[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 12:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими** См. Толкование на [[new:2kor:12:02#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 12:2]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **О таковем похвалюся; о себе же не похвалюся, токмо о немощех моих** Святой Златоуст говорит: «Не то выражает, чтобы восхищенный был другой кто, но дает такой оборот речи, чтобы и сказать, что прилично и что можно, и вместе избежать необходимости говорить открыто о себе. Иначе, какая была бы сообразность, рассуждая о самом себе, вводить другое лицо? – Для чего же так выразился? Для того, что не одно и то же значит сказать: я был восхищен, и: знаю человека, который был восхищен; или: о себе похвалюся, и: **о таковом похвалюся**. А если кто скажет, как возможно быть восхищену без тела? то и я спрошу: как возможно восхищену быть с телом? Ибо последнее труднее первого, если рассуждать по разуму, а не покориться вере. А для чего восхищен Павел? – Для того, как думаю, чтобы его не почитали меньшим других Апостолов. Те были вместе со Христом, а он не был; посему Господь, в показание славы его, и его восхитил в рай. Ибо слово: рай многозначительно и всем известно. Таким образом, явно, что слова: **о таковем похвалюся**, Апостол сказал о себе самом. А если присовокупил: **о себе же не похвалюся**, то сие значит только, или что без нужды, напрасно и легкомысленно не сказал бы ничего подобного,– или что он хотел, сколько можно, закрыть сказанное». То же говорят и другие наши толковники. Так Экумений пишет: «Смотри, какая непритязательность! Как бы о другом ком сказывает это. **О таковем**, говорит, **похвалюся**. Это делает он, желая оставить себя в тени. **О себе же не похвалюся, токмо о немощех моих**, то есть о скорбях, лишениях и гонениях». Может быть, и потому так сказал он, чтоб все в сем видении отнести к Богу. Богу да воздастся слава! Тут я не был действующим. Все совершившееся Богом совершено. Ему и слава! Ко мне это прикасается только потому, что во мне происходило; но как без моего ведома и без напряжения моих сил, то я и говорю об этом, как о чем-то не своем. Хвалюсь, яко славным, не присвояя, однако ж, себе ничего. Мои только немощи, унижения, оскорбления, презрения, побои. И это все перенесть Бог помогает, но есть часть и моя; в том же видении ничего моего нет. Все Божие. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 5-7 **Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился** **О таковом** роде предметов, говорит, **похвалюсь, о себе же не похвалюсь, разве безсилием**: ибо лжеапостолы украшались не тем, что составляло их собственность; Апостол же сообщает под именем других о своем собственном. **Ибо если захочу хвалиться** другими откровениями, то отнюдь не окажусь лжецом, **ибо истину скажу, но воздерживаюсь** (опасаясь), **чтобы**, подобно тем, кои приняли меня за Бога и хотели принести в жертву [[new:act:14:11|(Деян. 14:11 сл.]] [[new:act:28:06|и 28:6)]], также и другие **не думали обо мне** как бы о Боге, ради откровений, **сверх** того, **что видит кто во мне, или что** слышит от меня. **Но да не превозношусь** по причине **величия (превосходством) откровений**, о коих я не сообщил вам, **дано мне жало плоти - ангел сатаны, да удручает меня, да не превозношуся**. Жало же это было: или его немощь, как говорят некоторые, или Александр медник [[new:2tim:04:14|(2 Тим. 4:14)]], как говорят другие. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими** **Таким человеком могу хвалиться** Заметь его смирение: он рассказывает это как бы о ком-то другом, ибо говорит: **таким человеком могу хвалиться**. Но если другой был восхищен, то почему ты хвалишься? Итак, очевидно, что он говорит это о себе. **Собою же не похвалюсь** Говорит это или для того, чтобы показать, что без необходимости не стал бы рассказывать, или же для того, как можно полагать, чтобы сделать речь прикровенной. **Разве только немощами моими** То есть бедствиями, гонениями. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими** **Таким человеком могу хвалиться**. Такой человек, которым Апостол мог хвалиться, есть сам Павел; но Павел, облагодатствованный чрезвычайным Божеским благоволением, как избранник Божий, как Апостол, или посланник, долженствовавший пронести Евангелие Христово в отдаленные страны вселенной, ко многим языческим народам. Таким человеком, или такими чрезвычайными дарами Божиими, говорит Апостол, могу хвалиться, за все благодаря и прославляя Бога, так как сии дары принадлежат единому Богу. Павел говорит о себе, как бы не о себе, отделяя в своем лице Апостола или чрезвычайного посланника Божия от человека, сознающего себя, вне сего призвания, со всеми своими естественными немощами. Как прежде говорил он о своих подвигах, чтобы показать свое апостольское достоинство; так и теперь, со всею скромностью, изобразил чрезвычайное видение или свое восхищение в рай для той же цели, т.е. чтобы Коринфяне дорожили учением его, как учением истинного Апостола, которого Бог прославлял такими чрезвычайными знамениями. Это делает он для прославления имени Божия и для спасения верующих в Иисуса Христа. **Собою же не похвалюся, разве немощами моими**. Говоря о своих преимуществах, доказывающих Апостольское его звание, которое хотели отвергать противники его, св. Павел не перестает обращаться к сознанию своих человеческих немощей: он хочет, чтобы Коринфяне уважали в нем истинного Апостола, или посланника Божия, который возвещал им истинное Божественное учение, и чтобы чрез Него поучались и прославлять Бога за все Его благодеяния; но не хочет думать о своих личных достоинствах и не хочет, чтобы другие приписывали его преимущества ему самому, а не Богу. Потому, сказав о великом преимуществе, свидетельствующем об апостольском его призвании, он говорит: а тем, что я имею, сам по себе, **не похвалюсь, разве только немощами моими**, – разве только тем, что я так много терплю скорбей, болезней, гонений, бедствий, опасностей. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими** **Таким человеком**, т. е. самим собою, поскольку он удостоен прославления от Бога, он, Апостол, хочет или может похвалиться. Но в себе самом, как именно известной личности, он видит только одни немощи. В самом деле, в тех видениях и откровениях, какими он был прославлен, он не участвовал своими силами: как и пророки, он в это время был только **воспринимателем** откровения. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:12:01#lopuxin_ap|2 Кор. 12:1]] [<10>]