[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 3:7 ====== ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков** Что будет разрушение настоящего мира посредством огня - это мысль не одних только христиан, но и языческих мудрецов. Но скажет иной: зачем созидать мир, если он опять должен обратиться в тление? Такому скажем, что мир не уничтожится совершенно, но разрушится, чтобы обновиться, почему и пророк говорит: и //Ты обновишь лице земли// [[old:ps:103:30|(Пс. 103:30)]]. Чувственная тварь, по создании Богом, была //хороша весьма// [[old:gen:01:31|(Быт. 1:31)]], а за преступление человека и сама эта тварь //покорилась суете// [[new:rim:08:20#blazh_feofilakt_bolgarskij|(Рим. 8:20)]], то есть утратила твердость бытия своего. Потом, когда во время потопа стало на земле мало людей богочестивых, мир как бы вторично восстановился и получил начало чрез Ноя и прочие живые существа, сохранившиеся в ковчеге для того, чтобы послужить семенем нового состояния мира. Между тем род человеческий и тогда не улучшился, но пошел на худшее прежнего, от чего не отвратил его ни закон, данный чрез Моисея, ни пришествие Господне. Итак, поскольку и призвание ко спасению было многообразно, и погибель от непокорности была многоразлична, то необходим будет огненный потоп, то есть разрушение, хотя и не всецелое, разрушение не душ, но и не тел. Ибо всем нам должно явиться пред судом Христовым [[new:2kor:05:10#blazh_feofilakt_bolgarskij|(2 Кор. 5:10)]] не без тел, с одними только душами, но вместе с нетленными телами. Ибо как может быть наказана одна душа без тела, когда она носит на себе сделанное ею чрез тело? Ибо праведному Судии не свойственно, когда двое погрешили в одном и том же, одного прощать, а на другого слагать всю тяжесть вины. Скажем, во-вторых, и то, что и мы посредством огня обыкновенно очищаем нечистые вещи от примеси и восстановляем их светлость. **Сберегаются на день суда и погибели**. Суда - то же, что осуждения. ===== Экумений ===== **А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков** См. Толкование на [[new:2pet:03:05#ehkumenij|2 Пет. 3:5]] ===== Дидим Слепец ===== **А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков** См. Толкование на [[new:2pet:03:05#didim_slepec|2 Пет. 3:5]] ===== Евсевий Кесарийский ===== **А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков** См. Толкование на [[new:2pet:03:05#evsevij_kesarijskij|2 Пет. 3:5]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков** В каком смысле небеса и земля (чрез которые) представляются орудиями разрушения потопного мира водою? — Небеса были орудием этого разрушения потому, что тогда разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей, такое явление, какого не было со времени самого создания мира [[old:gen:07:11#ep_mixail_luzin|(Быт. 7:11)]]. Земля, которая на водах основана [[old:ps:023:02#ep_mixail_luzin|(Пс. 23:2)]] и составлена из воды и водою, излила из недр своих великое водное сокровище, чтобы по суду Божию истребить все живое, чтобы омыть всякую скверну, и таким образом также стала орудием разрушения мира тогдашнего (ср. Феофилакт). В чем сила апостольской речи о потопе, в противоположность речи ругателей или насмешников? Небеса были изначала и земля была со времени ее сотворения; можно было полагать, что так будет и всегда, и все останется также и после, но страшное действие потопа, разрушившее тогдашний весь земной мир, обнаружило другое, чем можно было ожидать. Обнаружилось, что допотопный мир был разрушен действием небес и земли, которые должны были по видимому пребывать вечно в том состоянии, в каком они устроены изначала. Если же в них по отношению к земле произошла такая страшная для мира земного перемена, то таковая же может быть и еще, и в отношении не к земле только, но и к небесам, хотя и не действием воды (ибо потопа более не будет, по слову Господа), ([[old:gen:09:11#ep_mixail_luzin|Быт. 9:11]]—[[old:gen:09:15#ep_mixail_luzin|15]]), но действием огня. «Таким образом, как во время потопа последовало разрушение чрез воду, так и теперь предлежит разрушиться всему чрез огонь... Две главные стихии вселенной — вода и огонь, от которых получают бытие еще две стихии — воздух от испаряющихся вод, и земля от вод сгущающихся, испарение же сие и сгущение производятся огнем... Итак, если две только стихии, и первое истребление нечестивых было чрез воду, то совершенно необходимо, говорит (апостол), чтобы второе погубление нечестивых совершилось через огонь» (Феофилакт). — Всё, таким образом, зависит от действия Божественного всемогущества; если по слову Божию составлена земля из воды и водою и допотопный мир погиб водою, то по тому же слову Божию весь мир, не только земля, но и небеса, то есть вся вселенная, может быть разрушена, и будет разрушена огнем. И это будет действительно: ибо нынешние небеса и земля сберегаются огню. — **Сберегаются** сохраняемые, по подлинному тексту. Слово сбережение означает заботливое охранение сокровища; смысл этого сбережения указывает отчасти на то обетование, которое даровал Бог непосредственно после потопа [[old:gen:09:15#ep_mixail_luzin|(Быт. 9:15)]]; отчасти на то, что небеса и земля суть поистине чудное дело рук Божиих [[old:ps:103:24#ep_mixail_luzin|(Пс. 103:24)]]; отчасти на искупление мира Христом, так как он драгоценен в очах Божиих по драгоценной крови Христа. — **Сохраняемые**: сберегаются, как драгоценность, но сохраняются на погибель, — сильное по мысли и выражению сопоставление. — **Огню**: огонь как всегда был и есть орудие суда для мира, так он же будет орудием разрушения мира при последнем суде (ср. [[old:gen:19:24#ep_mixail_luzin|Быт. 19:24]]; [[old:am:07:04#ep_mixail_luzin|Ам. 7:4]]; [[old:is:66:15#ep_mixail_luzin|Ис. 66:15]]; [[old:dan:07:09#ep_mixail_luzin|Дан. 7:9]]; [[new:2sol:01:08#ep_mixail_luzin|2 Сол. 1:8]]; [[new:mf:03:12#ep_mixail_luzin|Мф. 3:12]]; [[new:mf:25:41#ep_mixail_luzin|Мф. 25:41]]; [[new:otkr:19:20#ep_mixail_luzin|Откр. 19:20]]; [[new:otkr:20:10#ep_mixail_luzin|Откр. 20:10]]). В стихе [[new:2pet:03:10#ep_mixail_luzin|(2 Пет. 3:10)]] подробнее раскрывается это. — **Для погибели**: не для полного и окончательного уничтожения, а для наказания и вечной смерти. Примечательно, что погибель нечестивых человеков не ограничивается здесь одною землею. Таким образом, по суду Божию «необходим будет огненный потоп, то есть разрушение, хотя и не всецелое, разрушение не душ, но и не тел. Ибо всем нам должно явиться пред судище Христово [[new:2kor:05:10#ep_mixail_luzin|(2 Кор. 5:10)]] не без тел, с одними только душами, но вместе с нетленными телами. Ибо как может быть наказана одна душа без тела, когда она носит на себе сделанное ею чрез тело? Ибо праведному судии не свойственно, когда двое нагрешили в одном и том же, одного прощать, а на другого слагать всю тяжесть вины» (Феофилакт). //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== **А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков** См. Толкование на[[new:2pet:03:05#lopuxin_ap| 2 Пет. 3:5]] [<10>]