[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 8:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года** **"Я даю на это совет: ибо это полезно вам"** [[new:2kor:08:10|(ст. 10)]]. Смотри, как он опять заботится, чтобы не быть в тягость, и как смягчает свою речь этими двумя выражениями: **"совет даю"**, и: **"на вашу пользу"**. "Я не принуждаю, – говорит он, – не делаю насилия и не требую против воли; а говорю это, имея в виду не столько пользу приемлющих милостыню, сколько вашу собственную". Потом и в пример представляет их же самих, а не других: **"вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года"**. Смотри, как он показывает, что и они добровольно и без увещаний дошли до того же. Так как он засвидетельствовал о солунянах, что они доброхотно и со многим молением приступили к подаянию милостыни, то желает показать, что и у коринфян есть то же совершенство. Потому и сказал: **"не только начали делать сие, но и желали"**; и: "не теперь только вы начали, но еще с прошедшего года. Потому и умоляю вас исполнить то, к чему вы сами предварительно себя возбудили со всем усердием". //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И совет даю о сем: се бо вам есть на пользу, иже не точию, еже творити, но и еже хотети, прежде начасте от прешедшаго лета** В словах: **совет даю... се бо вам на пользу** продолжается предшествовавшее увещание. Предуказав в напоминании о духовном обогащении чрез Господа Иисуса Христа обязательство и с своей стороны держаться подобного же образа действования в отношении к требующим помощи и пособия, говорит теперь: **и совет даю о сем**. От предыдущих слов: //весте бо благодать Господа// и проч. в уме коринфян вообразилось, что именно от них посему требуется. Апостол подтверждает то, как бы говоря: да, да; так должно; и я вам совет даю непременно исполнить это, исполнить не почему другому, а потому, что это для вас полезно. Долг свой исполняйте, Господу уподобитесь, и в решительный для вас час услышите, //яко сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе//. «Смотрите, как он опять заботится, чтобы не быть в тягость, и как смягчает слово сими двумя выражениями: **совет даю**, и: **сие есть вам на пользу**. Я не принуждаю, говорит, не делаю насилия и не требую против воли; говорю же сие, имея в виду не столько пользу приемлющих милостыню, сколько собственную вашу» (святой Златоуст). Сказав это и предполагая, что они готовы, но затрудняются чем-либо, указывает наконец, как это для них удобно выполнить, во первых-х, потому что они уже начали и остается только докончить начатое, а во вторых-х потому, что предлагается ведь подать кто что может (стихи 12–15). Тем и другим он расчищает будто им дорогу и окрыляет к шествию по указанному пути. **Иже... прежде начасте, говорит, от прешедшаго лета**. Дело у вас уже в ходу; не собираться стать вам начинать лишь его; иных могло бы затруднить раздумье, как взяться за него, или приступить к нему; вы же уже и навык некоторый имеете в производстве его. «В пример предлагает им их же самих, а не других» (святой Златоуст). **От прешедшаго лета**, – это значит, еще прежде первого послания. В первом же послании писаны уже постановления, как вести дело. А теперь идут убеждения, чтоб поспешили и собрали побольше. Почему особенно? – Потому, говорит, что вы начали не делать только, но и желать прежде македонян. Начали, но дело у вас шло неспешно. Македоняне между тем после задумали и взялись за дело, а успели и скоро, и много собрать. Итак, позаботьтесь, чтобы ваше милостынесобрание, как началом стоит впереди, так стало впереди и совершением. При такой мысли в выражении: **не точию еже творити, но и еже хотети прежде начасте** порядок положений не будет казаться превращенным. Кто начинает делать прежде, тот, конечно, и желает прежде; но кто желает прежде, не следует еще, чтоб начал и делать прежде. А вы, говорит, не только делать, но и желать начали прежде. Македоняне могли пожелать прежде, а отстать лишь делом. Нет, говорит, не делом только, но и желанием вы упредили их. «Вам принадлежит начало не только по отношению к делу, но и по отношению к желанию, то есть вы начали это дело самоохотно, без сторонних внушений и убеждений» (Экумений). «Смотри, как он показывает, что они добровольно и без увещаний дошли до того же. И поелику засвидетельствовал о македонянах, что они доброхотно приступили к подаянию милостыни, то желает показать и в коринфянах то же совершенство, прибавляя: и не теперь только вы начали, но прежде. Посему и умоляю вас исполнить то, к чему вы сами предварительно себя возбудили с таким усердием» (святой Златоуст). //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 10-11 **Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку** Поелику** с прошлаго года** вы восхотели сделать это, то **теперь исполните** ваше обещание. Ибо, **как (какова есть у вас) готовность хотения, так** (таково должно быть) **и исполнение от имения** (вашего). //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года** «Я говорю это, заботясь о том, что для вас полезно, и заранее узнав о вашем усердии. Ибо вы давно обнаружили его перед нами. Поэтому к усердию следует добавить и свидетельство дел». Ибо словом **желали** апостол выразил их усердие. //**Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 8:10).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года** **Я даю на это совет: ибо это полезно вам** Смотри, как заботится о том, чтобы не быть им в тягость. **Совет**, говорит, **даю**, то есть советую, а не налагаю необходимости; советую же для того, чтобы больше было пользы вам, нежели получающим. **Которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. Совершите же теперь самое дело** Убеждает их уже не ревностью других, но собственным их расположением, говоря: вы добровольно дошли до того же и не только положили начало деланию, но и хотению, то есть деланию по доброй воле, без всякого внешнего увещания. Поэтому советую вам теперь исполнить свое дело. **Дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку** Чтобы прекрасное дело не остановилось на одном усердии, но было действительно исполнено. Ибо, как расположение и произволение производят желание, так от имения происходит дело. Итак, у кого есть, тот пусть делает дело, а у кого нет, тот сделал дело произволением. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года** Еще более должно побуждать Коринфян к собранию милостыни то, что они не только **делали** сбор как нечто обязательное для каждого христианина, но и прилагали к этому делу особое **желание** или усердие, еще раньше чем Македоняне. //Буссе// вторую половину стиха переводить так: "которые если и не начали делать (сбор), то все-таки уже имели желание этого". Сирийский перевод передает это место так: "не только желанием, но и делом". //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:08:01#lopuxin_ap|2 Кор. 8:1]] [<10>]