[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 11:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою** См. Толкование на [[new:2kor:11:01#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 11:1]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою** Души всех мужчин и всех женщин знают, что они - невесты Христовы, если они стремятся сохранить телесную чистоту и целомудренность сердца. Христа же следует понимать как жениха их душ, а не тел. //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ревную бо по вас Божиею ревностию; обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови** Как любящий ревнует о любимой особе, чтоб она никому другому не принадлежала, или чтобы другой никто не покушался привлечь ее к себе, так я ревную, говорит, по вас, и не могу допустить мысли, чтобы вы принадлежали кому-либо другому. Не о том, однако ж, ревную, чтоб, никому другому не принадлежа, вы принадлежали мне; нет,– не мне, а Богу чтоб принадлежали: **ревную по вас Божиею ревностию**,– тою, какою Бог ревнует по вас, не хотя, чтоб вы увлекались каким-либо суемудрием, а следовали единой истине, Им чрез нас всюду возвещаемой.– Святой Златоуст говорит: «Не сказал: ибо люблю вас, но употребил гораздо сильнейшее выражение. Ибо ревнивы души, сильно пламенеющие к любимым ими. И ревность не от чего другого происходит, как от сильного дружества. Притом, чтобы не подумали, что он ищет дружества их для власти, или чести, или денег, или чего подобного, присовокупил: **Божиею ревностию**. Ибо и Богу приписывается ревность не для того, чтобы ты представлял в Боге какую-нибудь страсть (ибо Бог бесстрастен), но чтобы всем внушить, что Бог все делает не для другой какой цели, а для тех самых, о ком ревнует; – не для того, чтобы получить самому какую-нибудь прибыль, но чтобы их спасти. Не такова ревность человеческая: она имеет целию собственное успокоение,– не то, чтобы не были оскорбляемы любимые, но чтобы любящие не потерпели чего и не потеряли уважения, или не унизились, в глазах любимых. А здесь иначе. Апостол говорит: я не о том забочусь, чтобы мне не унизиться в вашем мнении, но о том, чтоб не увидеть вас растленными (от лжеучителей). Такова ревность Божия, такова и моя ревность,– она сильна и вместе чиста. Затем следует и необходимая тому причина». **Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови**. Обручение происходит, когда невеста говорит жениху: отселе я тебе одному принадлежить буду; а жених, еще прежде возлюбивший ее, принимает ее и себе присвояет. Христос Спаситель – все души искупил, возлюбив их прежде, и все для них приготовил. Затем послал Апостолов – звать души к брачному с Собою союзу. Апостолы ходили по миру и всем благовестили сию радость. Которые души верили и, оставя все, предавались Господу, тех Апостолы обручали Ему чрез святое крещение и рук возложение (миропомазание). Всякая такая невеста получала от Господа, в силу обручения, отпущение грехов, обновление жизни и благодать Святого Духа, в залог будущего вечного блаженства со Христом Господом, если до конца пребудет верною. Апостол все это сделал для коринфян и говорит теперь: вот в какое отношение ко Христу Господу я вас поставил,– и ревную, чтобы вы навсегда сохранили сие положение, не уклоняясь от союза, в какой вступили вы с Господом Иисусом Христом. «Споспешником и посредником был я вашего брачного союза; чрез меня получили вы дары от Жениха; посему-то я с ревностию занимаюсь вами, боясь и трепеща, чтобы лукавство не препобедило вашей простоты. Всю Церковь наименовал Апостол **девою**, называя так чистоту веры, ибо не все верующие дают обет девства; но искренностию веры надлежит украшаться всем» (Феодорит). Святой Златоуст говорит: «Какая новость! В мире девы обыкновенно бывают только до брака, а после брака они уже не девы. А здесь не так. Хотя бы до брака и не были девами, но после брака делаются девами. Таким образом, вся Церковь есть дева. Ибо Апостол говорит это ко всем,– к мужчинам и женщинам, вступившим в брачную жизнь». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою** Ведь, я говорю во имя Того, Кто говорил во плоти, подтверждая чудесами проповедь Свою, - и таинств Его. Таким образом, я утвердил и **обручил вас** в святой истине, решив представить вас в последний день пред Христом. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Августин ===== **Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою** О чем еще говорит Павел, называя всех этих разных людей **чистою девою**, как не об их вере, надежде и любви? //**Проповеди 188.**// ----- Церковь, тем самым, обладает, подобно Марии, нетронутой, чистой и непорочной плодовитостью. То, что Мария заслужила во плоти, Церковь хранит духовно, с той лишь разницей, что Мария родила Одного, а Церковь рождает многих, которым предстоит объединиться в одно целое через Одного. //**Проповеди 195.**// ---- Ст. 2-3 **Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе** Хотите ли знать, почему Церковь - **дева**? Слушайте апостола Павла, слушайте дружка Жениха, ревнующего не о себе, а о Женихе: **я обручил вас единому мужу**. Он говорил это Церкви, но которой? - Любой, до которой могло дойти его послание. **Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою**. **Но боюсь**, говорит он, **чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву**... А разве змий тот физически совратил Еву? Тем не менее он разрушил целомудренность ее сердца. Потому Павел продолжает: **Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе**. Итак, Церковь - дева; она - дева, и пусть будет девой: пусть оберегается соблазнителя, дабы не стал он развратником. Церковь - дева. Ты, может быть, спросишь меня: «Если Церковь - дева, то как же она рождает чад? Или, если она не рождает детей, то как мы отдали свои имена, чтобы нам быть рожденными ею?» Отвечаю: она - **дева**, и она рождает детей своих. Она имитирует Марию, родившую Господа. Разве Пресвятая Дева не родила Младенца, оставшись девой? Так же и Церковь рождает детей и остается девой. А если ты поразмыслишь, то она рождает и Христа: принимающие крещение становятся Его членами. //**Проповеди 213.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою** **Ибо я ревную о вас ревностью Божиею** Не сказал: люблю, но, чтобы выразить гораздо сильнее: **ревную**. Ибо ревность является у людей пламенно любящих. Потом, чтобы не подумали, что он ревнует о них по каким-либо человеческим побуждениям, ради денег или славы, присовокупляет: **ревностью Божиею**; ибо сказано, что и Бог ревнует, чрезмерно возлюбив нас, не для того, чтобы получить какую-либо выгоду, но чтобы спасти нас, приведя в общение и единение с Собой. Такова, говорит, и моя к вам ревность, она проистекает не из того, чтобы мне получить прибыль, но чтобы вы не погибли. **Потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою** **Я обручил вас**, говорит **Христу**. Итак, за Него ревную, а не за себя самого. Ибо я не муж, а друг жениха. Смотрите же, он не сказал: я ваш учитель, и потому вы должны держаться меня, но их поставил на место невесты, а себя на место друга жениха, придавая им более значения. Нечто дивное он приписал Церкви; ибо в мире после брака не остаются девами, а здесь и не бывшие прежде девами - после сего брака становятся девами. Таким образом, вся Церковь есть **дева**. Ибо Павел говорит это всем, и мужьям и женам. Что же он обещал в приданое? Царство Небесное. Подобное сему было у Авраама, когда он послал раба, чтобы тот сосватал сыну невесту единоплеменную [[old:gen:24:04|(Быт. 24:4)]]. Ибо и здесь Бог послал служителей Своих, пророков, чтобы обручить Церковь Сыну Своему Христу, как, например Давида, который говорит: //слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое// [[old:ps:044:11|(Пс. 44:11)]], и апостолов, например, Павла, который говорит: мы посланы именем Христовым. Итак, настоящее время есть время обручения, будущее же время брака, когда раздастся голос: //вот, жених идет// [[new:mf:25:06|(Мф. 25:6)]]. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою** Павел хочет всех коринфян **представить Христу чистою девою**, чего и не желал бы, если бы не видел возможным. Отсюда покажется удивительным, каким образом о тех, кто погряз в различных пороках, но пришел к вере Христовой, вместе говорится как о **чистой деве** - той деве, которая столь свята, столь чиста, что достойна сочетаться с Христом. Воистину, не можем мы отнести это к единению телесному, ибо ясно, что обсуждается единство души, которая за упомянутую самим Павлом простоту веры, которая во Христе, названа **девой** Его. //**Гомилии на Книгу Левит.**// ===== Новациан ===== **Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою** Пусть целомудренность - та, которая превосходит волю и которую всегда нужно желать, - будет дана нам ради искупления, так чтобы не могло извратиться то, что освящено Христом. И если апостол заявляет, что Церковь - невеста Христова, то умоляю вас осознать, что за чистота требуется от вас, когда сама Церковь выдается замуж девственной невестой. //**О благе чистоты.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою** Этими словами он показывает коринфянам свое намерение говорить к ним с любовью, так чтобы не в похвалу себе, но более для достижений с их стороны - чтобы научились в Евангелии почитать Создателя своего, ибо поношение отца порочит детей, а хвала детям - во славу отцу. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою** См. Толкование на [[new:2kor:11:01#lopuxin_ap|2 Кор. 11:1]] [<10>]