[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 6:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-9 **в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем** **"В чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах"** [[new:2kor:06:08|(ст. 8)]]. "Что ты говоришь? Почитаешь за великое то, что пользуешься славою? Подлинно так", – говорит. Почему же? Казалось бы, терпеть бесчестие – великое дело; а для наслаждения славою требуется невеликая душа? Напротив, великая и весьма великая, – чтобы, пользуясь славою, не впасть в гордость. Вот почему он и о славе думает так же, как о бесчестии, потому что он равно сиял в том и другом случае. Но каким же образом (слава) бывает оружием правды? Таким, что многие, видя учителей благочестия в славе, и сами возбуждаются к благочестию; она свидетельствует о добрых делах их; такою славою прославляется и Бог. И это есть дело премудрости Божией, – чтобы проповедание Евангелия совершалось противными средствами. Смотри, – вот Павел был связан. И это было допущено для пользы Евангелия: //"обстоятельства мои,// – говорит, – //послужили к большему успеху благовествования: и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие"// [[new:fil:01:12|(Фил. 1:12:14)]]. Был он и в славе. И это опять усугубляло ревность верующих. **"В чести и бесчестии".** Он переносил мужественно не только телесные скорби, которые исчислил выше, но и собственно душевные. А и эти скорби обыкновенно сильно возмущают дух. Иеремия перенес много искушения; а от этих изнемог, и когда его злословили, говорил: //"Не стану пророчествовать, и не буду более говорить во имя Его"// [[old:ier:20:09|(Иер. 20:9)]]. И Давид часто жалуется на злословия. А Исаия, после многих других утешений, успокаивает (иудеев) еще так: //"Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь"// [[old:is:51:09|(Ис. 51: 7)]]. И Христос говорит ученикам: //"когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах"// [[new:mf:05:11|(Мф. 5:11, 12)]], а в другом месте прибавляется еще: //"и взыграйте"// [[new:lk:06:23|(Лк. 6:23)]]. Он не положил бы такой награды, если бы подвиг этот не был велик. В телесных страданиях болезнь души разделяет и тело, потому что и тело и душа страдают вместе; а здесь (страдает) одна душа. Потому-то многие пали от одних душевных скорбей и погубили души свои. Оттого и для Иова укоризны друзей его казались тяжелее ран и червей [[old:iov:19:start|(Иов. 19)]]. Поистине, нет ничего тягостнее для мучимых скорбями, как слово, уязвляющее душу. Потому-то и (апостол), перечисляя труды и подвиги свои, полагает и этот, говоря: **"славою и бесчестием"**. Так многие и из иудеев не хотели веровать (в Господа), только из опасения лишиться славы в народе. Они боялись не казней, но того, чтобы не выгнали их из сонмищ [[new:in:05:42|(Ин. 5:42)]]. Потому (и Господь) говорил им: //"Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу"// [[new:in:05:44|(Ин. 5:44)]]? И многих можно бы указать, которые, презрев все страдания, побеждены были славою. **"Нас почитают обманщиками, но мы верны"** [[new:2kor:06:08|(ст. 8)]]. Это – то же, что и **"при порицаниях и похвалах"**. "Мы неизвестны, но нас узнают". Это – то же, что и **"славою и бесчестием"**. Для одних они были знаемы и достоуважаемы, для других недостойны и того, чтобы знать их. **"Нас почитают умершими, но вот, мы живы"**, т. е., как приговоренные и осужденные на смерть, что также составляло род бесчестия. А это сказал он для того, чтобы показать и неизреченную силу Божию, и их терпение. "(Смотря по тому), – говорит, – как и до чего злобствовали против нас враги наши, нам непременно надлежало бы умереть; так и все думали; но Бог спасал нас от погибели". Далее, чтобы показать для чего Бог попускает это, (апостол) продолжает: **"нас наказывают, но мы не умираем"**. Здесь он показывает, какая польза проистекает от искушений, еще прежде наград, и как сами враги невольно делаются их благодетелями. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Славою и безчестием, гаждением и благохвалением: яко лестцы, и истинни** **Славою и безчестием**. И когда случалось что, прославлявшее нас, и когда случилось что, покрывавшее нас в глазах других бесчестием. В Листре, например, святой Павел с Варнавою исцелили хромого, и все сбежались, чтобы воздать им честь будто богам. Это к славе. Но там же потом поднялось возмущение: святого Павла побили камнями и выбросили за город. Это к бесчестию и посрамлению ([[new:act:14:start|Деян. гл. 14]]). То же и в Филиппах: святого Павла и Силу били всенародно палками,– это к посрамлению; но потом все начальство городское идет к ним в темницу, извиняется и не гонит уже, а просит удалиться из города; это к славе ([[new:act:16:start|Деян. гл. 16]]). Так, вероятно, повторялось и во многих других местах.– **Гаждением** (поношением, ругательством) **и благохвалением**, δια δυσφημιας και ευφυμιας. Разумеются ходившие об них речи и до них доходившие. Одни хвалили, другие злословили,– это и за глаза, и в глаза. Во всех, говорит, этих случайностях,– и когда хвалили нас, и злословили, и когда случалось что к славе или бесчестию нашему,– мы держали себя как следует служителям Божиим, не возносились первыми и не падали в духе от последних. Святой Златоуст говорит: «Что ты говоришь? Почитаешь за великое то, что пользуешься славою? – Подлинно так, говорит. Почему же? Казалось бы терпеть бесчестие – великое дело; а для наслаждения славою требуется не великая душа? – Напротив, великая и весьма великая, чтобы, пользуясь славою, не впасть в гордость. Посему он то же и так же думает и о славе, как и о бесчестии, ибо равно сиял в том и другом случае. А что бесчестие и злословие сильно поражают и благодушие в них требует мужественной души,– на это много свидетельств. Иеремия многие искушения перенес великодушно, но когда злословили его, говорил: //не стану пророчествовать, и не воспомяну имени Господня// [[old:ier:20:09|(Иер. 20:9)]]. И Давид часто жалуется на злословия. И Господь, утешая учеников Своих, говорил: //егда поносят вам и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех//. Он не положил бы такой награды, если бы борьба сия не была тяжка. И для Иова раны и черви были сноснее, нежели укоризны друзей его (Иов. 19); ибо нет, нет ничего тягостнее, как слово, уязвляющее душу. Многие из иудеев не хотели веровать в Господа только из опасения лишиться славы в народе; боялись не казней, но того, чтобы не выгнали из сонмища [[new:in:12:24|(Ин. 12:42)]]. Посему и Господь говорил: //како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще// [[new:in:05:44|(Ин. 5:44)]]? И многих можно бы указать, которые, превзошед все искушения, побеждены были опасением потерять славу». В каком величии потому должен был представляться праведный характер святого Павла и других Апостолов, когда они одинаково достойно звания своего держали себя **в славе и безчестии, в гаждении и благохвалении**! **Яко лестцы и истинни**. Опять новый оборот речи; но значение его все то же. Продолжает Апостол изображать, как всегда являли они себя достойными служителями Божиими; только как пред этим сказал он о славе и бесславии, гаждении и благохвалении, то теперь проясняет это будто примерами, выставляя ряд противоположностей, какими их считали и каковы были они на деле. **Яко лестцы и истинни**.– **Лестцы** на стороне злословящих, а **истинни** на стороне благохвалящих (святой Златоуст). **Лестцы**, πλανοι, означает тех, кои и сами заблуждаются и других вводят в заблуждение. Так думали о них враги. Иконийские иудеи прибежали в Листру и вооружили тамошних против святого Павла и Варнавы, говоря: //они не говорят ничего истиннаго, а все лгут// [[new:act:14:19|(Деян. 14, 19)]]. То же делалось и в других местах. Между тем сущие от истины слушали их [[new:1in:04:06|(1 Ин. 4, 6)]], и ничем нельзя было поколебать их убеждения, что Апостолы и стоят в истине, и проповедуют сущую истину. То и другое происходило на глазах Апостолов. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== Победивший страсти уязвляет бесов: притворяясь, будто все еще подвержен прежним страстям, он обманывает врагов своих, и не терпит от них нападений. Некоторый брат, будучи однажды обесчещен, нисколько не подвигшись сердцем, помолился в уме своем; а после начал плакать о том, что его обесчестили, и притворною страстию утаил свое бесстрастие. Другой брат, который совсем не хотел председательствовать, притворился, будто сильно этого желает. Как же изображу тебе чистоту того мужа, который взошел в блудилище, как бы для греха, и находившуюся там блудницу привел к чистому и подвижническому житию? Также одному из безмолвствующих весьма рано по утру принесли кисть винограда; он же, по отшествии принесшего, тотчас устремился на виноград и съел его, но без всякого услаждения, с тем только, чтобы показать себя перед бесами чревоугодником. Другой, потеряв немногие ветви, весь день притворялся скорбящим. Но таким делателям нужна большая осторожность, чтобы покусившись посмеяться над бесами, сами они не были от них осмеяны. Сии люди поистине суть те, о которых Апостол сказал: «**яко лестцы и истинны**». //**Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны** **Чрез славу и безчестие**, чрез знамения то есть и преследования, - как бы **чрез похвалы и порицания**, - чрез похвалы от друзей и чрез порицания от врагов. **Как обманщики** мы считаемся, между тем как мы **верны**. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны** **Яко лестцы, и истинни**. Об Иисусе Христе, воплощенной Истине, фарисеи говорили, что Он льстит народы; говорили, конечно, люди то же и об апостолах, видя увлекательную приятность и силу их учения; между тем, по-видимому лестцы, они были в высшей мере истинны. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны** //Если бы я и поныне//, говорит апостол, //угождал людям, то не был бы рабом Христовым// [[new:gal:01:10|(Гал. 1:10)]]. Он перестал угождать людям и стал служителем Христа. Через добрую и дурную молву справа и слева шагает воин Христов, ни славой не возносится, ни позором не сломлен, не гордится богатством, не омрачается бедностью, пренебрегает и радостью, и скорбью. //Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью// [[old:ps:120:06|(Пс. 120:6)]]. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны** **В чести и бесчестии** Истолковал нам, что оружия в правой и левой руке означают славу и бесчестие. Как же слава служит оружием правды? Тем, что слава учителей привлекает многих к благочестию. Что же? Есть ли это добродетель Павла? Конечно, потому что он, находясь в славе, не гордился, а бесчестие, соделывающее терпение, делало его искусным и способствовало успеху его проповеди. **При порицаниях и похвалах** И перенесение **порицания** есть великий подвиг. Ибо оно сильно возмущает душу. Поэтому и Господь называет блаженными тех, которые терпят поношение. В пытках тело разделяет муки вместе с душой, а в порицании вся тяжесть падает на душу. Поэтому оно и для Иова было тяжелее всех прочих ударов. **Нас почитают обманщиками, но мы верны** **Почитают обманщиками** по причине порицаний, **но мы верны**, что доказывается благохвалениями. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны** Если должно являться //с оружием правды в правой и левой руке//, то теперь для нас настало время претерпеть **бесчестие** после того, как мы объявили себя **в чести** и не возгордились. Если своим образом жизни мы заслужили доброе мнение и достигли **похвал**, давайте вынесем теперь **порицания** со стороны нечестивых. И далее, если в глазах любителей истины мы показали себя любящими истину и стяжали этим их удивление, то давайте лишь рассмеемся, когда теперь говорят о нас, будто мы заблуждаемся. Во многих опасностях, от которых мы были избавлены, многие говорили, будто Бог промышляет о нас; пусть говорят теперь, кому угодно, что Он не знает нас, между тем как, может быть, именно теперь мы более всего известны Ему. Перенося несчастья, мы, конечно, несем наказание, но не умираем; похожи на //огорченных//, в то время как //радуемся//. //**Увещание к мученичеству.**// ===== Амвросиаст ===== **в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны** **В чести и бесчестии**: апостол Павел говорит о своем признании как искреннего и верного проповедника со стороны тех, кто почитал Евангелие как славу Божию. Сходным образом и у тех, кто евангельские слова божественного учения почитает недостойным искажением, Павел показал себя верным служителем Бога, ибо не устрашаясь и без стеснения говорит им то, что для них есть скандал. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны** Как предыдущие слова, так и эти имеют отношение к словам: //во всем являем себя, как служители Божии// [[new:2kor:06:04|(ст. 4)]]. **И в чести, и в бесчестии**: мы верно служим Богу и в то время, когда нас почитают и превозносят; и тогда когда нас бесчестят и унижают. **При порицаниях и похвалах**, – когда нас всячески порицают и злословят или похваляют и прославляют. Унижаемые, мы не малодушествуем; похваляемые или прославляемые, не гордимся, не превозносимся. **Нас почитают обманщиками, но мы верны**. Пусть против нас распространяют и такие клеветы, будто мы обманщики, будто мы проповедуем не истину, будто мы непостоянны, или нетверды, в нашей проповеди, но мы всегда остаемся верны нашему призванию; мы проповедуем истинное учение Христово, без изменения, как оно предано нам от Самого Господа, и как внушает нам Дух Святой. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-10 **в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем** В самых различных положениях жизни Ап. Павел являлся во всем величии, какое подобает истинному служителю Божию. О нем как о служителе Божием свидетельствует и то почтение, какое к нему обнаруживали слушатели его проповеди (**в чести**), и тот позор, какому он подвергался со стороны своих противников (**безчестии**). Его, как и Христа (ср. [[new:mf:27:63|Мф. 27:63]]) называли обманщиком, обольстителем народа, а он напротив всегда держал себя как прилично честному деятелю. На него многие смотрели как на человека, ничем не заслужившего той известности, на какую он претендовал (**мы известны**), а между тем его хорошо знали в тех местах, которые он огласил своею проповедью. - Следующие противоположения развивают мысль о том, что никакие преследования, никакие изветы не могут ослабить ревности Апостола к своему служению и помешать успеху его дела. Слишком много в нем, Апостоле, внутренней силы и сознания своего полезного значения для всего человечества. У него - все, чего может пожелать только человек, стремящийся к истинному счастью! //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:06:01#lopuxin_ap|2 Кор. 6:1]] [<10>]