[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 10:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу** См. Толкование на [[new:2kor:10:04#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 10:4]] ===== Свт. Василий Великий ===== **и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу** Тот, кто старательнее вник в каждое сказанное слово, может точнее узнать замысел божественного Писания: что оно не дозволяет, чтобы душа каждого из нас сбивалась из-за ложных мнений на поползновение ко греху, полагая, что одни грехи наказываются, а другие оставляются без наказания. Но что говорит [Павел]? Ниспровергаем замыслы **и всякое превозношение, восстающее против познания Божия**, так что всякий грех, по причине презрения Божия повеления, называется **превозношением, восстающим против познания Божия**. Стало быть, нас обманула эта злейшая привычка, стало быть, причиною великих бед служит для нас это превратное человеческое предание, которое от одних грехов отвращается, а другие равнодушно допускает. На одни, как, например, на убийство, прелюбодеяние и тому подобное, делает вид, что сильно негодует, а иные, как, например, гнев, злословие, пьянство, любостяжание и тому подобное, не считает достойными даже простого порицания... А где **всякое превозношение, восстающее против познания Божия**, низлагается, **всякое помышление** пленяется **в послушание Христу** и всякое преслушание равно наказывается, там ничто не оставляется неочищенным. //**О суде Божием.**// ===== Свят. Феофан Затворник ===== **И всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово** **И всяко возношение взимающееся на разум Божий** – тоже низлагающе. «Продолжает иносказание, чтобы придать большую силу речи. И твердыни, и башни, и что-либо другое, говорит, все уступает нашему оружию» (святой Златоуст). В разорении твердыни неверия и греха низложение помышлений есть одна половина дела, другую составляет низложение всякого возношения, взимающегося на разум Божий. Первым означается низложение всего, на чем неверие и грех думают основаться, а вторым – низложение всего, чем неверие и грех дерзают восставать на разум Божий. Разум Божий есть истина Божия, Апостолами проповеданная, о спасении в Господе Иисусе благодатию Святого Духа. Против этого с самого начала враг истины влагал неверам в ум и грехолюбцам в сердце много возражений, которые для иных казались нерешимыми. Это и были, и суть возношения на разум Божий. Мы их низлагаем, говорит Апостол, данными нам оружиями. Как? – Чрез //утверждение слова последствующими знаменьми// ([[new:mk:16:20|Мк. 16:20]]). Благодатного действия Евангелия достаточно для тех, у которых не совсем заглушены стихии духовной естественной жизни. Но и их могли сбивать с пути неверы, водящиеся одними низко движущимися рассудочными наведениями. В помощь первым и для поражения последних благоволил Господь в дело проповеди привводить знамения. Пред ними все возражения падали сами собою. Веровавшие окончательно утверждались ими в вере, не веровавшие были поражаемы, и часть из них тоже веровала, другая же, остававшаяся в упорном неверии, смолкала. Так низлагалось и доселе низлагается всякое возношение на разум Божий. **И пленяюще всяк разум в послушание Христово**. Твердыня неверия и нечестия, греха и страстей разорена чрез низложение помышлений и всякого возношения на разум Божий. Что же далее? – Бывший там в плену дух, благодатию Божиею оживленный, восстает и, яко новый потаенный сердца человек, исходит на свободу, исходит, но не иначе как чрез самоохотное и радостное себя предание в плен **послушания Христова**. Сознание и свобода вяжут сами себя велениями Христа Спасителя и Ему отдают себя в рабы с готовностию всем для Него жертвовать, даже самою жизнию. Это и есть **пленение разума в послушание Христова**. **Разум**, νοημα, самодеятельное сознание. Оно отдает себя **в послушание Христу** в уверенности, что чрез это одно сохраняется и жизнь, и свобода истинные. Так происходит внутри разорение, но для созидания; **пленение**, но для свободы. Это **пленение** есть переход «из рабства в свободу, от смерти к жизни, от погибели ко спасению. Ибо мы, говорит, пришли не для того только, чтобы низложить противников, но чтобы привести их к истине» (святой Златоуст). «Их, как некиих пленников, уводя с поля сражения, представляем Царю всяческих, и доводим до того, что они следуют охотно Его законам» (Феодорит). //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу** См. Толкование на [[new:2kor:10:04#prepodobnyj_efrem_sirin|2 Кор. 10:4]] ===== Прп. Макарий Великий ===== **и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу** «//Ниспровергаем помыслы// **и всякое превозношение, восстающее против познания Божия**». Видишь, что он [сатана] силен восставать и против познавших Бога в благодати и силе; вот до какой степени зло возносится и борется, чтобы ниспровергнуть человека. Поэтому необходимо подвизаться и сохранять свое сердце со всяким хранением ума и всегда, как написано, «//со страхом и трепетом совершать свое спасение//» [[new:fil:02:12|(Флп. 2, 12)]]; особенно же это относится к вам, которые стали причастниками Христовыми, чтобы ни в чем, ни в великом, ни в малом, не иметь недостатка и не оскорбить благодать Духа, чтобы тем самым не лишиться жизни, которой вы уже стали причастниками. //**Собрание рукописей типа I. Слово 54.**// ---- <...> ум, который непрестанно вникает в самого себя и взыскует Господа, может приобрести душу свою, хотя бы она была в погибели страстей, если только всегда отдает себя в плен побуждению и ревности стремиться ко Господу, и к Нему единому прилепляется, по сказанному: «**пленяюще всяк разум в послушание Христово**». //**Собрание рукописей типа II. Слово 9.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу** Впрочем, у усердных [в добродетели] и страсти становятся прекрасными, когда те, мудро отстранив их от телесных [вещей], направляют их на стяжание небесных [благ]. Например, когда они желание делают стремительным движением духовного влечения к божественному, наслаждение - благодатной радостью деятельного восхищения ума божественными дарами, страх - предохранительным попечением против будущего наказания за грехи, печаль- исправительным покаянием в настоящем зле. Короче говоря, подобно мудрым врачам, которые телом ядовитого зверька ехидны уничтожают настоящее или угрожающее заражание, [усердные в добродетели] пользуются этими страстями для уничтожения настоящего или ожидаемого зла и для приобретения и сохранения добродетели и ведения, Итак, эти страсти, как я сказал, становятся прекрасными через употребление их теми, кто **пленяет всякое помышление в послушание Христу**. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу** **И всякое превозношение, восстающее против познания Божия** Продолжает иносказание, чтобы уяснить желаемое. Хотя бы, говорит, противостояло разуму Божию, то есть Евангелию, **превозношение**, то есть башня или крепость, и это разрушаем. **И пленяем всякое помышление в послушание Христу** Слово **пленение** имеет двоякое значение: оно означает и потерю свободы, и совершенное пленение, после которого нельзя уже сопротивляться. Павел употребил теперь слово **пленяем** во втором значении. Не только, говорит, одолеваем и побеждаем всякое человеческое умствование, но **и пленяем**, что означает совершеннейшую победу. Далее, так как слово **пленение** тяжело, то говорит: **в послушание Христу**. То есть мы приводим в рабство Христа, которое дороже всякой свободы, - покоряем Христу, от погибели к спасению, от смерти к жизни. Вспомни о тех, которые сожгли волшебные книги свои в Ефесе, и ты поймешь, как пленял Павел. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу** Павел **пленяет помышление**, побеждая его, когда оно противоречит ему своими доводами; и к вере Христовой, против которой оно восставало, теперь смиренным и кротким приводит. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу** Противники Апостола Павла - иудействующие восставали и против **познания Божия**, т. е. мешали Апостолу распространять истинное познание о Боге как возлюбившем весь мир и призывающем ко спасению и язычников, не обязывая их к соблюдению закона Моисеева. Апостол опровергает иудейское самопревозношение, которое заставляло иудействующих настаивать на том, что никто не может спастись, не исполняя закона Моисеева. **Всякое помышление**, т. е. всякого мыслящего человека Апостол приводит как пленника, но как пленника добровольного, ко Христу или иначе сказать, к вере во Христа [[new:rim:01:05|(Рим. 1:5;]] [[new:rim:15:18|15:18)]]. См. также Толкование на [[new:2kor:10:01#lopuxin_ap|2 Кор. 10:1]] [<10>]