[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 6:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-18 **И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель** "**И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас**". Не сказал: "не творите нечистоты"; но, требуя от них большей точности, сказал: "даже не прикасайтесь и не приближайтесь к ней". Что же составляет нечистоту плотскую? Блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. А душевную? Нечистые помыслы, сладострастный взор, памятозлобие, обманы и тому подобное. Он желает, чтобы мы были чисты и от той и от другой нечистоты. Смотри, вот и награда за то, – отделение от нечестивых и соединение с Богом. Но послушай еще далее: "**И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь**" [[old:ier:03:19|(Иер. 3:19)]]. Видишь, как пророк издревле уже предсказал о настоящем благородстве нашем, т. е. о возрождении благодатию. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас** Апостол повелевает, чтобы мы отстранились не от вступивших в брак, как говорят, но от язычников, еще живущих в блуде, а также от упомянутых выше ересей, как от **нечистых** и безбожных. //**Строматы.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 17-18 **И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель** К кому из человеков произнесено это призвание Божие? К тем, которые познали и уверовали, что назначение, данное Богом человекам при сотворении, возвращенное при искуплении, заключается в том, чтоб человеки сделались **сынами и дщерями** Божиими. От кого повелевает Бог отлучиться людям, желающим соделаться **сынами и дщерями** Божиими? От общества тех людей, которые увлечены житейскими попечениями, земным преуспеянием, земными наслаждениями, которые не обращают никакого внимания на высокое духовное назначение человечества. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже изыдите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся; и Аз прииму вы** [[old:is:52:11|(Ис. 52:11)]] Выше выражено обетование; здесь предлагается условие, от исполнения которого Израилем зависело исполнение обетования Богом. **Изыдите**, говорит, **из среды их**, то есть язычников, и отлучитеся, совсем отделитеся от них, чтоб стали чуждыми вы им и они вам. **И нечистоте не прикасайтеся**; нечистоте, ακαθαρτου, ничему нечистому не прикасайтеся, ничему тому, что осквернено идолослужением. Древний Израиль так и устроен был: и внешним бытом, и законоположениями он был отгражден от язычников и всего языческого. Но что тогда совершалось и блюлось внешно, то у нового Израиля должно совершаться внутренно, нравственными изменениями и решениями. Что там идолопоклонство, то здесь самоугодие со всеми страстями. Что там выйти из среды язычников, то здесь оставить все дела, делаемые в угоду себе и страстям; что там нечистоте не прикасаться, то здесь отвержение и недопускание страстных помыслов и чувств самоугодливых. Здесь условие такое: //аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе// [[new:mf:16:24|(Мф. 16:24)]]... или: //иже Христови суть, плоть распяша со страстми и похотми// [[new:gal:05:24|(Гал. 5:24)]]. Святой Златоуст говорит: «Не сказал: не творите нечистоты; но, требуя от них большей точности, сказал: не прикасайтесь и не приближайтесь к ней. Он разумеет всякую нечистоту, и плотскую, и душевную. Плотскую нечистоту составляют блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие; а душевную – нечистые помыслы, сладострастный взор, памятозлобие, обманы и тому подобное. Он желает, чтобы мы были чисты и от той, и от другой нечистоты. Смотри, вот и награда за то – соединение с Богом». **И Аз прииму вы**. Сначала обетовал: будут Моими, затем, предложив условия, говорит: если исполните их, то **прииму вы**,– вы станете Моими. Прииму вы, и в свое покровительство, и в свое свойство. Возьму вас на руки и буду греть и лелеять, как мать любимое дитя. Так и бывает: кто, все отвергши, Богу присвояется, того и Бог присвояет Себе и блюдет как зеницу ока. Смотри, какое широкое употребление дано свободному произволению! Обетование дано и возвещено; но чтоб улучить его, надо сделать требуемое движение свободным произволением. Как только последует это движение, тотчас придет на него и исполнение обетования. Наглядно представляется это в притче о блудном сыне. Отец увидел приближающегося сына издалече, выбежал ему навстречу, пал на выю его и облобызал его. Так принимает Бог прибегающих к Нему в раскаянии грешников. Но принимает, когда прибегают. Прибечь их дело, и когда оно совершится, за Божиим приятием не будет остановки. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 17-18 **И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.** **Посему выйдите из среды их и отделитесь**, как сказал Исаия, - и нечистоты, то есть **нечистаго** совершения жертв, **не касайтесь, - и Я прииму вас** [[old:is:52:11|(Ис. 52:11;]] [[old:sof:03:19|Соф. 3:19-20)]], кои были отвержены, - //и Я буду вам в отца, и вы будете Мне в сынов и дочерей// [[old:ier:03:19|(Иер. 3:19;]] [[old:os:01:11|Ос. 1:11)]], потому что преогорчили Меня и ненависть оказали Мне сыны (Мои) издавние. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И потому, выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас** Не сказал: не делайте глупостей, но: и не прикасайтесь к ним. Нечистота же бывает двоякая: телесная и душевная. К душевной относятся нечистые помыслы, нечистые взгляды, злопамятство, обманы и тому подобное; а к телесной нечистоте относятся: блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. Итак, хочет, чтобы мы были чисты и от той и от другой нечистоты. **Выйдите из среды** неверных **и отделитесь**, то есть живите отдельно и будьте чистыми, и тогда приму вас. Ибо, когда отступите от пороков, тогда соединитесь с Богом. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас** **И потому выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас** [[old:is:52:11|(Ис. 52:11)]]. Это говорил Господь чрез пророка Исаию, который утешал иудеев, бывших в плену вавилонском, предсказывая им освобождение из плена; но под образом этого освобождения от вавилонского плена он вместе предсказывал об освобождении всего рода человеческого и от плена греховного чрез обетованного Искупителя, Иисуса Христа. Пророк бывшим в плену иудеям говорил от лица Божия: выйдите из среды неверующих язычников, отделитесь от них, чтобы не участвовать в их нечестии и в их пороках, и чуждайтесь или удаляйтесь всякого их нечестия и всяких пороков их. Это повеление, произнесенное пророком от лица Божия, Апостол относит к верующим в Иисуса Христа по преимуществу; потому что христиане получают несравненно более даров Божиих, служащих к освящению и усовершению их в благочестии и добродетелях, и призываются к высшему совершенству и святости. **И Я прииму вас**. Это обетование Божеского благоволения и благодатного приближения к верующим в Бога и соблюдающим Его повеления, подобно тому, какое изрек Господь Спаситель: //аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у Него сотворим// [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-18 **И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель** Как евреев пророк Исаия призывал выйти из грешного Вавилона [[old:is:52:11|(Ис. 52:11)]], так и Апостол убеждает коринфских христиан порвать общение с языческим миром. - Откуда взято выражение: "и буду вам Отцом..."? По нашему русскому тексту источником в этом случае для Апостола послужили книги Иеремии и Осии, но это едва ли так, потому что в означенных книгах такого выражения не имеется. Новейшие толкователи полагают, что Ап. здесь несколько видоизменил выражение [[old:2ts:07:14|(2 Цар. 7:14)]], относящееся к потомку Давида. Некоторые критики считают место [[new:2kor:06:14|(2 Кор. 6:14-7:1)]] неподлинным по следующем соображениям: 1) здесь трактуется о таком предмете, о котором нигде во всем послании более не говорится, 2) стиль этого места мало изящен и не соответствует вообще способу выражаться, каким владел Ап. Павел, 3) стихи эти нарушают связь речи и с их устранением получается вполне связная речь: второй стих VII-й главы явится естественным продолжением 13-го стиха VІ-й главы. - Но эти соображения недостаточно серьезны. Во-первых, об увлечении Коринфян языческими пороками есть намек в [[new:2kor:13:02|(2 Кор. 13:2)]]. Во-вторых, вставочные рассуждения попадаются у Апостола нередко и в других посланиях и, в-третьих, стиль, собственно говоря, здесь нисколько не заключает в себе чего-либо необычайного для произведений Ап. Павла. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:06:11#lopuxin_ap|2 Кор. 6:11]] [<10>]