[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 13:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь** Таким образом, соединив их между собою и приветствиями, и лобзаниями, опять заключает слово молитвою, а чрез нее всемерно старается соединить их и с Богом. Где теперь утверждающие, что Святый Дух не единосущен Отцу и Сыну потому, что о Нем не упоминается в начале посланий? Вот теперь (апостол) наименовал и Его вместе с Отцом и Сыном. Кроме того, должно сказать и то, что (апостол) в послании к колосянам, сказав: //"благодать вам и мир от Бога Отца нашего"// [[new:kol:01:02|(Кол. 1:2)]], умолчал о Сыне, и не прибавил, как в прочих посланиях: "и Господа Иисуса Христа". Ужели поэтому и Сын будет не единосущен (Отцу)? Но утверждать это есть крайнее безумие. Напротив, то самое и показывает Его единосущие, что Павел в различных местах различно упоминает (о лицах). А что сказанное мною не одна догадка, – послушай, как он упоминает о Сыне и о Духе, а умалчивает об Отце. Так в (первом) послании к Коринфянам говорит: //"но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего"// [[new:1kor:06:11|(1 Кор. 6:11)]]. Итак, скажи, неужели они не крестились во имя Отца? Тогда они и не омылись, и не освятились. Но они крестились (во имя Отца), так как действительно крестились. Почему же не сказал, что омылись именем Отца? Потому, что для него безразлично – один раз упомянуть об одной ипостаси, в другой раз – о другой. То же найдешь и во многих местах посланий. Так в послании к Римлянам говорит: //"умоляю вас, братия, милосердием Божиим"// [[new:rim:12:01|(Рим. 12:1)]], хотя щедроты принадлежат и Сыну. И в другом месте: //"умоляю вас… любовью Духа"// [[new:rim:15:30|(Рим. 15:30)]], хотя любовь принадлежит и Отцу. Почему же он не упомянул о Сыне, когда говорит о щедротах, и об Отце, когда говорит о любви? Он умолчал об этом, как для всех явном и несомненном. Найдешь также и то, что (апостол) и самые дары приписывает (лицам Св. Троицы) в обратном порядке. Так, сказав здесь: **"благодать Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святаго Духа"**, в другом месте общение приписывает Сыну, а любовь Духу, говоря: //"умоляю вас… любовью Духа"//, а в (первом) послании к Коринфянам: //"Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его"// [[new:1kor:01:09|(1 Кор. 1:9)]]. Так все, принадлежащее Троице, нераздельно! И где общение Духа, там и общение Сына, и где благодать Сына, там благодать Отца и Святаго Духа. Так (апостол) сказал: //"благодать вам от Бога Отца"//; а в другом месте, исчисливши многие виды благодати, присоединил: //"Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно"// [[new:1kor:12:11|(1 Кор. 12:11)]]. Говорю же это не потому, что смешиваю ипостаси, – нет! – напротив, знаю как то, чем они различаются и разделяются, так и единство их сущности. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь** Если одна **благодать**, одна **любовь**, одно **общение** от Отца, Сына и Святого Духа, то, конечно же, одно и действие их. А где одно действие, там не может быть разделена и сила, не может быть различена и сущность. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь** Спасение всех и каждого совершается действом Пресвятой Троицы нераздельным. Разные действия в производстве нашего спасения Слово Божие именует разными именами и относит их когда к одному, когда к другому, когда к третьему Лицу Пресвятой Троицы, чем показывает, что не распределяет их по Лицам так, чтобы одно принадлежало исключительно одному, другое другому. Так и здесь «не в означение раздельности выразился так Апостол, и не иное уделил Христу Господу, иное Отцу, иное же Духу, ибо неоднократно любовь приписывал он Духу, общение Сыну, благодать Богу Отцу. Так в первом послании, приписав действо Отцу [[new:1kor:12:06|(1 Кор. 12:6)]], чрез несколько слов приписывает оное Духу [[new:1kor:12:11|(11)]]. В ином же порядке поставил Лица, не извращая порядок, указанный Господом [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]], но научая, что иной порядок имен не означает инаковости естества, или силы, или разности достоинств» (Феодорит). «Так все, принадлежащее, Троице нераздельно! И где общение Духа, там и общение Сына, и где благодать Сына, там благодать Отца и Святого Духа. Говорю сие, не как смешивающий Ипостаси; нимало: напротив, знаю как то, чем они различаются и разделяются, так и единство их сущности» (святой Златоуст). «Будем и мы и догматы сии содержать со всею точностию и привлекать к себе любовь Божию. Ибо Он прежде возлюбил нас, когда мы еще ненавидели Его; и примирил с Собою, когда мы еще были врагами Его; и теперь хочет любить нас, уже любящих Его; будем же постоянно любить Его, чтобы и Он любил нас. И если, пользуясь любовию сильных людей, для всех бываем страшны, то тем паче, когда будем в любви у Бога. Если из любви к Нему нужно будет отдать имущество, тело свое, даже самую душу, не пощадим сего. Ибо недостаточно свидетельствовать любовь свою к Нему только на словах, нужно показать ее и делами. Ибо Он Сам явил Свою любовь к нам не словами только, но и делами. Покажи и ты сие на самом деле и твори угодное Ему. В таком случае сам же ты опять получишь пользу, потому что Он ни в чем нашем не нуждается. То и служит особенным доказательством искренней любви Его к нам, что, не нуждаясь в нашей любви, все делает для того, чтобы мы Его любили. Посему и Моисей сказал:// что бо ищет Господь Бог у вас, точию еже любити Его, и готову быти еже ходити во след Его// [[old:vtor:10:12|(Втор. 10:12)]]. Посему когда повелевает тебе любить Его, тогда наипаче показывает, что любит тебя. Ибо никогда не бывает столько надежно наше спасение, как когда любим Его» (святой Златоуст). «Будем молиться и мы, чтобы сподобиться апостольского благословения и улучить обетованные блага по благодати и человеколюбию Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу, со Святым Духом, слава и велелепие, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь» (Феодорит). //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь** **Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа** и проч. Вдумайся в сказанное, и ты найдешь, что Святая и Поклоняемая Троица обитает в человеке, очищенном помощью свыше при его собственном добродетельном образе жизни; говорю же «обитает» не Своим существом — потому что никакая тварь не может вместить существо Божие, — но согласно способности человека, угождающего Богу, вместить и приять в себе степень Его благодати. //**Собрание рукописей типа I. Слово 52.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь** Соединив всех, он, по своему обыкновению, молит, да будет на них благодать Сына, через которую Он спас нас, - не делами нашими, но благодатью, Сам потерпев заклание за нас. И затем, как бы будучи спрошен - откуда эта благодать Сына? отвечает: из любви Отца. Что же производит она? Общение Святого Духа, то есть причастие и приобщение Его, в силу коего мы освящаемся, - сделавшись, вследствие вселения в нас Утешителя, причастными Его, и сами становимся духом, не по природе, но чрез общение. Какое же основание имеют отвергающие Духа по той причине, что Павел не упомянул о Нем в начале посланий? Здесь он упоминает и сполна перечисляет Троицу, Которая да сохранит нас твердо держащимися догматов и провождающими непорочную жизнь, дабы мы были совершенными рабами в Троице совершенного Бога, Которому слава во веки веков. Аминь. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Дидим Слепец ===== **Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь** **Благодать Господа Иисуса** [означает или то, что] она спасает их без дел, или осеняет милостью. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь** Таково единство Троицы и единство могущества, поскольку есть совершенство всего спасения. **Любовь** есть **Бога Отца**, которая послала Иисуса Спасителя, Чьей благодатью мы спасены. И чтобы эту благодать спасения мы восприняли, Он подал **общение Духа Святого**: ибо Он возлюбленных Богом и спасенных милостью Христа охраняет, чтобы совершенство Трех исполнялось в спасении человека. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь** Апостол перечисляет лица Святой Троицы ее в обычном порядке, показывая этим самым, что все Они равны между Собою (блаж. //Феодорит//). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:13:11#lopuxin_ap|2 Кор. 13:11]] [<10>]