[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 1:16 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия** Измышления еретиков являются поистине мифами и человеческими мудрствованиями. Павел, желая отвратить нас от них, пишет: //еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся// [[new:tit:03:10#svt_kirill_aleksandrijskij|(Тит. 3:10)]] и далее [Петр] начинает уже сражение с еретиками, поскольку они, не имея истины, принуждены лепить ложь при помощи цветистых слов. Но мы, говорит [апостол], не таковы, мы узрели истину [своими] глазами, когда были вместе с Ним на горе. Есть у нас и пророки, открывшие нам эту самую истину, и слово их, таким образом, благодаря нашим глазам стало для нас более достоверным. Ибо то, что они сказали, подтвердил, явившись, Христос. И мы - очевидцы, услышавшие свидетельство Отца. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия** Не всем, стоящим у Него, Господь является во славе, но перед новоначальными Он предстает в зраке раба, а тем же, кто может следовать за Ним, восходящим на высокую гору Своего Преображения, Господь открывается в зраке Божием, в котором Он был до сотворения мира. Ибо Господу возможно явить Себя всем находящимся у Него различным образом - одним так, а другим иначе, что происходит, конечно, соразмерно способностям видения каждого, определяемым верой. //**Главы о Богословии и Домостроительстве Сына Божия.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия** Требуя со стороны верующих строгого внимания к своему благовествованию и долго настаивая на этом, хотя они знают и не раз слышали, апостол говорит теперь: не напрасно я останавливаюсь на этом, но потому, что сознаю всю важность этого. Почему же? потому что, когда мы возвещали вам силу и пришествие Господа, мы не пользовались человеческой мудростью в отношении к вам и не обольщали вашего слуха красноречием, как язычники и еретики. Ибо язычники обольщают красотой и поэмами, а еретики - вымыслами (вероятно, они уже начинали и тогда появляться). Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали вам учение простым, безыскусным словом, как и Павел говорит коринфянам [[new:1kor:02:04#blazh_feofilakt_bolgarskij|(1 Кор. 2:4]]; [[new:1kor:13:start|13)]], и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору. Апостол говорит о славе Единородного, которая явлена была апостолам в Преображении, и о гласе Отца, который слышали они сошедшим на Господа с неба от Отца. А как мы из самых дел узнали предвозвещенное пророками, то и почитаем пророчество их вернейшим. Ибо слова оправдались событиями. Поэтому и вы хорошо делаете, что внимаете пророчеству, то есть предсказаниям пророков, хотя пророки в свое время говорили и не совсем ясно. //**Толкование на 2-е послание Петра.**// ===== Экумений ===== **Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия** Эллины обольщают красноречием, а еретики баснями, как, например, приверженцы Валентина, что слагают сказки о глубинах и молчании. Ничего подобного у нас не найти: наше учение к вам мы изложили простыми словами, как говорит и Павел [в Послании] к коринфянам. //**Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия** **Ибо мы возвестили** и проч.: апостол говорит о себе и в лице своем о прочих апостолах Христовых; мы — я, Петр, и купно со мною все наши соученики Господа (ср. [[new:in:01:14#ep_mixail_luzin|Ин. 1:14]]). - **Возвестили** отчасти в изустной проповеди, отчасти в писаниях, сам Петр, например, в первом своем послании ([[new:1pet:01:07#ep_mixail_luzin|1 Пет. 1:7]], [[new:1pet:01:18#ep_mixail_luzin|18]]; [[new:1pet:02:04#ep_mixail_luzin|1 Пет. 2:4]], [[new:1pet:02:21#ep_mixail_luzin|21]]; [[new:1pet:03:18#ep_mixail_luzin|1 Пет. 3:18]] и далее; [[new:1pet:04:07#ep_mixail_luzin|1 Пет. 4:7]], [[new:1pet:04:13#ep_mixail_luzin|13]]); если к тому времени уже написаны были первые три Евангелия, то главным образом в них возвещены были апостолами сила и пришествие Господа Иисуса. Выражения **сила и пришествие** означают сущность Его служения и действий (как они указаны в [[new:1pet:03:18#ep_mixail_luzin|1 Пет. 3:18]] и далее). Понятие силы обнимает здесь всю полноту и богатство Его жизни и деятельности, все обилие и сокровище пребывающей в Нем Божественной силы, Его чудотворные действия, Его власть над умами и сердцами людей, Его воскресение, сошествие во ад, вознесение, господство над всем миром. - **Пришествие**: прибытие, явление, — первое и второе, бывшее и будущее, — явление Его во плоти в уничижении и в славе и величии. Апостол, по-видимому, потому говорит о силе и пришествии Христовом, что лжеучители именно отрицали силу и пришествие Господа Иисуса Сына Божия. - **Не хитросплетенным басням последуя**: басни, или сказки, — вымышленные фантазиею истории, или лживые повествования, имеющие вид, или тень, истины; хитросплетенные — в противоположность простой правде. Апостол Павел называет подобные фантазии негодными и бабьими баснями ([[new:1tim:04:07#ep_mixail_luzin|1 Тим. 4:7]]; ср. [[new:2pet:01:04#ep_mixail_luzin|2 Пет. 1:4]]). Вероятно, так характеризуются фантастические измышления лжеучителей, начавшие развиваться уже и во времена апостольские, но особенно развившиеся во II веке у так называемых гностиков. — **Быв очевидцами**: следовательно, свидетелями вполне достоверными, в противоположность бредням лжеучителей, измышляющих свои фантастические истории. **Величия** и вместе силы, какая обычно выражается в величии и которого были очевидцами и все апостолы, но особенно самые приближенные ко Христу. «Требуя со стороны верующих строгого внимания к своему благовествованию и долго настаивая на этом, хотя они знают и не раз слышали, апостол говорит теперь: не напрасно я останавливаюсь на этом, но потому, что сознаю всю важность этого. Почему же? Потому, что, когда мы возвещали вам силу и пришествие Господа, мы не пользовались человеческою мудростию в отношении к вам и не обольщали вашего слуха красноречием, как язычники и еретики. Ибо язычники обольщают красотою и поэмами, а еретики — вымыслами (вероятно, они уже начинали и тогда появляться). Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали вам учение словом не обработанным, как и Павел говорит коринфянам ([[new:1kor:02:04#ep_mixail_luzin|1 Кор. 2:4]], [[new:1kor:02:13#ep_mixail_luzin|13]]), и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору» (Феофилакт). //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия** **Мы возвестили вам**, говорит Апостол, **силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа**, то есть преподали вам учение о том, как Он, Спаситель наш, явился на земле, чему учил, какие совершил чудеса, как пострадал и умер за грехи всех людей, воскрес и вознесся на небо, ниспослал Всесвятого Духа, и как опять приидет на землю во славе, для совершения последнего суда; обо всем этом мы возвестили вам, **не хитросплетенным басням последуя**, как делали языческие учители, или другие лжеучители, а сами своими глазами видели те великие дела Господа Иисуса, о которых возвещали вам; сами своими ушами слышали из уст Его то учение, которое преподали вам; сами жили в то время, когда Господь пребывал на земле, проповедал Евангельское учение, отпускал грехи, исцелял больных всякого рода одним словом или прикосновением, повелевал ветрам, и они утихали, воскрешал мертвых; сами были свидетелями искупительных Его страданий и крестной смерти; сами видели Его воскресшего из мертвых; Он, воскресший, многократно с нами беседовал и разделял трапезу; перед нашими глазами вознесся Он на небо; сами были мы свидетелями сошествия Святого Духа и удостоились Его осенения. Великие знамения и чудеса, Евангельское учение, искупительные страдания и смерть, воскресение из мертвых, вознесение на небо и ниспослание Святого Духа, все это являет **силу** и **величие** Господа нашего Иисуса Христа. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-18 **Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе** Требуя от верующих строгого и постоянного внимания к словам своего благовествования, Апостол здесь доказывает несомненную важность следования этому учению, противополагая божественную истинность евангельского учения красивым поэмам язычников и обольстительным басням (зарождавшимся уже тогда) еретических учений (ср. [[new:1tim:04:07#lopuxin_ap|1 Тим. 4:7]]; [[new:1tim:01:04#lopuxin_ap|1:4]]). Апостол как бы так говорит: "Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали учение словом необработанным, как и Павел говорит коринфянам [[new:1kor:02:04#lopuxin_ap|(1 Кор. 2:4]], [[new:1kor:02:13#lopuxin_ap|13)]], и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору" (блаж. Феофил.). В качестве разительного примера, в котором особенно проявились величие и сила Господа Иисуса Христа, и о котором, как о действительном событии свидетельствуют Апостолы и евангелисты (см. [[new:mf:17:01#lopuxin_ap|Мф. 17:1]] сл.; [[new:mk:09:02#lopuxin_ap|Мк. 9:2]] cл.; [[new:lk:09:28#lopuxin_ap|Лк. 9:28]] cл.). Ап. Петр говорит здесь о Преображении Господа, с особенною силою оттеняя, что апостолы, в числе их Петр, самолично слышали глас Бога Отца, пришедший к Иисусу Христу с неба. [<10>]