[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 1:4 ====== ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** Ибо таким образом бываем и христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем **причастниками Божеского естества**. Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: [//если не будете есть Плоти и пить Крови Сына Человеческого//], //то не будете иметь в себе жизни// [[new:in:06:53#svt_kirill_ierusalimskij|(Ин. 6:53).]] //**Мистагогические поучения 4.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** Что мне добавить к этому, и должен ли я как бы на всем протяжении убеждать тебя, что Бог соделал человека причастником Божеского естества, как мы читаем в послании Петра? Потому справедливо кто-то сказал: //родом Его мы и являемся//. Ведь Он дал нам по родству Своему способность разумения, а именно - по родству природы, чтобы мы искали то Божественное, Которое находится рядом с каждым из нас, в Котором мы и живем, и существуем, и движемся [[new:act:17:28#svt_amvrosij_mediolanskij|(Деян. 17:28)]]. //**Послания 6.29.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** Мало того, зная, что он создан причастником Божьей природы, как говорит в своем втором послании блаженный апостол Петр, будучи ее следствием, пусть человек не измеряет природу Бога законами собственной, но оценивает Божьи откровения в соответствии с величием Божьего свидетельства о Себе. //**О Троице 1.18.**// ===== Свт. Лев Великий ===== **которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** Познай, о христианин, свое достоинство и, соделанный причастником Божеского естества, не возвращайся в старое ничтожество из-за низкого образа жизни! Помни, чья это голова, и членом чьего тела ты являешься. //**Проповеди 21.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** <...> Он благоволил и Солнцу Правды воссиять, Которое не нашего естества, в омраченном страстями доме души, чтобы таким образом и страшную тьму греха она смогла бы обратить в бегство из человеческой личности, и красоту дома души выявить через воссияние духовного и небесного Света, и таким образом могла бы иметь красоту и благолепие и весь распорядок добродетелей посредством Божественного Духа, когда Солнце Правды, не сущее из нашего естества, воссияет в нас, по сказанному: «**Дабы вы были причастниками Божественного естества**». Ибо душа, падшая под грех и страшно духами лукавства действием страстей ставшая ожестевшей и горькой, отчужденная от прежнего чистого и блаженного состояния, восприняла страсти зла вопреки своему доброму естеству, что никто не может от нее отнять и восстановить в древнее состояние чистоты, если не нечто чуждое нашего естества, что есть сила Божественного Духа. Потому что, посетившая верную душу, она рассеет всякую жестокость и всякую лукавую и извне проникшую страсть и восстановит в древнее благородство чистоты добродетелей. //**Собрание рукописей типа I. Слово 50.**// ---- Например, была бы некая <...> женщина, и некий богатый мужчина взял бы ее в жены, чтобы она жила с ним и общалась, то и она все, чем обладает, принесет ему, и он даст ей все свое, и у них становится один дом, одно имущество, одно существование. И она не только господствует над всем его имуществом, но и тела его удостаивается; потому что его тело принадлежит ей, по словам [апостола]: //муж не властен над своим телом, но жена// [[new:1kor:07:04#prp_makarij_velikij|(1 Кор. 7:4)]]. Так и в отношении Бога имеется истинное и неизреченное общение души с Господом; общаясь со Христом, она становится [единым] духом с Ним, и затем, необходимо следует, становится госпожою над Его неизреченными сокровищами, потому что она является невестой великого царя, Христа. Ибо Господь соблаговолил, чтобы верные Его были, по выражению Писания, **причастниками Божеского естества**. //**Духовные слова и послания. Слово 54.5.6.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** См. Толкование на [[new:2pet:01:03#blazh_feofilakt_bolgarskij|2 Пет. 1:3]] ===== Ориген ===== **которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** Теперь вот мы выясняем, чем же является //общение духа//. И Петр тоже утверждает: вы, говорит, сделаны **причастниками Божеского естества**, то есть соучастниками. //**Гомилии на Книгу Левит 4.**// ===== Андрей Монах ===== **которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** Мысль эта состоит в следующем: мы восприняли тысячи благ через явление Христово, через которые мы можем быть причастниками Божеской природы и верою достигать добродетели в жизни, и через добродетель шествовать путем преуспевания в благочестии, пока не войдем в совершенство благ, которое есть любовь. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** Ведь как Бог соделался причастным человеческой природе вопреки природе, так человек стал причастным Божеской природе вопреки природе. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** **Которыми**, точнее — чрез которые, то есть чрез славу и силу, **дарованы нам обетования**: обетования — не просто обещание, но такое обещание, которое соединено с дарованием предмета обещаемого и с тем благом, какое обещается (ср. [[new:act:02:33#ep_mixail_luzin|Деян. 2:33]]), и не одним благом, но различными и разнообразными благами, почему здесь и стоит слово во множественном числе. Эти блага обетования суть: искупление и примирение, единение с Богом, вечная блаженная жизнь и все, что соединяется с этими высочайшими благами, все частные блага, как дары силы и славы. Все таковые обетования, или блага обетования, называются, как общие так и частные, **великими и драгоценными**, по величию даровавшего их Бога и Спасителя и по величию самых даров самих в себе. - **Дабы через них вы соделались** и проч.: через них, то есть чрез обетования, указанные здесь, и вместе чрез славу и силу; чрез них христиане могут соделаться причастниками Божеского естества. Естество, природа, существо, сущность, особенное существенное бытие (ср. [[new:rim:11:24#ep_mixail_luzin|Рим. 11:24]]; [[new:ef:02:03#ep_mixail_luzin|Еф. 2:3]]; [[new:iak:03:07#ep_mixail_luzin|Иак. 3:7]]), есть то, что от вечности в Боге есть и обнимает все Его совершенства. Естество Божие — это вечная истина и правда, вечная жизнь, мир, радость и блаженство и все, что может быть названо благом. Значит, всякий, кто делается причастником Божеского естества, мудр, справедлив, всесилен противу козней диавола, греха и смерти. Что значит быть **причастником Божеского естества**? Как человеческая природа Богочеловека в воплощении стала причастною Божеского естества, так и верующие во Христа, по вере в Него и в искупительную смерть Его, делаются причастниками Его и Божеского естества Его. Следовательно, когда говорится, что верующий причащается Божеского естества, то речь идет не только о нравственном уподоблении Богу по Его таким или другим свойствам, о духовном и отвлеченном общении по мысли, но об истинном общении по естеству, которое начинается в возрождении ([[new:in:01:03#ep_mixail_luzin|Ин. 1:3]]; [[new:1in:01:03#ep_mixail_luzin|1 Ин. 1:3]]) и совершается и пребывает постоянно и непрерывно в блаженной вечности (ср. [[new:rim:08:29#ep_mixail_luzin|Рим. 8:29]]; [[new:in:17:21#ep_mixail_luzin|Ин. 17:21]]). Сюда принадлежат понятия: прославление плоти человека во Христе [[new:fil:03:21#ep_mixail_luzin|(Фил. 3:21)]], созерцание Бога и участие в Его славе [[new:1kor:13:12#ep_mixail_luzin|(1 Кор. 13:12)]], уподобление Богу [[new:1in:03:02#ep_mixail_luzin|(1 Ин. 3:2)]], единение с Богом во Христе в приобщении пречистого Тела и Крови Его и здесь, на земле, и в жизни вечной ([[new:in:06:51#ep_mixail_luzin|Ин. 6:51-56]]; [[new:mf:26:26#ep_mixail_luzin|Мф. 26:26-28]] и парал. Литургия святого Василия Beликого, молитва по приобщении священника). Этим не говорится, что соделавшиеся причастниками Божеского естества становятся совершенно равны Богу и одинаковы с Богом (что нелепо), Он бесконечно отличен и отделен от них и тогда, когда они причащаются по Его милосердию Его Божеского естества. — Тайна сия велика есть, но тем не менее слово и дело Божие непреложны. Как солнце хотя отражается в несветлой воде, но пребывает солнцем, так и Бог пребывает всегда одинаковым и когда делает человека причастником Своего естества. «Причастниками Божеского естества мы сделались чрез явление Господа и Бога, Который начаток нашего естества соединил в Самом Себе и чрез восприятие освятил; если же начаток свят, то и целое свято» (Феофилакт). **Удалясь от растления** и проч.: как причастию противоположно удаление, так Божескому естеству — растление; это удаление является здесь не только как обязанность, но и как условие, без которого невозможно общение с Богом. — **Растление** (ср. [[new:rim:08:21#ep_mixail_luzin|Рим. 8:21]]; [[new:gal:06:08#ep_mixail_luzin|Гал. 6:8]]; [[new:kol:02:22#ep_mixail_luzin|Кол. 2:22]]; [[new:1pet:02:12#ep_mixail_luzin|1 Пет. 2:12,]] [[new:1pet:02:19#ep_mixail_luzin|19]]) разумеется не только нравственное, но и физическое. Здесь мы находим опять противоположность между тленным и нетленным, на которую не раз с выразительностию указывает апостол (ср. [[new:1pet:01:04#ep_mixail_luzin|1 Пет. 1:4,]] [[new:1pet:01:07#ep_mixail_luzin|7,]] [[new:1pet:01:18#ep_mixail_luzin|18,]] [[new:1pet:01:23#ep_mixail_luzin|23-25]]; [[new:2pet:03:10#ep_mixail_luzin|2 Пет. 3:10]] и далее). Растление господствует в мире, проникает его во всех частях его; главный источник и сила его — в похоти, которая возбуждает гнев Божий и расслабляет человеческую природу и духовно, и телесно (ср. [[new:ef:04:22#ep_mixail_luzin|Еф. 4:22]]). Основание растления лежит в мирской похоти; ветхий человек растлевается похотию, плотская похоть помрачает душу, и она все более и более ослабляется и потемняет в себе образ Божий. Множеством похотей естественно оскверняются и естественные добрые свойства телесного организма, и всё, таким образом, растлевается: и душа, и тело. Блаженный Феофилакт связь стихов 3-го и 4-го наводит такую: «да умножится вам благодать и мир, так как всё, потребное для жизни и благочестия в познании Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Его Божественною силою, Его благостию, даровано вам для познания славы и добродетели, за которые дарованы нам величайшие обетования, дабы вы, удалясь от мирского растления, совершающегося чрез похоть, сделались причастниками Божеского естества». //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== **которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** См. Толкование на [[new:2pet:01:03#lopuxin_ap|2 Пет. 1:3]] [<10>]