[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 9:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет** Итак, будем подавать щедрую милость, взирая не только на принимающего, но помышляя о Том, Кто относит к Себе все, что делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние. Таким образом, к Нему возводя ум, постараемся подавать со всем усердием и **щедро сеять**, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву. **Кто сеет скупо**, сказано, **тот скупо и пожнет**. Итак, не скупой рукой будем бросать эти добрые семена, чтобы в свое время нам пожать в изобилии. Теперь - время сеяния: не упустим же его, прошу вас, чтобы в день воздаяния за посеянное здесь нам пожать плоды и удостоиться человеколюбия Владыки. //**Гомилия 34 на Книгу Бытия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:09:05#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 9:5]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Се же глаголю: сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет** **Се же глаголю**, этим я хочу сказать, то есть тем, чтоб подаяние было **яко благословение, а не яко лихоимство**. Объясняет, почему милостыня должна быть яко благословение, ибо она приносит благословение. Святой Златоуст выше сказал: «Видишь ли, как в самом увещании показывает тотчас и плод, подаянием приносимый, то есть что подающие исполняются благословения». Эту мысль, прежде заключенную в одно слово: **благословение**, полнее разъясняет теперь Апостол сравнением подаяния с сеянием. Общеизвестна истина: что посеешь, то и пожнешь. Знает это сеющий, потому сеет и с охотою, и без щадения семян. Воодушевляет его уверенность, что непременно пожнет посеянное с преизбытком, то есть в 30, 60, 100 раз больше. Это применяет Апостол к милостынеподаянию. Сеющий будто тратит, разбрасывает семена, невесть для чего. Так мог бы о нем подумать всякий, не знающий, к чему идет сеятва и что даст. Милостыню дающий будто разбрасывает свое добро незнать для чего; а между тем несомненно, что это дело приносит плод, и приносит его вернее, чем сеятва. От сеятвы не всегда урожай бывает, хотя всегда ожидается, а от сеяния милостыни неурожая не бывает,– всегда она приносит плод. Надобно только вложить в нее доброхотство, чтоб она изливалась из сердца, с желанием истощить свое для других. Это расположение то же, что дождь вовремя на сеятву. Оскудение же такого расположения в милостынеподаянии есть то же для нее, что засуха для сеятвы.– Выражения Апостола именно на это и намекают. **Сеяй**, говорит,– **скудостию**, φειδομενως с щадением и жалением семян, или, что то же, скупо, **скудостию и пожнет** – и пожнет φειδομενως; земля сожмет недра свои, как он руку, и прорастит ему посеянное скупо.– **Сеяй о благословении**, с желанием рассеять сколько можно больше, с преизливающимся из сердца своего непощадением себя и своего, **о благословении и пожнет**: земля также разверзет щедро ему недра свои, как он руки сеющие. Что земля дает сеющему, то Бог – подающему милостыню, соразмеряя щедрость воздаяния с доброхотством подаяния. Феодорит пишет: «Апостол весьма кстати употребил переносимый образ речи и щедрость назвал сеянием, указуя на обильный плод благотворительности; выставил на вид и тех, которые водятся скупостию, сказав, что жатва бывает соразмерна количеству посева». Святой Златоуст говорит: «Сеяй скудостию, φειδομενως. Не сказал: скупо, но употребил благороднейшее наименование бережливого (φειδολου); и сеянием назвал самое действие, дабы ты тотчас вспомнил о воздаянии, представил себе жатву и понял, что, подавая другим, более получаешь сам, нежели даешь. Посему не сказал: дающий, но **сеяй**. Не сказал также: если вы сеете, но общее употребил выражение. Не сказал опять – щедро, но, что гораздо важнее: **о благословении**». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Се же глаголю: сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет** Святый Апостол Павел, в послании к Коринфским Христианам, между прочим, приглашает их собрать между собою милостыню, и приготовить для отправления в Иерусалим, в пользу тамошних бедных Христиан. Он желает от них обильнаго благотворения; но не желает вынуждать онаго: и потому притчею подает им мысль, посредством которой они сами расположились бы к щедрости. **Сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет**. Кто сеет скудно, у того скудна будет и жатва: а кто сеет обильно, у того и жатва обильна будет. То есть: кто благотворит скупо, тот не имеет права на щедрое воздаяние; а кто благотворит щедро, тот получит обильный плод благотворения и щедрую награду от Бога. Здесь представляется не незатруднительный вопрос: что значит: **сеять обильно**? Если скажем, что это значит сеять в большом количестве: то надобно будет заключить, что жребий сеять обильно, и в следствие того иметь обильную жатву, то-есть, щедрую от Бога награду, может достаться только немногим людям богатым; и что, напротив того, наибольшее число людей, люди, не обладающие богатством, по необходимости должны ограничиться скудным сеянием, и потому не могут надеяться обильной жатвы благословений Божиих. Но можно ли думать, что таков суд Божий? – Верно не таков, как можем усмотреть из примера упоминаемой в Евангелии вдовицы, которая подала в Церковь только две лепты, и однако, по свидетельству и суду Христову, посеяла обильнее всех богатых. //Воистину глаголю вам, яко вдовица сия убогая множае всех вверже// [[new:lk:21:03|(Лук. XXI. 3)]]. Если бы она имела еще две лепты, и подала их нищему: Господь, без сомнения, также сказал бы, что она обильнее всех подала милостыню. Предлагаем меру благотворения, никогда не затруднительную, всегда верную и благонадежную: такая мера есть – любовь. Тот сеет о благословении, и о благословении пожнет, кто благотворит из любви к Богу, из любви ко Христу, из любви к ближнему. **//Слово в день тезоименитства Императора Николая Павловича. 1850 г.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет** Ибо **кто скупо сеет** это самое семя, тому не дано будет обильно пожать в будущей жизни. **А кто сеет с благословением** и изобилием, тот **от благословения** Божия **пожнет** жизнь при кончине мира. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет** Законы физические и законы духовные, как происшедшие от одного Творца, большею частию сходны между собою. Как земледелец, посеявший немного и недобрых семян, немного и соберет их, так и тот, кто немного творит добрых дел, и не совсем чистых, доброхотных, не пожнет обильных плодов от них. Напротив, тот, кто не пожалел хороших семян бросить в землю и в достаточном количестве, получит хорошие и обильные плоды, равно как и тот, кто щедро и доброхотно творил добрые дела. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Августин ===== **При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет** И поскольку сам апостол говорит: **При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет**, - вы должны понимать, что теперь и есть время, пока мы находимся в этой жизни, спешно и энергично стяжать дар вечной жизни, потому что, когда настанет конец мира, этот дар будет дан только тем, кто приобрел его себе верой, еще не будучи в состоянии видеть его. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **При сем скажу: кто сеет скупо (φειδομένως), тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет** Переходит к другой статье, что нужно подавать с щедростью, и говорит: **при сем скажу**, то есть присовокупляю к сказанному, что не должно подавать с бережливостью. Не сказал "скупо", но употребил благороднейшее наименование бережливости. Самое же дело назвал сеянием, чтобы ты тотчас обратил взор на воздаяние, и понял, что более получаешь, нежели даешь. После речи о подаянии с щедростью опять напоминает о подаянии с радушием: это показывают, как и выше сказано, слова: **сеет щедро**. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет** Павел говорит о скупце, когда говорит о **сеющих скупо**, и у которого приходится вымогать, дабы внес, поскольку пожалел обещанного. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет** **Кто сеет скупо, для того и жатва скупа**. Сеющий – подающий милостыню. Милостыня, как семя, бросаемое на ниве, подается бедным или нищим. Кто мало бросает семян, тот, обыкновенно, мало получает и жатвы в сравнении с тем, кто посеял много. Таким же образом, кто мало подает милостыни, тот малую получит от Бога и награду в сравнении с тем, кто подает милостыни много. Впрочем, Апостол преимущественно имеет в виду не количество милостыни, а усердие подающего милостыню [[new:2kor:08:12|(2 Кор. 8, 12)]]. Можно слова Апостола изложить так: кто мало имеет усердия при раздаче милостыни; тот малую получит и награду за такую милостыню. Из Евангельской истории мы знаем, как высоко оценил Иисус Христос и малую жертву бедной вдовы, положившей в сокровищницу храма Божия две лепты, – и почему? Потому что она имела много усердия. Господь сказал о ней: //истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила. Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу; а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела// [[new:lk:21:02|(Лк. 21:2-4)]]. **А кто сеет щедро, для того щедра и жатва**. Кто подает милостыню с усердием, с любовью к ближнему, искренно желая помочь нужде его столько, сколько может; тот за свою милостыню получит и великое воздаяние от Бога. По той мере, сколько подающий милостыню покажет своего усердия и любви к ближнему, ради Бога, – соответственную милость получит и сам он от Бога: Бог являет свое благоволение не по внешним дарам, какие раздаются бедным, а по той любви, какую подающий милостыню питает к Нему, Подателю всех благ, и к ближним своим, по заповеди Божией. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет** Апостол, конечно, имеет в виду здесь награду, какую милостивый получит на небе (ср. [[new:mf:05:start|Мф. гл. 5)]]. Ст. 6-15 **При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его** Апостол пользуется случаем для того, чтобы здесь сказать и о расположении, в каком должно подавать милостыню, и о могуществе Божием, в силу которого подающий может быть всегда уверен в том, что Бог всегда может дать ему средства к щедрому благотворению, и, наконец, о той пользе, какую приносит щедрая милостыня. Заключает свою речь Апостол воссыланием хвалы Богу за Его величайший дар, какой человечество получило в Христе Иисусе и какой еще более побуждает христиан быть щедрыми к другим. //**Толковая Библия.**// [<10>]