[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 5:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения** См. Толкование на [[new:2kor:05:17#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 5:17]] ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения** Поскольку все примиряется в Нем, то ты должен понимать, что Он примиряет с Отцом все, что **примирил с Собой**... Сравни с этими словами все таинство евангельской веры! Тот, Кто виден в Том, Кто виден, Тот, Кто действует в Том, Кто действует, Тот, Кто говорит в Том, Кто говорит, есть Тот же Самый, Кто примиряет в Том, в Ком примиряет. Следовательно, примирение в Нем и через Него, потому что сам Отец, пребывая в Нем в силу единой природы, примирил мир с Собою через Него и в Нем. //**О Троице.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Всяческая же от Бога, примирившаго нас Себе Иисус Христом, и давшаго нам служение примирения** Все же это, все исчисленные блага, от Бога. Так благоволил Он устроить, такое судил Он учредить домостроительство нашему спасению, такова благодать, от лет вечных нам определенная. Всяческая от Бога, в Троице Лиц поклоняемого, спасающего нас //по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы// [[new:1pet:01:02|(1 Пет. 1, 2)]]. В тайне Пресвятой Троицы положено было от века второму Лицу Пресвятой Троицы, Богу Сыну, воплотиться в свое время от Приснодевы и, умерши на кресте, разодрать Им рукописание грехов наших и, удовлетворив тем вечной правде Божией, примирить нас с Богом; положено было также, чтобы к примиренным таким образом низошел Дух Святой, третье Лице Пресвятой Троицы, и оправданных кроплением крове Иисус Христовы делал праведными и святыми, обновляя их внутреннюю жизнь благодатию Своею. В этом существо Нового Завета благодати, или домостроительство спасения во Христе Иисусе. Апостол выставляет здесь преимущественно только примирение во Христе Господе, умершем за всех, но тут же указывает Он и на благоволение Бога Отца, примирившего Себе всех, и на благодать Духа, действовавшего в служении примирения чрез Апостолов. Святой Златоуст говорит: «**Всяческая же от Бога**. А от нас ничего. Ибо и оставление грехов, и усыновление, и нетленная слава от Него нам дарованы. Таким образом возбуждает коринфян к добродетели не только будущими благами, но и настоящими, которые они уже получили. Смотри же, каким образом. Он сказал: мы воскреснем некогда, перейдем в нетление и получим храмину вечную. Но поелику для убеждения тех, которые не столько верят, сколько должны верить будущему, настоящее больше имеет силы, то он показывает им и то, что они получили (в настоящем в залог будущего). **Всяческая**, говорит, **от Бога, примирившаго нас Себе Иисус Христом**: потому что все блага даны нам чрез Христа. Тот, Кто сделал нас друзьями Своими, есть виновник и всех других благ, которые Бог даровал друзьям Его; ибо не врагами оставив, Он столько вознаградил нас, но соделав друзьями Себе. Но когда я (дает разуметь Апостол) называю Христа виновником нашего спасения, то разумею вместе и Отца; когда же говорю, что Отец даровал нам оное, то опять разумею и Сына. Ибо //вся Тем быша//; следовательно, Он есть виновник и сего действия. Ибо не мы обратились к Богу, но Он Сам примирил нас Себе. Как? – Смертию Христа».– Блаженный Феодорит продолжает будто эту речь, говоря: «Апостол изобразил неизреченное Божие человеколюбие. Хотя Он оскорблен был нашим преступлением, но (не вконец прогневался) благоволил примирить нас Себе, не человека употребив в посредники, но Единородного Сына сделав посредником мира». **И давшаго нам служение примирения**. Когда говорит: **примирившаго нас**, то под нас разумеет всех людей; когда же говорит: **давшаго нам служение примирения**, то под **нас** разумеет Апостолов. «Здесь он указывает на достоинство звания апостольского, показывая, сколь великое дело поручено им и как велика любовь Божия к нам (в учреждении то есть Апостольства)» (святой Златоуст). Дело примирения в лице Господа Спасителя совершилось вполне; но усвоение примирения людям спасаемым должно было совершаться не чрез вменение, не механически, не внешно, а требовало известных нравственных изменений в примиряемых, как неотложных условий к распространению и на них силы примирения. Чтобы это могло быть исполнено, надлежало объявить людям сии условия, сказать им, что они должны представить от себя, чтобы состоялось примирение; надлежало также после того, как, поняв условия, они изъявят готовность исполнять их, даровать им силу к исполнению их, потому что в своем естестве они их обрести не могли. Для сего учреждено было Апостольство, существенно необходимый член в устроении спасения людей. Апостолы, преисполнены быв Духом Святым, на них сошедшим, должны были ходить по миру и всем возвещать благую волю Божию о примирении всех с Богом под условием покаяния, веры в Господа Иисуса Христа, за всех умершего на кресте, и самоотверженной готовности неуклонно ходить с сего момента в воле Божией, или в заповедях Его; тех, которые склонялись на сию проповедь, крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, а наконец, чрез возложение рук, низводить на них благодать Святого Духа. В этом существо апостольского служения, и сим образом совершалось примирение с Богом каждого лица. Учреждением Апостольства исполнялось то, что предсказано в изображении дел Премудрости,– как она, создав себе дом и уготовав трапезу, послала своих рабов созывать с великим проповеданием на чашу всех – и безумных, и разумных ([[old:pr:09:01|Притч. 9, 1–5]]), и то, что Господь изобразил в притче о браке сына царева, говоря, что, когда готово было все, послал царь рабов звать на пир всех, сначала тех, которым прежде о том давано было знать, а потом и тех, которые не знали ничего о том. И пошли, говорит, слуги по улицам и площадям, по перекресткам и распутиям, по большим и проселочным дорогам,– и назвали.– Вот это и есть Апостольство: рабы Божии ходят по миру и зовут. Святой Златоуст особую сторону указывает в целях Божиих при учреждении Апостольства. Он говорит: «После того, как люди не послушали пришедшего Ходатая, Бог не отвергнул и не оставил их, но не престает звать их как Сам, так и чрез других. Кто достойно может надивиться такому долготерпению и попечению Божию о нас! Сын, пришедший для примирения; Сын, приискренний* и единородный, умерщвлен; но Отец и в сем случае не отверг убивших Его и не сказал: Я послал Сына Моего совершить Мое посольство, а они не только не хотели послушать Его, но еще убили и распяли, посему праведно отвергнуть их. Но поступил совсем напротив: по отшествии от нас Сына Он вверил нам дело примирения, ибо говорит: **давшаго нам служение примирения**». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения** Не сам Бог, говорит апостол, примирился с нами, хотя Сам был оскорблен нашим преступлением, но нас **примирил с Собой**. //**Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 5:18).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения** **Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою** Все же это дано нам от Бога, Который примирил нас с Собою через ходатайство Сына Своего. Ибо мы не сами прибежали к Нему, но Он призвал нас через смерть Сына Своего. **И давшего нам служение примирения** О бездна человеколюбия! Ибо Отец, пославший Сына, когда увидел Его убитым теми, которые нуждались в примирении, то не только не отверг людей, но дал, говорит, нам, апостолам, **служение примирения**, чтобы, ходя повсюду, были посланниками к отпадшим от Бога и приводили их к Нему. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения** В этом смысле в Троице первое место необходимо отвести Отцу. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения** Со стороны людей для этого обновления не сделано ничего: все совершено Самим Богом, примирившим людей с Собою чрез Христа. Бог же послал Апостола проповедывать об этом примирении и другим. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:05:17#lopuxin_ap|2 Кор. 5:17]] [<10>]