[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 8:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, - так изобилуйте и сею добродетелью** Смотри, как опять (апостол) с похвалами соединяет увещание достигать больших похвал. Не сказал: "якоже даете", но – **"изобилуете … верою**", т. е., дарами веры, **"и словом"**, т. е., словом мудрости, **"и разумом"**, т. е., познанием догматов веры, **"и всяким усердием"**, т. е., ревностью к прочим добродетелям, **"и любовью вашею к нам"**, т. е. "любовью, о которой я говорил уже и которой представил доказательство". **"Так изобилуйте и сею добродетелью"**. Видишь ли, что для того он начал речь свою с таких похвал, чтобы, идя по порядку, возбудить в них такую же ревность и к милостыне? //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Но якоже во всем избыточествуете, верою, и словом, и разумом, и всяцем тщанием, и любовию, яже от вас к нам, да и в сей благодати избыточествуете** «Смотри, как опять Апостол с похвалою соединяет увещание достигать большей похвалы. **Якоже избыточествуете**, говорит (все у вас в совершенстве хорошо, Экумений), **верою**, то есть дарами веры, **словом**, то есть словом мудрости, **разумом**, то есть познанием догматов, **всяцем тщанием**, то есть ревностию к прочим добродетелям, и **любовию яже от вас к нам**, то есть любовию, о которой я уж говорил и которой представил доказательства. **Да и в сей благодати избыточествуете**. Видишь! Для того он начал речь с сего именно и с такими похвалами, чтобы, идя по порядку, возбудить в них подобную ревность и к милостыне» (святой Златоуст). Как художнику, когда картина его совершенна во всем, исключая одной какой-либо части, уступающей в отделке другим, стоит только напомянуть о том, чтоб раздражить его ревность и сей последней дать такое совершенство, в каком представляется вся картина, так поступает Апостол и с коринфянами. Расхвалил их во всех отношениях, потом говорит: смотрите же, чтоб и милостынеподаяние не стояло у вас в разладе с другими вашими совершенствами. Не трудно заметить, однако ж, что похваляемые им стороны коринфян преимущественно суть теоретического свойства – вера, дар слова, разум. Деятельная сторона, видимо, у них была слабее этой, как можно заключать по содержанию первого послания. Между тем христианство преимущественно есть дело. Теория его очень коротка,– ее можно совместить в нескольких словах; но дело его конца не имеет. Первый шаг в нем – дело, покаяние, и потом что ни шаг, все дело и дело. И никакого шага в нем нельзя сделать не делом, а одним умствованием. Умовая сторона в нем совне стоит, как свечи и лампы в рабочей. Работа идет при свете; он помощник и споспешник, но не главный производитель. Вот почему Апостол и употребляет такое усилие расположить коринфян к милостыне. Ибо она есть ближайшее выражение любви к ближним, свидетельствующей и о любви к Богу. Милостыня сладостна: она невольно втягивает в деятельную жизнь и вообще. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,- так изобилуйте и сею добродетелью** Как пришел он и обрадовал нас послушанием вашим и радостью, которую имеете вы в скорбях ваших, так опять да придет и да обрадует нас обильными подаяниями вашими и обнаруженною вами щедростью к бедным, так что во всем превосходите вы всякого человека. Но **как во всем изобилуете: верою**, и гонением, **и всяким усердием, и словом, и знанием, и любовию нашею к вам, - так и в сей благодати изобилуйте**. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, - так изобилуйте и сею добродетелью** Увещает с похвалами и говорит; так как вы все прочее имеете с избытком, то и в этом деле - не только подайте милостыню, но подайте ее с избытком: что означает или то, чтобы они превзошли македонян, или чтобы просто были щедрее. **Верою**, то есть дарами веры, несомненной; **словом**, то есть словом мудрости; **познание**, то есть познанием догматов; **и всяким усердием**, то есть ревностью к прочим добродетелям, **и любовью вашею к нам**. Ибо прежде сказал, что вы доказали Титу любовь свою ко мне, ревнуя по мне. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,- так изобилуйте и сею добродетелью** Павел призывает коринфян славиться ими в других церквях. Ведь в этом и есть подтверждение их исправления, если они готовы к служению святым. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,- так изобилуйте и сею добродетелью** Ср. [[new:1kor:01:05|1 Кор. 1:5]]. См. также Толкование на [[new:2kor:08:01#lopuxin_ap|2 Кор. 8:1]] [<10>]