянием во всех добродетелях приобрести оную храмину, и веровать, что приобретается она здесь. Ибо если разорится телесная **наша храмина**, — нет у нас иной храмины, в которой бы превитала душа наша; «//аще точию//», как сказано, «//и облекшеся, не нази обрящемся//» [[new:2kor:05:03|(2 Кор. 5:3)]], то есть не будем лишены общения и единения со Святым Духом, в Котором только и может упокоеваться верная душа. Посему те, которые во всей действительности и силе суть христиане, твердо надеются и радуются, исходя из сея плоти, что имеют оную «**храмину нерукотворену**»; храмина же сия есть обитающая в них сила Духа. И если разорится телесная храмина, — не страшатся они того; потому что имеют небесную духовную храмину, и ту нетленную славу, которая в день воскресения созиждет и прославит и храмину тела, как говорит Апостол: «//воздвигий Христа из мертвых оживотворит и мертвенная телеса наша, живущим Духом Его в нас//» [[new:rim:08:11|(Рим. 8:11)]]; и еще: «//да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей//» [[new:2kor:04:11|(2 Кор. 4:11)]]; и: «//да пожерто будет//», как сказано, «//мертвенное животом//» [[new:2kor:05:04|(2 Кор. 5:4)]]. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 5.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный** Тела человеческие – это храмины, домы, в которых живут существа небесного происхождения. Храмины эти тленные, а существа, в них живущие, вечны. Если храмина разрушится, они все-таки будут живы и целы и войдут в другую, вечную, нерукотворенную храмину – только на небе. Мы должны всею душею желать этого небесного жилища как потому, что оно светоносное и вечное, так особенно потому, что, живя в этом грубом, бренном теле, мы стоим в некотором отдалении от Господа, потому что не можем видеть Его, Его Царства, сынов этого славного Царства, равно как многих других предметов мира духовного, а можем только верою приближаться к Нему и усвоять душе своей истины этого мира. Поэтому нам приятно желать лучше выйти из тела и войти ко Господу: душа, отрешившись от тела как вещественной оболочки, скрывающей от нас мир духовный, будет тогда созерцать, если удостоится, и Господа, и святых Ангелов, и святых человеков – словом, мир духовный представится ей тогда во всем своем свете. Так как и живя на земле, в теле, и отходя с земли или разрешаясь от тела, мы равно принадлежим Богу, Который праведен и свят, то и стараемся, живя ли в теле или разлучаясь с ним, быть благоугодными нашему Господу и будущему Судии: //всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое// [[new:2kor:05:10|(ст.10)]]. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный** Скажет кто-нибудь, что причиной всякого рода пороков, отличающих безнравственную жизнь, служит плоть, потому что душа так живет под влиянием плоти. Но говорящий так не обращает достаточного внимания на природу человека во всей ее совокупности. Правда, //тленное тело отягощает душу// [[old:prs:09:15|(Прем. 9:15)]]. Поэтому и апостол, ведя речь о том же тленном теле, о котором незадолго перед тем сказал: //но если внешний наш человек и тлеет// [[new:2kor:04:16|(2 Кор. 4:16)]], говорит: **Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный**. //Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью// [[new:2kor:05:02|(2 Кор. 5:2-4)]]. Итак, хотя мы и отягощаемся тленным телом, но поскольку знаем, что причиной отягощения служит не природа или сущность тела, а повреждение его, то желаем не совлечься тела, а облечься его бессмертием. Ибо оно и тогда будет, но поскольку не будет тленным, не будет отягощать. //**О граде Божием.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный** Поскольку выше сказал, что по той мере, как внешний человек тлеет, обновляется внутренний, и таким образом сказал, казалось бы, нечто новое, то говорит, что когда это смертное и земное тело совершенно истлеет, тогда произрастут для нас бесчисленные блага. При этом снова рассуждает с ними о воскресении, хотя и не так ясно, как прежде, чтобы не показалось, что почитает их неисправными. **Земной хижиной** назвал тело, а тем, что назвал его хижиной, указал на кратковременность его; ибо такова хижина. Если же хижинами (храминами по-славянски) часто называют и места упокоения праведных, то с прибавлением, именно: "вечные храмины" [[new:lk:16:09|(Лк. 16:9)]]. Смотри же, как **земному дому** противопоставил небесный, а **хижине** - **дом вечный**. Увеличивая восхваление будущей славы нашего тела, присовокупил: **нерукотворенный**, не для противопоставления этому телу, ибо и оно нерукотворенно. Некоторые же под рукотворенным домом разумеют жизнь, проводимую нами на земле, а под хижиной само тело, так что это место получает такой смысл: если разрушится земная жизнь нашего тела, которую можно назвать и рукотворенной, как бы составленной руками (ибо хлеб, вино и тому подобное, из чего слагается наша жизнь, делаются руками), мы будем иметь на небесах Другую жизнь, неразрушимую и нерукотворенную, то есть не нуждающуюся в содействии наших рук. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный** С точки зрения рассмотрения нашей телесной природы, мы должны заметить, что не так, что есть два разных тела: одно тело для грехов и для недостойного, а другое для заслуг и для блаженства, - но что те же самые тела, которые были у грешников, после обращения и снискания расположения Бога призываются к блаженству. Так следует мыслить о природе тела, что то, которое в недостойном и нестойком нашем настоящем используем, станет иным, которым воспользуемся в добродетели и нетлении и славе. Оно же и есть одно, в котором мы сейчас и которое в славе преобразится, духовным станет; и что то, что было сосудом греха, уже очищенное, станет сосудом чести и обителью блаженства. Следует верить, что в таковом состоянии ему следует пребывать всегда и неизменно по воле Творца, в соответствии с верой в это свершение, высказанной апостолом Павлом: **мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный**. //**О началах.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный** Эту уверенность он высказывает для того, чтобы не боялись разрушения тела от насилия неверующих или от случаев жизни, поскольку приготовлено жилище вечное на небесах, так что изгнанные из временного и **земного дома** принимаются в **дом вечный**. **Земным домом** он плоть называет, поскольку смертна; и когда она разрушится, обретем **вечный дом**, возведенный **на небесах**. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный** **Знаем**. Ап. имеет здесь в виду, конечно, всех верующих, а не себя только, потому что он не один получит будущее славное тело. Откуда верующие знали это? Конечно, из учения Ап. Павла [[new:1kor:11:start|(1 Кор. гл. 11)]], а сам Апостол - по особому благодатному озарению от Бога. - **Земной наш дом, эта хижина**. Ап. называет так наше тело, которое дано нам только на время и должно быть разорено, как разоряется хижина или, точнее, палатка, которая вообще ставится где-нибудь на время. - **Мы имеем**. Это не значит, что новый дом уже существует и в настоящее время. Если бы Ап. мыслил так, то он противоречил бы своему же собственному учению о будущем теле как имеющем произойти из тела земного по его истлении (ср. [[new:1kor:15:42|1 Кор. 15:42-43]]). Образ речи Апостола объясняется просто тем, что он здесь минует жизнь загробную, до воскресения, - это его не занимало в настоящем случае. - **От Бога жилище на небесах**. В противоположность нынешнему нашему телу, которое мы получили путем рождения от наших родителей - людей имевших грубое, перстное, тело первозданного Адама (ср. [[new:1kor:15:47|1 Кор. 15:47]]), - новое наше тело мы получим от Бога, и это служит ручательством его превосходства пред нынешним. Тело это предназначено для жизни **на небесах**, т. е. в новом совершенном мире. - **Дом нерукотворенный, вечный**. Здесь Апостол сравнивает то, что строит Бог и то, что делает человек. Дом Божий будет стоять вечно, а дом, построенный руками человека, должен со временем разрушиться. Ст. 1-5 **Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа** Противоположность между внутренним величием верующих и между их распадающейся телесностью не может продолжаться вечно. Взамен настоящего тела верующие получат новое, которое будет соответствовать их внутреннему духовному состоянию. Эту надежду укрепляет в нас Сам Бог, давший нам в залог этого славного состояния Своего Духа. //**Толковая Библия.**// [<10>]