[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 3:3 ====== ===== Прп. Нил Синайский ===== **Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям** Если //«нова небесе и новы земли по обетоованию»// Христову //«чаем, в них же»// неизменная //«правда живет»// бесконечные веки [[new:2pet:03:03|(2 Петр. 3:3)]], и нам, спасенным из руки врагов, дано будет небоязненно и непрестанно служить Богу в преподобии, в правде, в неизглаголанной радости, в неизреченной славе, то как же учишь, что там снова будут и страх от людей и от демонов, и изменение, и падение, и грех, и все прочее? **//Письма на разные темы. Пресвитеру Силвану.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 3-4 **Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же** Из-за того, что для спасения многих, написанных в книге живых, не наступает вслед за словами само пришествие Господа, наглые люди нападают на верных с насмешками и говорят: **где обетование пришествия Его?** Но из-за того, что не исполнилось еще, по вышеупомянутой причине, одно обетование, несправедливо не верить и прочим спасительным заповедям Господа, как желают и домогаются люди злонамеренные. Так пустословили гностики того времени, именно: наасяне и лампетиане и евхиты. Все они, говорит, не знают; ибо добровольно смежают глаза свои перед истиной. Чего же не знают они? Того, что небеса, согласно книге Бытия Моисея, были из воды, - ибо, по словам его [[old:gen:01:06#blazh_feofilakt_bolgarskij|(Быт. 1:6)]], Сам Бог повелел быть тверди посреди воды, - равно и земля по повелению Его явилась из вод же, в которых прежде была погружена, что поскольку небо и земля состоят из вод, то неожиданно настал потоп, и что как во время потопа последовало разрушение чрез воду, так и теперь предлежит разрушиться всему чрез огонь, с чем вместе погибнут и нечестивые. Две главные стихии вселенной: вода и огонь, от которых получают бытие еще две стихии: воздух от испаряющихся вод, а земля - от вод сгущающихся, испарение же и сгущение сие производится огнем, чему поверит всякий, имеющий ум, ибо такую силу получила природа огня от Самого Творца Бога. Итак, если две только стихии, и первое истребление нечестивых было чрез воду, то совершенно необходимо, говорит, чтобы второе погубление нечестивых совершилось чрез огонь. //**Толкование на 2-е послание Петра.**// ===== Иларий Арелатский ===== Ст. 3-4 **Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же** Теперь Петр пророчествует о будущем, так как они [апостолы] - пророки Нового Завета. ...Все осталось так, как если бы не было потопа справедливого и не придет огонь суда //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям** **Прежде всего знайте** (ср. [[new:2pet:01:20#ep_mixail_luzin|2 Пет. 1:20]] и прим.): указывается на важность предмета, о котором хочет далее говорить апостол; знайте прежде всего, обратите особенное внимание на то, что нужно вам знать прежде всего другого, по особенно важному значению этого предмета. — **В последние дни**, или в последние времена: не вполне определенный термин времени, означающий вообще — впоследствии. Этим выражением обозначается иногда все время новозаветного домостроительства спасения до второго пришествия Христова и кончины мира (ср. [[new:1in:02:18#ep_mixail_luzin|1 Ин. 2:18]]; [[new:1tim:04:01#ep_mixail_luzin|1 Тим. 4:1]]—[[new:1tim:04:02#ep_mixail_luzin|2]]; [[new:2tim:03:01#ep_mixail_luzin|2 Тим. 3:1]]). Это время есть последнее время сравнительно с первым временем, которое есть время Ветхого Завета, приготовительное, тогда как последнее есть окончательное, последний период устроения спасения, после которого такового другого не будет (ср. [[new:1pet:04:07#ep_mixail_luzin|1 Пет. 4:7]] и прим.). — **Наглые ругатели**, или насмешники: люди, которые не только будут сами просто отрицать, или отвергать, учение о втором пришествии Христовом и соединенных с ним событиях, но будут нагло насмехаться над этим учением, превращать его в издевательство и так, чтобы и другие глумились над ним. Это не только значит волки в овечьей коже, но настоящие волки в их собственном виде. - **По собственным своим похотям**: поступающие против закона Христова и водящиеся своими побуждениями и стремлениями, плотскими и греховными; вот где корень их заблуждения, или лжеучения, — плотские похоти [[new:1in:02:16#ep_mixail_luzin|(1 Ин. 2:16)]]. — Что это за люди? — Это другой класс врагов Христовых, чем ложные пророки или лжеучители, о которых говорится во второй главе. Общее у этих с теми то, что они утопают в скверных плотских похотях; но эти еще и ругатели — насмешники, чего в тех не видно. Появление этих ругателей — насмешников указано в Деяниях [[new:act:20:29#ep_mixail_luzin|(Деян. 20:29)]] и у апостола Павла ([[new:1tim:04:01#ep_mixail_luzin|1 Тим. 4:1]]; [[new:2tim:03:02#ep_mixail_luzin|2 Тим. 3:2]]—[[new:2tim:03:05#ep_mixail_luzin|5]] и далее). Они явились вскоре после апостолов и всегда были и, по слову Христа и апостолов, будут, к их погибели и к погибели обольщаемых ими. — **И говорящие** и проч.: не только в своем развращенном сердце или мысли, но открыто, и притом насмешливо, именно с целью смутить других, особенно добрых и благочестивых. //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же** Сущность лжеучения "**ругателей**" (έμπαίκται, насмешники), имеющих явиться "**в последние дни**", состоит в отрицании второго пришествия Христова. Хотя о таком лжеучении мы узнаем только из рассматриваемого места, однако, возможность и действительность его появления уже в апостольское время не подлежит сомнению. Лжеучители, здесь обличаемые, - натуралисты, ссылавшиеся на неизменность основных законов мировой жизни и всего вообще предшествующего мирового порядка, и отсюда делавшие заключение, что и в будущем жизнь мира останется неизменною, и никакой мировой катастрофы не предвидится. Подобное лжеучение, опирающееся на неизменность мирового порядка (ср. [[old:ekl:01:04#lopuxin_ap|Еккл. 1:4]]), известно было еще задолго до христианства (ср. [[old:prs:02:start|Прем. 2]]). В апостольское же время для возникновения рассматриваемого лжеучения могло иметь для себя особую почву. Известно, что в Солунской церкви ожидали скорого пришествия (парусии) Господа и скорбели о тех, которые не останутся в живых до открытия дня Господня ([[new:1sol:04:13#lopuxin_ap|1 Фесc. 4:13]] cл.), почему Апостол Павел должен был нарочито успокаивать смущенных верующих ([[new:2sol:02:01#lopuxin_ap|2 Фесc. 2:1]] cл.). И вообще многим христианам апостольского века было присуще ожидание близости парусии [[new:iak:05:08#lopuxin_ap|(Иак. 5:8]]; [[new:1pet:04:07#lopuxin_ap|1 Пет. 4:7)]]. Тогда против этого живого упования, иногда переходившего разумную меру, и выступила нравственная распущенность некоторых лжеучителей, не мирившаяся со днем суда Божия, всячески желавшая устранить мысль о нем, причем мотивом выставлялось, ст. 4, натуралистическое соображение о незыблемости мирового порядка и, кроме того не исполнившееся будто бы, обетование о парусии (быть может, указывалось на эсхатологическую беседу Господа, [[new:mf:24:start|Mф. 24]]). "Страстно живущие по своим похотям, видя, что некоторые страшатся пришествия Господня, о котором с некоторыми богоносцами предвозвестил и Сам Господь, и потому путаются нечистою жизнью их, и особенно потому, что за предсказанием не тотчас следует событие, но для спасения вписанных в книге спасаемых допущен промежуток, бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними" (блаж. Феофил.). [<10>]