[<10>] ====== Толкования на 2Кор. 9:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело** См. Толкование на [[new:2kor:09:05#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 9:5]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Силен же Бог всяку благодать изобиловати в вас, да о всем всегда всяко доволство имуще, избыточествуете во всяко дело благо** **Всяку благодать**, всякое благо с изобилием вам послать вместо того, что иждиваете, **силен Бог**, может, если восхощет, не с тем, чтоб вам утопать в удовольствиях, а чтоб избыточествовать вам деланием добрых дел. Святой Златоуст видит в сих словах не удостоверение в окрыление упования, а молитву, для той же, впрочем, цели. Он говорит: «Апостол не только советует, но и молит за них Бога, говоря: **силен же Бог всяку благодать изобиловати в вас**. Сею молитвою удаляет от них помысл, противоборствующий щедрости, который и ныне для многих служит препятствием. Ибо многие боятся подавать милостыню под тем предлогом, чтобы самим как не сделаться бедными и не просить милостыни у других. Итак, дабы рассеять сей страх, он присоединяет моление, говоря: **всяку благодать изобиловати в вас**, не исполнить только, но **изобиловати**. Что же значит: **силен изобиловати благодать**? – Силен обогатить вас столько, что возможете изобиловать при такой щедрости, **да о всем всегда всяко доволство имуще, избыточествуете во всяко дело благо**. Смотри, и в самой молитве его какая мудрость. Не богатства просит им у Бога и не излишества, но всякого довольства. И не сие одно в нем удивительно, но то особенно, что как не просит у Бога излишества, так равно не причиняет им и огорчения, но, снисходя их слабости, не принуждает их подавать от недостатка, а просит довольства и вместе показывает, что даров Божиих не должно употреблять во зло: **да избыточествуете во всяко дело благо**. Для того, говорит, прошу вам довольства, чтобы вы и другим уделяли. И не сказал: уделяйте, но: **да избыточествуете**. Ибо в благах телесных просит для них довольства, а в благах духовных, не в одном милосердии, но и во всем прочем, просит им избытка. Ибо сие означают слова: **во всяко дело благо**». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело** Источником всякого добра является Бог, а мы все – Его приставниками. От нас требуется верность полученным от Бога дарам и щедрость в раздаянии даров ближним. Если Господь видит в нас смирение к Нему и любовь к ближним, Он наделяет нас великими и богатыми милостями с тем, чтобы мы раздавали эти дары всем нуждающимся... Не потому ли у нас теперь мало ярких талантов писательских и иных, что люди употребляют их во зло: на то, чтобы отрывать людей от Бога и развращать их (граф Л.Н. Толстой, М. Горький)... Почему отняты богатства от многих богачей? – потому, что эти дары Божии они тратили на разврат и прихоти свои, не обращая внимания на нужду горькую бедных и больных!.. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело** Господь легко может умножить наши внешние блага, относящиеся к нашему внешнему быту: //Господня земля и что наполняет ее// [[old:ps:023:01|(Пс. 23,1)]], и потому мы не должны щадить своего достояния для вспомоществования нуждающимся: потому же, когда мы имеем во всем **всякое довольство**, должны избыточествовать **на всякое доброе дело** и тем приносить Богу жертву из Его даров. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело** **Бог же силен обогатить вас всякою благодатью** Этими словами опровергает умствование, которое имеют многие, когда говорят: если подам много, то боюсь, чтобы самому не сделаться бедным. Бог, говорит, может обогатить вас столько, что с избытком можете совершить всякую благодать, то есть всякую милостыню. Итак, подавайте щедро, чтобы милостыня ваша всегда и всегда приумножалась. **Чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело** Видишь ли? Не богатства просит им, но довольства. Говоря же это, показывает, что не принуждает и не приневоливает их подавать от недостатка, чтобы потом не имели довольства. Вместе с тем, научая, как должно пользоваться дарами Божиими, говорит: **чтобы вы были богаты на всякое доброе дело**. В благах телесных, говорит, желаю вам довольства, а в благах духовных (ибо это значат слова: **всякое доброе дело**) - избытка, чтобы не только с избытком были милосердны, но чтобы усердно делали всякое богоугодное дело. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело** Павел указывает коринфянам, что благодать Божия в них. И так же, как ранее привел Бог сердца их к избавлению от грехов и к учению в истине, так и далее покровительствует в их добрых начинаниях, чтобы они **были богаты на всякое доброе дело** по милости Божией. //**На Послания к Коринфянами.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело** Так говоря, св. Павел как бы предупреждает слабых христиан, колеблющихся подавать милостыню при такой мысли: если я буду щедро подавать милостыню, то сам буду терпеть нужду или останусь ни с чем. Апостол уверяет, что этого при Божеском всеблагом попечении о тех, которые, из любви к Нему, щедро подают милостыню бедным и нищим, никогда не будет. **Бог же силен обогатить вас всякою благодатью**. Бог, как всеблагий и всемогущий Отец, силен или может доставить вам в обилии всякое благо, необходимое для жизни внешней и внутренней. Под **благодатью** означаются дары благости Божией, вещественные и духовные: это можно видеть из сличения значения благодати в [[new:2kor:08:09|9-м]] стихе предыдущей восьмой главы, где Апостол слову **благодать** дает также обширное значение, с следующими словами: //чтобы вы были богаты на всякое доброе дело//. Готовность на всякое доброе дело есть дар духовный, или дар **благодати**. **Чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело**. Чтобы пользуясь благодеяниями Божиими, обладая во всяком довольстве внешними благами и имея внутреннее благодатное расположение и ревность к добру, могли оказывать помощь бедным ближним и преуспевать в других добродетелях, служащих к достижению спасения. Св. Златоустый говорит: «Просит (Апостол) довольства, и вместе показывает, что даров Божиих не должно употреблять во зло: **да избыточествуете во всяко дело благо**. Для того, говорит, прошу вам довольства, чтобы вы и другим уделяли. И не сказал: уделяйте, но да избыточествуете. То есть в благах телесных просит для них довольства; а в благах духовных – избытка не в одном милосердии, но и во всех прочих добродетелях. Это-то означают слова: **во всяко дело благо**. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век** На вопрос о том, откуда у христиан могут найтись средства для благотворения, если они уже роздали что могли, Апостол отвечает, что **Бог** будет им посылать такие средства на добрые дела. Еще в Ветхом Завете о щедром раздаятеле милостыни сказано, что **его правда,** т. е. его праведные дела, пребывает во век [[old:ps:111:09|(Пс. 111:9)]]. Это значит, что Бог будет всегда награждать праведника и внешним благополучием (ср. [[old:ps:111:03|Пс. 111:3]]). //**Толковая Библия.**// См. так же Толкование на [[new:2kor:09:06#lopuxin_ap|2 Кор. 9:6]] [<10>]