[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 11:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе** См. Толкование на [[new:2kor:11:26#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 11:26]] ===== Свт. Василий Великий ===== **в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе** Такой образ жизни полезен нам не только изнурением тела, но любовью к ближнему, чтобы через нас и немощным братьям Бог подал довольство. //**Пространные аскетические правила.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **В труде и подвизе, во бдениих множицею, во алчбе и жажди, в пощениих многащи, в зиме и наготе** **В труде и подвизе**, εν κοπω και μοχθω.– Μοχθος тоже труд, но усиленный, труд до утомления. «В труде учения и в подвиге при рукоделии» (Феодорит). Так у Апостола «за трудами беды, за бедами труды попеременно и постоянно следовали и не давали ему ни малейшего покоя» (святой Златоуст).– **Во бдениих множицею**: «ибо и в убежищах не предавался я сну, как свидетельствует о сем бывшее в Филиппах» (Феодорит). Тут он в молитвах проводил ночь, а после в Троаде в беседе с верующими. Это примеры того, как и повсюду, и всегда действовал Апостол. «Не довольно было для него утеснении со стороны, но он еще и сам себя преутруждал трудами и потами и ночными бдениями» (Феофилакт). **В алчбе и жажде**: «это один из непроизвольных трудов» (Феодорит). Ибо произвольные лишения сего рода заключаются в следующем слове. Претерпевать это мог он, и когда бывал в пути, и когда был заключаем в темницу. **В пощениих многащи**: «это один из произвольных подвигов» (Феодорит). Пост – пособник молитве, лучший приготовитель к проповеди с силою слова. Нужда в таком пособнике належала святому Павлу почти непрестанная. **В зиме и наготе**. То есть терпел холод, по причине худой одежды, плохо согревавшей. «Это было следствием скудости и крайней нищеты» (Феодорит). «При всех сказанных страданиях, еще и необходимой пищи не имел, и одеться не имел во что учитель вселенной, но подвизался в наготе, и боролся, голодуя» (Феофилакт). //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе** См. Толкование на [[new:2kor:11:23#prepodobnyj_efrem_sirin|2 Кор. 11:23]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 27-28 **в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах** **В труде и в изнурении, часто в бдении** Недостаточно было скорбей, приходящих извне; он удручал еще сам себя собственными трудами, беспокойствами и бессонными ночами. **В голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений** Претерпевая все это, учитель вселенной не имел достаточно пищи и одежды, но подвизался обнаженный и ратовал голодный. Притом, он еще много опустил; ибо такой смысл имеет выражение: **кроме посторонних приключений**. И о том даже, о чем упомянул, он сказал не поодиночке, а только исчислил, что легко можно выразить числом, говоря: //пять раз //и// три раза//; о том же, что неудобно для перечисления, выразился неопределенно; ибо сказал: **много раз, часто**. Смотри же: исчисляя столькие бедствия, он не сказал, скольких обратил ко Христу, как по своему смиренномудрию, так и научая этим, что трудящийся во всяком случае получит полную награду, хотя бы ему и не предстояло более подвигов. **У меня ежедневно стечение людей** То есть яростное восстание и нападение, какие делают на меня ежедневно народы, по общему согласию. **Забота о всех церквах** Это самое важное из всего: ибо, если тот, кто заботится об одном только доме, имея притом служителей и экономов, не имеет возможности даже отдохнуть, то что должна, поистине, вытерпеть одна душа, имеющая среди стольких опасностей попечение о всей вселенной, и притом о душах. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе** Верно, ибо возможен труд и без изнурения; но здесь он также добавляет **и в изнурении**, чтобы сам труд показать смертельным. **Часто в бдении**. Многочисленны были его бдения, но иные из них были доброхотные, иные же вынужденные; в положении преследуемого вынужден был он бодрствовать, чтобы снискать помощь Бога, и не только днем, но и ночью учил, как сказано в Деяниях Апостолов (см. [[new:act:20:31|Деян. 20:31]]). **В голоде и жажде**. Спасаясь от преследований иудеев, апостолу необходимо было терпеть **голод и жажду** в лишениях. **Часто в посте**. Часто постился, дабы удостоиться защиты помощью Божией. Постится тот, кто, когда есть у него пища, воздерживается. **На стуже и в наготе** был, когда потерпел кораблекрушение, о чем сказано: по причине бывшего дождя и холода, иноплеменники разложили огонь и приняли всех нас на острове Мелит (см. [[new:act:28:02|Деян. 28:2]]). //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе** См. Толкование на [[new:2kor:11:26#lopuxin_ap|2 Кор. 11:26]] [<10>]