[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 1:1 ====== ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа** Симон есть сокращенное имя Симеона, как и Митр - Митродора, Мина - Минодора, Февда - Феодосия. С самого начала апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их стараться в деле проповеди равняться апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными. Апостол постоянно желает верующим мира, который дал им Христос по воскресении Своем из мертвых и при отхождении к Отцу, взывая: //мир вам// [[new:in:20:19#blazh_feofilakt_bolgarskij|(Ин. 20:19]]; [[new:lk:24:36#blazh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 24:36)]]. И в церкви мы молим Господа, чтобы дал нам //ангела мирна,// и священник от святого жертвенника подает народу //мир//; потому что мир есть мать всяких благ. Поэтому и Господь заповедал ученикам Своим, чтобы они при входе в дома прежде всего подавали мир [[new:mf:10:12#blazh_feofilakt_bolgarskij|(Мф. 10:12]]; [[new:lk:10:05#blazh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 10:05)]]. //**Толкование на 2-е послание Петра.**// ===== Экумений ===== **Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа** Симон. Встречается и Симеон. Ведь Симон - это уменьшительная форма от Симеон, равно как Митра - от Митродор, Мина от Минодор, Февда от Феодосий. Сразу же, с первых слов, Петр пробуждает помыслы и души верующих и призывает их возвещать слово [проповеди] с усердием, равным апостольскому. Ведь они получили равноценный дар, и потому не подобает им в чем-либо уступать тем, кому они равны. //**Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Андрей Монах ===== **Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа** Смотри, как от начала восставляет души верующих, вознося их в равную благодать с апостолами. Ведь равна благодать божественного крещения. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа** Слово раб не стоит в 1-м послании [Петра]; а во 2-м послании стоит и раб, и Симон - чтобы апостол здесь предстал повинующимся и смиренным. <...> [Принявшим] равно с нами - обращено к апостолам не евреям, так как евреи имели веру в единого Бога. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа** **Симон Петр** (см. [[new:in:01:start|Ин. 1:42]]), **раб и апостол**: точно такое же выражение употребляет в приложении к себе апостол Павел [[new:rim:01:01#ep_mixail_luzin|(Рим. 1:1]]; [[new:tit:01:01#ep_mixail_luzin|Тит. 1:1)]]. Апостол Иаков в своем послании называет себя рабом Иисуса Христа, считая такое наименование для себя высшей славою и честию ([[new:iak:01:01#ep_mixail_luzin|Иак. 1:1]], ср. прим.,[[new:gal:01:10#ep_mixail_luzin|Гал. 1:10]]). — **Раб и апостол**: первое из этих названий выражает отношение зависимости и подчинения, второе — достоинство должности и звания. — Принявшим с нами равно драгоценную веру: греческое слово, переведенное у нас словом — принявшим, означает получить что, или принять что, по жребию, или по счастливому случаю, или по особенному божественному указанию, или по наследству (ср. [[new:lk:01:09#ep_mixail_luzin|Лк. 1:9]]; [[new:in:19:24#ep_mixail_luzin|Ин. 19:24]]; [[new:act:01:17#ep_mixail_luzin|Деян. 1:17]]). Исключается из этого понятия всякая заслуга, всякое собственное действование. — **Веру**: слово вера означает здесь и как душевное настроение, или чувство веры, и как совокупность, или круг истин веры; первое значение более соответствует понятиям — принявшим, равно драгоценную и — в настоящей истине — ([[new:2pet:01:12#ep_mixail_luzin|2 Пет. 1:12]] ср. [[new:iud:01:03#ep_mixail_luzin|Иуд. 1:3]]). Не всякая вера как совокупность, или круг истин веры, понимаемых и представляемых как истины веры, имеет одинаковое значение и достоинство; может быть круг истин веры у одних шире, у других уже, у одних легче, у других глубже, у одних осмысленнее, у других несовершеннее и так далее, по степеням полноты и развития [[new:rim:01:17#ep_mixail_luzin|(Рим. 1:17)]]. Апостол уверяет, или обезопашивает своих читателей, утверждая, что вера, или чувство веры, которую они приняли как дар Божий, имеет одинаковое значение и одинаковое достоинство с тою, какую имеет и он, и другие апостолы, которой держится и которую исповедует он и прочие апостолы (ср. [[new:act:11:17#ep_mixail_luzin|Деян. 11:17]]; [[new:act:15:09#ep_mixail_luzin|Деян. 15:9]], [[new:act:15:11#ep_mixail_luzin|11]]). Может быть также, что апостол сим выражением — равно драгоценную веру — имеет в виду особенно христиан из язычников, если принять во внимание, что христиане из иудеев по временам считали себя выше христиан из язычников. Апостол и говорит, что вера всех христиан в этом отношении, как чувство веры, равно драгоценна, имеет в очах Божиих одинаковое значение и достоинство, не зависимое от более или менее полного и широкого объема истин веры, а от настроения, так сказать, веры. «С самого начала апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их стараться в деле проповеди равняться апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными» (Феофилакт). — Эта драгоценная вера принята верующими, равно как и самими апостолами, по правде Бога и Спасителя: то есть **правде Бога Отца и Спасителя Иисуса**. Правда Божия есть праведность Бога Отца, по которой Он, как справедливый, воздает каждому по делам его. Правда Спасителя Иисуса Христа — оправдание пред Богом, приобретенное Христом Спасителем и усвояемое человеку верою и благодатию. В этом различие между правдою Божиею и Христовою; но та и другая правда как бы сосредоточиваются вместе в усвоении правды Божией заслугами искупительными Христа и причастием Святого Духа (ср. [[new:rim:03:21#ep_mixail_luzin|Рим. 3:21—25]]). //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего** По апостольскому обыкновению (ср. [[new:1pet:01:02#lopuxin_ap|1 Пет. 1:2]]; [[new:rim:01:03#lopuxin_ap|Рим. 1:3]], [[new:rim:01:12#lopuxin_ap|12]]; [[new:tit:01:01#lopuxin_ap|Тит. 1:1]], [[new:tit:01:01#lopuxin_ap|4]]), Ап. Петр начинает свое послание приветствием - преподанием христианам благодати и мира, причем "с самого начала Апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их в деле проповеди равняться Апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными" (блаж. Феофил.). Сразу же Апостол называет божественную сторону спасения - "в правде Бога нашего и Спаса Иисуса Христа" (ст. 1) и человеческую - "в познании Бога и Господа нашего Иисуса Христа" (ст. 2). [<10>]