[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 6:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 15-16 **Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом** Смотри, какие простые, а между тем достаточные слова употребляет (апостол) для отвращения (коринфян он ярма неверных). Не сказал он: "(какое общение у праведности) с противозаконием (παρανομία)", но гораздо сильнее (**"с беззаконием"** – ανομία). Равным образом не сказал: "(какое общение) у находящихся во свете с пребывающими во тьме", но противополагает самые вещи, противные между собой и одна другую отвергающие, т. е. свет и тьму. Не сказал также: "(какое согласие) между последователями Христа и чадами диавола", но – что гораздо бóльшую обнаруживает противоположность – между Христом и Велиаром, – еврейским именем назвав этого отступника. **"Какое соучастие верного с неверным?"** Чтобы кто не подумал, что он просто лишь обвиняет зло и похваляет добродетель, он здесь указывает уже и лица, хотя и неопределенно. И не сказал: "какое общение", но – какие награды, назвав их **"частию"** (μερίς). **"Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго"**. Смысл этих слов такой. "Царь ваш не имеет ничего общего с диаволом (**"Какое согласие между Христом и Велиаром?"**); ничего общего не имеют между собою и дела их (**"Что общего у света с тьмою?"**). Потому и у вас не должно быть никакого общения с ним (диаволом?)". Апостол прежде указывает на царя, а потом уже на них, – чтобы тем скорее отвлечь их от диавола. Далее, сказав: **"Какая совместность храма Божия с идолами?"** и присовокупив: **"Ибо вы храм Бога живого"**, (апостол) почел нужным привести и свидетельство на это, желая показать, что эти слова не простая лесть, – так как кто хвалит, не представляя на то причин, о таком могут подумать, что он льстит. Какое же (он приводит) свидетельство? **"Вселюся в них и похожду"**, – т. е. "вселюсь в храмах этих и в них буду ходить", показывая тем великое к ним благоволение, – **"и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом".** [[old:lev:26:12|(Лев. 26:12)]]. "Для чего же, – говорит, – ты, нося в себе Бога, бежишь к идолам, – Бога, Который не имеет с ними ничего общего? Такой поступок достоин ли какого-нибудь извинения? Помысли, кто в тебе живет и обитает с тобою". //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Кое согласие Христови с велиаром? Или какое соучастие верного с неверным** Это, в-третьих,– сравнение по началовождям. Вы – Христовы, те – велиаровы. Как невозможно согласие Христа с велиаром, так не должно быть его и у вас с язычниками. Христос Господь – Глава христиан; в Него облекаются они крестясь и, прияв благодать, в Его образ потом преображаются трудами целой жизни,– чтобы став едино с Ним здесь, сподобиться и в другой жизни быть там, где Он, в неизреченно блаженной славе. Велиар – сатана, первый вступил в богоборство по духу гордыни; потом научил прародителей не послушаться Бога, пообещав им горы и лишив всего; затем всех людей обманывает, увлекая их на дела самоугодия в противность совести и Богу. Власти он ни над кем и ни над чем не имеет, а лживо величает себя царем, потому что люди, призраками его прельщенные, бросаются на самоугодие и чрез него ему служат. Цель усилий его – побольше наделать погибающих; и собственно для него от этого нет никакой прибыли: ибо огонь тот же уготован и для него. Так хлопочет, лишь бы не одному с своими клевретами мучиться вечно. Итак, видите, говорит как бы Апостол, какие противоположности! Христос Господь существенно есть Спаситель и спасения Податель несомненного; а велиар – пагуба, хитрый прельститель, всех по злобе в пагубу сманивающий приманкою сластей самоугодия. Пристало ли вам, спасения Христова причастившимся, быть с теми, кои мятутся в пагубности прелестной? **Или кая часть верну с неверным**? Это, в-четвертых,– сравнение по началу жизни и концу ее. Верный услышал слово о спасении и принял его с верою; по вере охотно подчинился условиям спасения и пребывает им верен, и ради сей верности питает уверенность, что Христос Спаситель увенчает благим концом течение его, сподобив его нескончаемого блаженства в царствии Своем. Такова часть верного! Она несомненна, ибо утверждается на верности Божией. Неверный в нечаянии ходит и ничего верного в сей жизни, тем паче в будущей, обещать себе не может. Совесть, всегда оскорбляемая, дает ему предвидеть мрачную картину его участи; и как дверь к ней отворяется смертию, то минута сия всегда поражает его иступляющим страхом. Видишь ли, какова участь неверного? Зачем же тебе становиться в пару с ним? //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным** См. Толкование на [[new:2kor:06:14#prepodobnyj_efrem_sirin|2 Кор. 6:14]] ===== Блж. Августин ===== **Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным** Теперь я обращаюсь к истинным христианам. Если вы верите в одно, надеетесь на другое, любите третье, то живите и так, и этак и доказывайте разными способами вашу разную веру, надежду и любовь! //**Проповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным** Не могут быть в одном человеке две любви, противоречащие друг другу. Как нет **согласья между Христом и Велиаром**, между справедливостью и несправедливостью, так не может быть, чтобы одна душа любила и добро, и зло. Кто любит Господа, пусть возненавидит зло - дьявола; в каждом поступке проявляется любовь к одному и ненависть к другому. //Кто умеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня// [[new:in:14:21|(Ин. 14:21)]]... Кто любит то, что есть добро, отриньте то, что есть зло. Не можете вы любить добро, если вы не ненавидите зло. //**Трактат на Псалмы (Пс. 96).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным** См. Толкование на [[new:2kor:06:14#blazh_feofilakt_bolgarskij|2 Кор. 6:14]] ===== Лопухин А.П. ===== **Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным** См. Толкование на [[new:2kor:06:14#lopuxin_ap|2 Кор. 6:14]] [<10>]