[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 13:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 11-12 **Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые** **"Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами"** [[new:2kor:13:11|(ст. 11)]]. Что значит: **"Впрочем, братия, радуйтесь"**? Ты опечалил, устрашил, поверг в скорбь, заставил трепетать и бояться; как же велишь радоваться? "По этому самому, – говорит, – и велю радоваться. В самом деле, если вы, со своей стороны, будете соответствовать тому, что я обязан сделать, со своей стороны, то не будет препятствия к радости. А с моей стороны все сделано: я долготерпел, медлил, не отлучал вас, убеждал, увещевал, устрашал, угрожал, чтобы как-нибудь произвести в вас плоды покаяния. Теперь вам должно сделать свое дело, – и радость ваша не помрачится". **"Усовершайтесь"**. Что же значит – **"Усовершайтесь"**? Будьте совершенны и восполните, чего не достает. **"Утешайтесь"**. Так как искушений было много, и опасности были велики, то ищите утешения друг в друге, и в нас, и в собственном исправлении. Если радость ваша происходит от (чистой) совести, и если вы совершенны, то ничего не достает к вашему благодушию и утешению, потому что ничто не доставляет столько утешения, как чистая совесть, хотя бы вы окружены были бесчисленными искушениями. **"Будьте единомысленны, мирны"**. Об этом просил он и в начале первого послания. Случается, что люди имеют одни и те же мысли, однако не имеют мира, например, – когда в догматах веры согласны, а друг против друга враждуют. Напротив, Павел здесь требует того и другого (и единомыслия и согласия). **"И Бог любви и мира будет с вами".** Не только увещевает и советует иметь мир, но и молит о том Бога; и подлинно, здесь он или молит, или предсказывает будущее, а вернее, то и другое вместе. "Если, – говорит он, – будете так поступать, то есть, одно и то же мудрствовать и иметь мир между собою, то и Бог будет с вами, потому что Бог есть Бог любви и мира, Он этому радуется, и об этом веселится. Отсюда – от любви Его – и в вас будет мир. Отсюда – избавление от всех зол. Эта любовь спасла вселенную, она прекратила застарелую на земле вражду, она соединила землю с небом, она сделала людей ангелами. Возлюбим же ее и мы, потому что она – матерь бесчисленных благ. Ею мы спасены, через нее нам дарованы все неизреченные блага". Затем, возводя их к любви, (апостол) говорит: **"Приветствуйте друг друга лобзанием святым"** [[new:2kor:13:12|(ст. 12)]]. Что значит – **"святым"**? Не притворным, не коварным, каким Иуда облобызал Христа. Для того и дано лобзание, чтобы возбуждать любовь, чтобы воспламенять искреннее расположение, чтобы мы так любили друг друга, как братья братьев, как дети отцов, и отцы детей, или еще и больше, – потому что эта (любовь) – от природы, а наша – от благодати. Чрез лобзание соединяются между собою души. Вот почему, и возвращаясь из путешествий, мы целуем друг друга, когда души наши приходят во взаимное общение. Поцелуй уст особенно выражает расположение души нашей. Сказавши же: **"Приветствуйте друг друга лобзанием святым"**, (апостол) присовокупил: **"Приветствуют вас все святые"**, и этим подавая им радостную надежду. Это он написал вместо лобзания, соединяя их между собою этим взаимным приветствием, потому что от тех же уст происходит и лобзание и слова. Видишь ли, как он соединяет между собою всех – удаленных по плоти и близких, первых – посредством писания, а последних – посредством лобзания? //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Прочее же, братие, радуйтеся, совершайтеся, утешайтеся, тожде мудрствуйте, мир имейте: и Бог любве и мира будет с вами** «Что значит **прочее же, братие, радуйтеся**? Ты опечалил, устрашил, поверг в скорбь, заставил трепетать: как же велишь радоваться? – Посему самому, говорит он, и повелеваю радоваться. Ибо если вы с своей стороны будете соответствовать тому, что я обязан сделать с своей стороны, то не будет препятствия к радости. А с моей стороны все сделано: я долго терпел, медлил, не отлучал вас, убеждал, увещевал, устрашал, угрожал, чтобы как-нибудь произвести в вас плоды покаяния. Теперь вам должно сделать свое дело, и радость ваша не помрачится» (святой Златоуст). Если исправятся, значит вступят на путь добродетели; «преуспевающим же в добродетели свойственно духовное веселие» (Феодорит), независимо от внешнего благосостояния. Может быть, и потому говорит: **радуйтеся**, что не все были неисправны, и потому не всех страшила угроза. Ко всем же исправным очень идет: радуйтеся. Радуйтеся, что вы христиане, уверовали в Господа, получили отпущение грехов, благодать Духа приняли, освящающую вас и на всякое добро укрепляющую, и имеете несомненную надежду, что, пребыв верными Господу, наследуете вечноблаженное царство небесное. Как не радоваться, приняв все сие к сердцу?! **Совершайтеся**. «Будьте совершенны, и восполните, чего не достает» (святой Златоуст). Се цель жизни! Вступившему во двор Христов, в стадо Его, нельзя не радоваться, смотря на то, что получает и что имеет надежду еще получить. Но, вступивши в такой чин жизни, нельзя спать. Много дано, большее несравненно дастся. Но первое есть безусловный дар, второе – подусловный. Надо привнесть труд, обращая его на то, чтоб отрезать несовершенное и прилагать одно к другому совершенное. Это и есть совершенствование себя самого. **Утешайтеся**. «Так как искушений много и опасности велики, то ищите утешения друг в друге и в нас, и в собственном исправлении. Ибо если радость ваша от чистой совести и если вы совершенны, то ничего не достает к вашему благодушию и утешению, ибо ничто не доставляет столько утешения, как чистая совесть, хотя бы вы окружены были бесчисленными искушениями» (святой Златоуст). **Тожде мудрствуйте**: «теснее связуйтесь единомыслием, держитесь все одного образа мыслей» (Феодорит). «О сем просил он и в начале первого послания» (святой Златоуст). Может быть, это главное в последних кратких наставлениях. Ибо они из пустого увлечения какими-то личностями начали было расходиться между собою и группироваться в партии. Первое послание отрезвило их. Они решились исправиться. Надо было запечатлеть это решение, что и делает здесь Апостол. **Мир имейте**. «Случается, что люди тоже мудрствуют, однако же не имеют мира; например, когда в догматах веры согласны, но друг против друга враждуют. Напротив, Апостол Павел требует здесь и единомыслия, и согласия» (святой Златоуст).– **Мир имейте**. Ειρηνευετε, мирствуйте, может иметь и всеобъемлющее значение, то есть и в себе мирствовать, и с Богом, а не только с другими. Феодорит так и пишет: «**Мир имейте** и с нами, и друг с другом, а прежде всего со спасшим вас Богом». **И Бог любве и мира будет с вами**. «Ибо видя сии преспеяния, Бог сподобит вас всякого промышления, потому что Он законоположник всего» (Феодорит). «Не только увещевает и советует иметь мир, но и молит о том Бога. Ибо он или молит здесь (то есть да будет с вами Бог мира), или предсказывает будущее (то есть что будет с вами за показанные доброты); а вернее, то и другое вместе. Если, говорит, будете так поступать, то есть тожде **мудрствовать** и **мир иметь** между собою, то и **Бог будет с вами**. Потому что Бог есть **Бог любви и мира**. Сему Он радуется (то есть любви и миру), и о сем веселится. Отсюда – от любви Его и в вас будет мир. Отсюда избавление от всех зол. Сия любовь спасла вселенную; она прекратила застарелую на земле вражду, она соединила землю с небом, она соделала людей ангелами. Возлюбим же ее и мы, ибо любовь есть матерь бесчисленных благ. Ею мы спасены, чрез нее получили неизглаголанные блага» (святой Златоуст). //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 11-12 **Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые** **Впрочем, радуйтесь**, после того как я опечалил вас первым посланием моим, - **и усовершайтесь** в том, чего недоставало вам, - и утешение приимите, поелику плакали, - и **будьте единомысленны**, поелику уклонялись друг от друга. **И Бог любви и мира будет с вами**: да любите в Нем тех, коих за прегрешения их вы отвергли и отлучили от себя. Миром приветствуйте тех, от коих, по недостоинству их, вы отклоняли речь уст ваших. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами** **Впрочем, братия, радуйтесь** Я, говорит, сделал свое дело; вам осталось поступить соответственно мне. Ибо, если вы исправите свою жизнь, то приобретете неувядаемую радость в совести, хотя я и опечалил вас словами. **Усовершайтесь** То есть будьте совершенными и в учении и в жизни, и восполните то, чего недостает вам. **Утешайтесь** Поскольку было много искушений и опасностей, то он говорит им: ищите утешения в себе самих, друг в друге и в собственном изменении на лучшее; ибо совесть благая есть великое утешение. **Будьте единомысленны, мирны** Об этом он просил их, как находящихся в несогласии, и в первом своем послании [[new:1kor:01:10|(1 Кор. 1:10)]]. Единомыслие относится к догматам, а согласием (**мирны**), - понятие, противоположное раздору, - называются отношения людей друг к другу. Поэтому Павел требует того и другого. **И Бог любви и мира будет с вами** Не только убеждает их, но и молится о них. Или же в словах сих заключается не молитва, а предсказание того, что, если вы взаимно будете сохранять мир, то Бог будет с вами. Бог называется **Богом любви** или потому, что Он есть источник ее, или потому, что Он обильно являет ее в нас, или же потому, что где любовь, там и Он и является ее Господом. Также **Богом мир** называется или потому, что есть источник его, или потому, что примирил небесное с земным, или же потому, что Он Господь его, как собственности. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами** **Радость** будет от исправления, отчего и сможет прийти совершенство. Но прежде будет **утешение**, способствующее тому, чтобы в надежде на будущее они оставили преходящее услаждение. **Будьте единомысленны** - это Павел говорит по причине старых разногласий, чтобы теперь пришли к общему чувству. **Будьте мирны**. Если придут к согласию, будут жить в мире. **И Бог любви и мира будет с вами**. **Бог мира** есть Христос, Который сказал: //Мир оставляю вам, мир Мой даю вам// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]]. Ибо Сам есть и **Бог любви**, поскольку также говорит: //Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга// [[new:in:13:34|(Ин. 13:34)]]. Ибо иной мир Бога, иной мир мира. Ведь человеки от мира, злые и лживые, имеют мир, но к их проклятию. Мир Христа - мир, свободный от грехов, ибо вероломства бежит, обман презирает, злодеяния отражает. Так Богу угоден друг, а диаволу - враг. А кто имеет мир, получит также и любовь, и Бог обоих будет охранять его вечно. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами** **Впрочем** -правильнее: что касается остального, о чем я хотел бы вам сказать... **Бог любви и мира**, -т. е. раздающий **любовь и мир**. Ст. 11-13 **Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь** Апостол заключает свое послание пожеланием Коринфянам радости, единомыслия и просит передать приветствие от всех святых. //**Толковая Библия.**// [<10>]