[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 6:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-6 **Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви** Далее, как и всегда делает (апостол), выставляя самого себя на сцену, чтобы с него брали пример, так делает он и здесь. Поэтому и присовокупляет: **"Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо наше служение"** [[new:2kor:06:03|(ст. 3)]], – заимствуя убеждение не от времени только, но и от примера тех, которые подвизались как должно. И смотри, как скромно это делает. Не сказал: "Глядите на нас, а мы таковы-то"; но, как бы защищаясь против обвинения, исчисляет свои (подвиги). И полагает два отличительных признака беспорочной жизни, первый: **"ни в чем не полагаем претыкания"** – не сказал "обвинения", но что гораздо маловажнее – **"претыкания"**, – т. е., никому не подавая и повода к укоризнам против нас, – **"да служение наше безпорочно будет**", – чтобы кто не стал нападать (на это служение); и не сказал опять, чтобы кто не стал порицать или обвинять, но чтобы оно не подавало и случайного повода к тому, чтобы кто-нибудь мог порицать в чем-нибудь. Второй признак: **"но во всем являем себя, как служители Божии"** [[new:2kor:06:04|(ст. 4)]]. Это гораздо выше (предыдущего). Действительно, не одно и то же – быть свободным от обвинения, и устроить себя так, чтобы из всего видно было, что мы Божии слуги; и не одно и то же – избежать порицания, и быть достойным похвал. Не сказал: "являясь" (φαινόμενοι), но: **"являем себя"** (συνιστώντες), т. е. показывая (себя таковыми на деле). Далее говорит и о том, каким образом они сделались таковыми. Каким же? **"В терпении**, – говорит, – **многом"**. Терпение он положил основанием благ, почему и не просто сказал – **"в терпении"**, но – **"в терпении многом"**, чтобы показать его важность. Действительно, перетерпеть одну какую-нибудь беду или две – еще не великое дело; потому и перечисляет множество скорбей и искушений, говоря: **"в скорбях, в бедах"** (ανάγκαις). Но скорбь еще более увеличивается, когда нельзя уклониться от несчастий, и когда точно неизбежная какая необходимость требует злостраданий. **"в тесных обстоятельствах"**, – т. е., или в теснотах голода и других необходимых потребностей, или просто в теснотах искушений. **"Под ударами, в темницах, в изгнаниях"** (ακαταστασίαις) [[new:2kor:06:05|(ст. 5)]]. И каждое из них само по себе тяжко: тяжко терпеть бичевание, тяжко быть в узах, тяжко не иметь покоя от гонений – это именно и значит **"в нестроениих"**; но когда постигают все эти скорби и притом сразу, то подумай, какая для этого потребна душа! Потом ко внешним скорбям присовокупляет и те, которые от него собственно зависели: **"в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте"** (αγιότητι)". Этими словами он указывает на те труды, которыми обременял себя, переходя с места на место; и делая своими руками, – на те ночи, в которые учил, или трудился для себя, и со всем тем не забывая и поста, хотя и одни эти (подвиги) стоили не одной тысячи постов. А под **"чистотой"** здесь он разумеет или целомудрие, или чистоту во всем, или же нелюбостяжательность, или же то, что он даром проповедовал Евангелие. **"В благоразумии"** (γνώσει) [[new:2kor:06:06|(ст. 6)]]. Что такое **"в благоразумии"**? В мудрости, даруемой от Бога, которая истинно есть ведение, а не как мнимые мудрецы, хвалящиеся внешним образованием, а этой истинной мудрости лишенные. **"В великодушии, в благости"**. И это важное свидетельство мужественной и благородной души – великодушно переносить поражения и удары, отовсюду наносимые. Далее, чтобы показать, как он сделался таковым, присовокупил: **"в Духе Святом"**. "Чрез Него, – говорит, – мы все это совершаем". Но смотри, где он поставил помощь от Св. Духа, – после уже исчисления своих подвигов. Мне кажется, он хотел показать этим и нечто еще другое. Что же такое? То, что "мы обильно исполнены Духа Святого, и свое апостольство оправдываем и тем, что удостоились духовных дарований", так как, хотя это зависит и от благодати, тем не менее, и сам он был причиною, своими делами и подвигами привлекши на себя благодать. Если же кто думает, что сверх сказанного (апостол) выражает этими словами еще и то, что он, в употреблении благодатных даров, не подавал никому никакого соблазна, – думаю, и тот не погрешит против смысла. Действительно, некоторые (из коринфян), получив дар языков и возгордившись, тем подали повод к осуждению себя, потому что получивший духовные дары может и злоупотребить ими. "Мы же, – говорит, – не таковы, но и **"в духе"**, – т. е. в дарованиях, – пребыли беспорочными. **"В любви нелицемерной**". Вот что было причиною всех благ (им приобретенных); вот что сделало его таковым, и сохраняло в нем Духа, действием Которого все у него совершалось. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 3-4 **Ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение безпорочно будет, но во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах** Мы свое дело, говорит, делаем как должно, со всем усердием. Чтоб способствовать вам к преспеянию в благодатной жизни, мы с своей стороны все употребляем: не словом только убеждаем вас, но и так себя держим, чтоб не только не послужить кому в претыкание, а напротив, всем представить в себе образец, как следует жить слугам Божиим. Смотря на нас, никто не может основательно подумать, что мы не слуги Божии, и, следовательно, заподозрить слово наше в неистине. Питая же убеждение в неложности слова нашего и принимая его как совершенно истинное, вы в этом имеете побуждение к верному исполнению его; а как его исполнять, этому научит вас наша жизнь. Святой Златоуст говорит: «Поелику Апостол имеет обыкновение самого себя выставлять на среду, чтобы с него брали пример, то он делает сие и здесь, говоря: **ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение** наше **безпорочно будет**. Он заимствует убеждение не от времени только, как сделал выше, но и от примера тех, которые подвизались как должно. И смотри, как скромно сие делает. Не сказал: смотрите на нас, а мы таковы-то; но, как бы защищаясь против обвинения, исчисляет свои подвиги и добродетели. Он полагает два отличительных признака беспорочной жизни: первый – **ни едино ни в чемже дающе претыкание**; не сказал: обвинение, но, что гораздо маловажнее, **претыкание**, то есть никому не подавая и повода к клевете и укоризнам против нас,– **да служение** наше **безпорочно будет**, чтобы кто не стал порицать сего служения; и не сказал опять: чтобы кто не стал порицать или обвинять, но чтобы оно и случайного повода не подавало к тому, чтобы кто-нибудь мог порицать оное в чем-нибудь. Второй признак: **но во всем представляюще себе яко Божия слуги**, что гораздо выше предыдущего. Поелику не одно и то же быть свободну от обвинения и устроить себя так, чтобы из всего видно было, что мы Божии слуги. Равно, иное дело избежать порицания, и другое – быть похваляему. Не сказал: показывая себя (φαινομενοι – являясь по видимости), но **представляюще себе** (συνιςωντες), то есть на деле и от сердца представляя себя, или состоя такими. Далее говорит и о том, каким образом они сделались таковыми. Каким же? **В терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах**. Терпение он положил основанием благ, почему и не просто сказал: в терпении, но **в терпении мнозе**, дабы показать меру и пространство оного: ибо претерпеть одну какую-либо беду или две, еще не великое дело; потому и перечисляет множество скорбей и искушений, говоря: **в скорбех, в бедах**». **В скорбех**, не в таких случаях, которые тяготят только внешно, но в таких, которые сердце поражают и уязвляют, и суть истинно болезненные прискорбности. В **бедах**, αναγκαις, в нуждах и крайностях, от которых скорбное еще более чувствуется скорбным. «Крайность напрягает скорбь, представляя зло, гнетущее человека, неизбежным» (Феофилакт). «Ибо скорбь обыкновенно усиливается, когда нельзя уклониться от несчастий, и как бы неизбежная какая необходимость требует злостраданий» (святой Златоуст).– **В теснотах**. **Теснота** – последняя степень крайности; зло охватило и гнетет, подобно зверю, схватившему добычу. Разумеет «тесноту от голода и необходимых потребностей, или просто тесноту искушений вообще» (святой Златоуст), «такое скорбное положение, из которого не представлялось удобного выхода» (Экумений). //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение** **Никакого ни в чем никому не делайте препятствия, дабы не было хулимо служение наше**, то есть наша проповедь Евангелия. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение** Чего не принесли апостолы Христовы в жертву верному служению Богу и спасению человеческому! Святой апостол еще не все, конечно, высказал, что с ним было, но как много и того, что сказано. Стараясь верно и усердно служить Господу, апостолы в то же время заботились всеми мерами и о том, чтобы **никому ни в чем не полагать претыкания, да служение** совершенно **безпорочно будет**. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение** Молим, сказал, и споспешествуем. Каким образом? Беспорочной жизнью. Самым же ходом повествования советует им обратить внимание на него. Ибо, говорит, я так устрояю жизнь свою, что никому не подаю повода - не говорю к обвинению, но и к обыкновенному упреку, а еще более к соблазну, чтобы не было порицаемо служение наше. Опять, не сказал: чтобы не подпасть обвинению, но чтобы дело мое и служение мое не получило и случайного порицания. Некоторые же объясняют это так: чтобы порицание не перешло на проповедь, ибо ее называет служением своим. Когда я живу худо, то подвергается презрению и порицанию проповедь. Незаметно и им намекает, что когда они живут худо, то хула обращается на Христа и на веру. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение** Апостол Павел говорит как о наступившем о том времени, когда могут грешники приблизиться к отпущению [грехов]. Как о наступившем говорит он о том времени, когда от смертельных болезней лекарство может быть принято. И в этой связи выражает уверенность в исцелении больных, и остается только им приложить свою добрую волю и не пренебречь лекарством ради достижения целительного действия. Следовательно, верой и бдением своими Павел отсекает все, что могло бы послужить падению неосмотрительного, дабы через их косность не образовалось основания для падения его учеников. И через то, что в простоте и со всем усердием проповедуют целительное слово, они себя обозначают как свободных. И оттого апостол добавляет ниже: **чтобы не было порицаемо служение**. Ведь порицалось бы служение самих апостолов, когда бы своими делами они не дали образцов того, чему на словах учили. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== ** Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение** Начиная с этих слов и до конца ныне слышанного вами чтения из Апостола (ст. 3-10) св. Павел раскрывает, как он и его сотрудники споспешествуют [[new:2kor:06:01|(ст. 1)]] спасению Коринфян, исполняя свое служение пред Богом [[new:2kor:06:04|(ст. 4)]], и в своих делах показывает Коринфянам пример того, как и они должны поступать, заботясь о своем спасении и о спасении своих ближних; потому что все верующие в Иисуса Христа должны служить Богу всеми силами, во славу имени Его, и также должны все заботиться о спасении ближних, как пишет святой Павел в послании к Римлянам: //кийждо вас ближнему да угождает во благое к созиданию// [[new:rim:15:02|(Рим. 15:2)]]. И в другом послании говорит: //утешайте друг друга, и созидайте кийждо ближняго, якоже и творите// [[new:1sol:05:11|(1 Сол. 5:11)]]. **Увещевайте друг друга, и назидайте один другого, как вы и делаете**. Апостол говорит как бы так: заботясь о вашем спасении, мы, ведем себя так, что никому ни в чем не подаем соблазна или повода к уклонению от Христа Спасителя или к нарушению какой-либо заповеди Его; мы делаем так, чтобы нам соответствовать своему призванию, и чтобы наше служение не подвергалось нареканию, но служило ко спасению ближних, и чтобы вы подражали нам [[new:1kor:11:01|(1 Кор. 11:1;]] [[new:1kor:10:32|10:32,]] [[new:1kor:10:33|33)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-5 **Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах** Все, что здесь перечисляет Апостол, представляет собою только разновидности одной добродетели - **терпения**. Первый вид **терпения** - перенесение **бедствий**, т. е. внешних преследований, второй - перенесение **нужд**, т. е. тягостей, которые сопровождают или являются результатом преследований. На третьем месте стоят **тягостные обстоятельства**, которые удручают, главным образом, душу преследуемого. Затем он упоминает об **ударах**, какие получал ([[new:act:16:23|Деян. 16:23]] и сл.), о //заточении// своем **в темницу**, о необходимости часто переселяться из одного места в другое - **изгнания** (по другому переводу: народные волнения). Наконец терпение свое Апостол показал **в** своих усиленных **трудах** на благо Церкви [[new:1kor:03:08|(1 Кор. 3:8)]], **в бдении** по ночам, когда это было нужно [[new:act:20:31|(Деян. 20:31)]] и **в постах** ([[new:act:14:23|Деян. 14:23;]] [[new:act:13:02|13:2]] и сл.). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:06:01#lopuxin_ap|2 Кор. 6:1]] [<10>]