[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 5:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа** **"Итак мы всегда благодушествуем"** [[new:2kor:05:06|(ст. 6)]]. **"Благодушествуем"** – т. е., среди гонений, озлоблений и непрестанных опасностей смерти. Он как бы так говорит: "Гонит ли кто тебя, преследует ли, умерщвляет ли – не унывай. Все это к твоему благу. Не бойся, дерзай. То, о чем ты воздыхаешь и скорбишь, т. е. что ты работаешь тлению, – это самое тление исхитит тебя из среды тления, и тем скорее освободит от этого рабства". Потому и говорит: **"всегда благодушествуем"**, т. е., не только в благоприятное время, но и во время скорбей. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 6-8 **Дерзающе убо всегда, и ведяще, яко живуще в теле, отходим от Господа? - верою бо ходим, а не видением, - дерзаем же и благоволим паче отъити от тела и внити ко Господу** **Дерзающе**, и потом **дерзаем**, кажется, означает здесь не что другое, как решительность того душевного действия, которое выражает следующий за ними глагол. Так **дерзающе и ведяще** означает ведение решительное, с убеждением, не допускающим никакого сомнения; **дерзаем и благоволим** означает решительное, не допускающее никакого колебания желание. Экумений так перифразирует сии слова: **дерзающе и ведяще**, θαρρουντως ειδοτες, дерзновенно ведая; а **дерзаем и благоволим**, θαρρουντως ευδοκουμεν,– дерзновенно благоволим. Апостол потому говорит: несомненно ведая, что, живя в теле сем, отходим от Господа, мы сильно желаем **отъити от тела и внити ко Господу**. Слова же: **верою бо ходим, а не видением**, составляют вносное положение, объясняющее опытом, что точно тело отдаляет нас от Господа. Феодорит так выражает общую мысль сих текстов: «Апостол не то говорит, что мы отчуждены от Господа (или чужды Господу), будучи сопряжены еще с этим, смертным, телом, но что ныне не видим Его телесными очами, а тогда и узрим, и с Ним будем. Ибо ныне, говорит, не видим самых ожидаемых вещей, а усматриваем их только верою. Посему-то самому и желаем **отъити от тела и внити ко Господу**». Говоря: «дерзновенно ведаем, что, живя в теле, отходим от Господа», Апостол дает разуметь, что такое ведение требует дерзновенного ума. Равно и словами: «дерзновенно благоволим отъити от тела и внити ко Господу» дает разуметь, что такое желание благоволительное требует мужественного духа. В самом деле, терпящим ради Господа гонения, озлобления и непрестанные опасности смерти, сторонние могли говорить: что такое вы делаете? Терпите, а Того, за Кого терпите, не видите. И свои подобные мысли могли приходить терпящим. Этим своим помыслам и чужим речам дерзновенная, верою окрыленная мысль могла смело ответить: да, не видим; но тем не менее Он есть и близ есть, только не видим, а ощущаем. Причиною, почему не видим, служит это тело наше. **Живуще в теле, отходим от Господа. Живуще**, ενδημουντς, странствуя, как на чужбине. «Странники мы в нем и пришельцы» (Экумений). «Не сказал: сущие, οντες, в теле, а ενδημουντες, потому что мы находимся в нем, как странники в гостинице» (святой Златоуст). В теле странствуем, как на чужбине; отечество же наше, дом наш, там, где Господь, или с Господом. Таким образом, странствуя в теле, естественно отделились мы от родного крова и от Самого Отца Господа. «Тело стало стеною между нами и Господом» (Экумений). Итак, что же,– не разломать ли эту стену насильственно и произвольно? – Нет. Такой порядок установить угодно было Самому Господу, чтоб мы сначала верою пожили и, уже оказавшись верными во всем Господу по вере, вступили в такой чин жизни, где будем ходить пред Господом видением, пребывать с Ним лицом к лицу. Ныне такой период, что **мы верою ходим, а не видением**. Ибо не так бывает, чтоб мы, бывши сначала пред Господом, переходили в тело, как в чужой дом. Нет; мы рождаемся Богу единому ведомым путем и, уже в теле суще, сродняемся с Господом посредством возрождения в купели крещения, по образу Его. Сроднившись так с Ним, чувствуем, что тело отгораживает нас от Него, но должны пребывать в теле до времени, определенного Господом, чтоб окрепнуть в сей новой жизни, возрасти для другой и пред Господом оказать свою верность, когда Он в сокровенности от нас пребывает. Теперь верою Его ведаем, верою к Нему приближаемся и руководимся пребывать в духовном таинственном общении с Ним. Выдержав себя как должно в этот период испытания и воспитания, под блюстительством веры, вступим тогда в другой, в коем будем пребывать с Господом лицом к лицу. При всем том, однако ж, нельзя нам равнодушно относиться к той блаженной минуте, когда выйдем из тела и предстанем Господу. Эта минута превожделенная. Почему «зная, что доставляет внитие ко Господу, мы дерзновенно благоволим отъити от тела, или вседушно вожделеваем этого» (Экумений).– **Дерзаем же и благоволим паче отъити от тела и внити ко Господу**. Дерзновенно благоволим, говорит, потому что такого рода благоволительное, охотное и радостное желание требует мужественного духа. Жизнь в теле, и при сильном сознании ее неудобств, имеет свои приманки, привлекающие к ней. Стать в совершенное к ней отчуждение нельзя без перелома себя крутого, а такой перелом без дерзновенной решимости состояться не может. И далее постоянно держать себя в таком настроении означает воодушевленную мужеством душу. Почему и сказал Апостол: **дерзаем и благоволим**, то есть дерзновенно и мужественно вожделеваем этого. Читая историю мучеников, не можем не видеть оправдания ими слов святого Павла. Они вожделевали отъити ко Господу, и вожделевали с неудержимым стремлением и мужеством.– Святой Златоуст говорит на эти слова: «Видишь ли, как Апостол, умолчав о неприятных именах //смерти и кончины//, заменил их вожделеннейшим наименованием – **водворения у Господа**; и, напротив, обошед наименования жизни, кажущиеся приятными, употребил неприятное, назвав здешнюю жизнь **удалением от Господа**. А это сделал он для того, чтобы никто не только не услаждался настоящим, напротив, еще обременялся бы оным; и чтобы никто, приближаясь к смерти, не скорбел, но паче бы радовался, потому что переходит к наслаждению лучшими благами». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа** **Итак**, не станем скорбеть о том, что умираем, ибо **знаем** верно, **что, ходя (вращаясь) в **сем** теле, мы отходим (отвращаемся) от Господа**, то есть от откровения Господа нашего. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Августин ===== **Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа** Человек действительно принес смерть себе и Сыну Человеческому, но Сын Человеческий, приняв смерть и воскреснув, принес человеку жизнь... Он захотел принять страдания на глазах у врагов, чтобы они сочли Его покинутым и чтобы благодать Нового Завета была передана нам, дабы мы научились искать другого счастья, которое теперь мы имеем от веры, а тогда увидим воочию. **Водворяясь в теле**, говорит апостол, **мы устранены от Господа**, //ибо мы ходим верою, а не видением// [[new:2kor:05:07|(ст. 7)]]. Потому мы теперь живем надеждой, тогда же будем жить данностью. //**Послания.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа** **Мы**, кто в веке сем **устранены от Господа**, ходим по земле, но торопимся к небесному, потому что здесь место не наше, мы путники и странники, так же, как все отцы наши. //**Трактат на Псалмы (Пс. 63).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 6-8 **Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою; а не видением, - то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа** Продолжает подтверждать сказанное выше, именно то, что не должно беспокоиться об опасностях. Ибо опасности и смерти, говорит, доставляют нам вожделенное приобретение - нетление, о котором воздыхаем, и скорее приводят нас к Владыке нашему. **Мы всегда благодушествуем**, то есть не страшась ни гонений, ни наветов, ни смертей. Заметь мудрость, как скрыл имена смерти и жизни и первую назвал **водворением у Господа**, а последнюю **отшествием от Господа**, дабы никто не привязывался к настоящей жизни, как отвлекающей от Господа. Потом, дабы кто не сказал: итак, что же? тело отчуждает нас от Бога? - отклонил это возражение, сказав: **ибо мы ходим верою, а не видением**, то есть хотя и здесь мы знаем Его, но отчасти, ибо это значит: **верою**, а не лицем к лицу, что означает: **видением**. Если же так, то **желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа**. Не сказал: достигнуть нетления, но - что превосходнее - быть с Господом, ибо это важнее нетления. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа** В Адаме мы изгнаны из рая и имеем временный приют на этой земле, потому что лишились благословения нашей отчизны; мы, похоже, чужестранцы в этом мире. О том же говорит апостол: **водворяясь в теле, мы устранены от Господа**. //**Толкование Псалмов (Пс. 118).**// ===== Амвросиаст ===== **Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа** Ясно, что мы с Богом пребываем через веру, не через присутствие, и оттого далеко путешествуем - //верою, а не видением// [[new:2kor:05:07|(ст. 7)]]. И отчего же, о том же говоря в Деяниях Апостолов: //ибо мы Им живем и движемся и существуем// [[new:act:17:28|(Деян. 17:28)]], в этом месте он говорит, что **мы устранены от Господа**? Если повсюду Он есть, как же мы, здесь находящиеся, устраняемся от Бога? Без сомнения, повсюду всегда все в Боге. Но поскольку трон Бога на небесах и там Он всегда виден, поэтому мы, здесь находящиеся, где Он не виден, называемся устраненными от Господа. Когда же мы Его не видим, а Он присутствует, мы устранены от Него. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-8 **Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,- ибо мы ходим верою, а не видением,- то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа** Смерть представляет собою самое страшное для человека, и мысль о ней всегда тревожила умы людей в иудействе и язычестве. Не такое отношение к смерти в христианстве. Христианин спокойно ждет смерти, потому что она соединит его с Господом, с Которым теперь нельзя еще входить в непосредственное сношение, так как это земное тело наше служит для этого непреоборимою преградой. Мы, как выражается Ап., **устранены** или отдалены от Господа. **Мы ходим**, т. е. живем в таком мире, где Бога видеть нельзя, где можно только веровать в Него. Поэтому мы и хотели бы, - конечно, если на это будет воля Божия, - поскорее сбросить с себя эту мешающую нашему поселению у Господа земную оболочку. Ст. 6-10 **Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,- ибо мы ходим верою, а не ви'дением,- то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что' он делал, живя в теле, доброе или худое** Чтобы получить будущую славную жизнь - для этого нужно стремиться здесь угождать Господу. Господь на последнем суде будет судить всех по делам, которые совершали люди на земле. //**Толковая Библия.**// [<10>]