[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 2:20 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 20-21 **Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди** Мы же, возлюбленные братья, заслужившие освобождения от власти дьявола не предшествующими заслугами, а через благодать Христа, насколько в наших силах, вместе с Его помощью давайте будем всегда стремиться к благим делам, боясь того, о чем со страхом восклицает апостол Петр. //**Проповеди.**// ===== Свт. Лев Великий ===== Ст. 20-21 **Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди** В этом же, любезнейшие, милосердии Божием, величие Которого по отношению к нам мы не можем объяснить, с большим старанием нужно остерегаться христианам, чтобы снова не были пойманы дьявольскими кознями и не запутались снова в тех же заблуждениях, от которых отреклись. Ведь древний враг не прекращает, [превращаясь в ангела света] повсюду расставлять силки обмана и, чтобы любым способом разрушить веру верующих, нападать. //**Проповеди.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 20-22 **Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи** Сими словами подтверждает два предмета: во-первых, то, что побежденный по необходимости работает своему победителю, и, во-вторых, то, что познавшие истину, но опять придерживающиеся прежнего нечестия, впадают в зло, худшее прежнего. Присовокупляет и притчу, подтверждающую то же [[old:pr:26:11#blazh_feofilakt_bolgarskij|(Притч. 26:11)]]. Смысл речи такой: если те, которые чрез познание Господа и Спасителя Иисуса Христа избегли скверн мира, опять запутываются в них и побеждаются ими, то они, без сомнения, и порабощаются ими, и положение их становится хуже, чем было до познания о рабстве, ибо сатана старается, чтобы они впали в большее зло. Посему-то апостол и говорит, что при такой будущности для тех, кто добровольно возвращается на зло, лучше было бы им не познавать правды, нежели, познав, впадать в большее зло. Потому что и пес, возвращающийся на свою блевотину, бывает еще отвратительнее, подобно как и свинья, ищущая омыться от грязи, если делает это в грязи же, оказывается еще грязнее прежнего. //**Толкование на 2-е послание Петра.**// ===== Экумений ===== Ст. 20-21 **Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди** Этими словами он выражает две [идеи]: [во-первых], что побежденный неизбежно становится рабом победителя, а [во-вторых], что те, кто уже познал истину, но вновь впал в прежнюю [скверну], испытали еще худшее, чем прежде. //**Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Сальвиан Марсельский ===== Ст. 20-21 **Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди** Это чтобы мы ясно понимали сказанное о тех, кто под именем христиан живут в грязи и низости мира. //**О правлении Бога.**// ===== Андрей Монах ===== Ст. 20-21 **Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди** Через это он показывает, что они не освобождают от заблуждения поверивших им, но влекут в еще худшее заблуждение. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== Ст. 20-21 **Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди** Отвержение истины хуже неведения. Ведь хуже грехи нарушения, чем неведения. Путем правды называет Христа и святое Евангелие. От того, что им было передано в святой заповеди, то есть в крещении - символ веры в Бога, как в Пятикнижии говорится: и люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим [[old:vtor:06:05#ilarij_arelatskij|(Втор. 6:5)]]. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого** **Ибо если... опять запутываются** и проч.: «этими словами (апостол) подтверждает два предмета: во-первых, то, что побежденный по необходимости работает своему победителю, и, во-вторых, то, что познавшие истину, но опять придерживающиеся прежнего нечестия впадают в зло, худшее прежнего» (Феофилакт). — **Опять запутываются**: о ком речь здесь и далее? О лжеучителях обольщающих или о обольщаемых ими? — Кажется, и о тех, и о других, почему и речь о них не вполне определительная. — **Избегнув скверн мира**: всего того, что марает, грязнит и оскверняет христианина, всяческих грехов и беззаконий. — **Чрез познание Господа** и проч.: (см. прим. к [[new:2pet:02:01#ep_mixail_luzin|2 Пет. 2:1]], [[new:2pet:02:02#ep_mixail_luzin|2]], [[new:2pet:02:03#ep_mixail_luzin|3]], [[new:2pet:02:08#ep_mixail_luzin|8]], [[new:2pet:02:13#ep_mixail_luzin|13]], [[new:2pet:02:18#ep_mixail_luzin|18]]). Разумеется живое познание, приобретаемое верою с чистым разумением. — **Опять запутываются**: слово употребляется о тех птицах или животных, которые запутываются в сетях или силках, когда их ловят. Апостол Павел [[new:2tim:02:04#ep_mixail_luzin|(2 Тим. 2:4)]] употребляет его относительно тех, кто запутывается в торговых делах в то время, как его прямые обязанности требуют того, чтобы он был свободен для другой службы. — **Побеждаются ими**: опять попадают в рабство греха и сатаны, из которого только что было освободились. — **Последнее бывает** и проч.: это, по-видимому, было приточным изречением (ср.: [[new:mf:12:45#ep_mixail_luzin|Мф. 12:45]]; [[new:mf:27:64#ep_mixail_luzin|Мф. 27:64]]; [[new:lk:11:26#ep_mixail_luzin|Лк. 11:26]]). В данном изречении под первым разумеется прежнее их состояние до их обращения, под последним — позднейшее их состояние, в котором они очутились после своего отпадения; это последнее состояние есть состояние уже полнейшего всецелого рабства тлению [[new:2pet:02:19#ep_mixail_luzin|(2 Пет. 2:19)]], из которого нельзя уже совсем выйти, освободиться из которого уже нет никакой надежды (ср. [[new:evr:10:26#ep_mixail_luzin|Евр. 10:26]] — [[new:evr:10:27#ep_mixail_luzin|27]]), и потому они виновнее. //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-22 **Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи** Желая высказать ту важную мысль, что "познавшие истину, но опять придерживающиеся прежнего нечестия, впадают в зло, худшее прежнего" (блаж. Феофил.), Апостол поясняет свою мысль, в ст. 22 двумя сравнениями, из которых первое заимствовано из [[old:pr:26:11#lopuxin_ap|(Притч. 26:11)]], а второе, вероятно, из ходячего приточного выражения неписанного. "Смысл речи такой: если те, которые через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа избегли скверн мира, опять запутываются в них и побеждаются ими, то они, без сомнения, и порабощаются ими, и положение их становится хуже, чем было до познания о рабстве, ибо сатана усиленно старается, чтобы они впали в большее зло. Посему-то Апостол и говорит, что при такой будущности для тех, которые добровольно возвращаются на зло, лучше было бы им не познавать (правды), нежели, познав, впадать в большее зло. Потому что и пес, возвращающийся на свою блевотину, бывает еще отвратительнее, подобно как и свинья, ищущая омыться от грязи, если делает это в грязи же, оказывается еще грязнее прежнего" (блаж. Феофил.). Эта грозная и предостерегающая мысль Апостола относится и к лжеучителям, и к обольщаемым ими, и ко всем согрешающим христианам и через грех отпадающим **от преданной им святой Заповеди** (ст. 21). Но в особенной силе применимо это апостольское прещение к лжеучителям; к ним, точнее к особой группе лжеучителей, отрицавших действительность второго пришествия Господа, и переходит теперь Апостол Петр [[new:2pet:03:03#lopuxin_ap|(2 Пет. 3:3-4)]]. [<10>]