[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 3:14 ====== ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире** См. Толкование на [[new:2pet:03:13#blazh_feofilakt_bolgarskij|2 Пет. 3:13]] ===== Андрей Монах ===== **Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире** Подобно благам, в которых мы были созданы изначально, таким как небо, земля, море, звезды - все, что нам вообще даровал Бог для наслаждения всего человечества, - так и дар Господень, через который мы созданы заново, имеющий и возвещающий новое небо и новую землю и все новое творение, стал общим для всей нашей природы, а не только для Израиля. Ибо //высок над всеми народами Господь// [[old:ps:112:04#andrej_monax|(Пс. 112:4)]], привлекший нас ввысь к Себе через крест. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире** То есть без пятна на вере - как Тот, Кто грядет без пятна. **Неоскверненными** - то есть неповрежденными в чистоте тела. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире** **Итак, возлюбленные, ожидая сего** [[new:1pet:01:11#ep_mixail_luzin|(1 Пет. 1:11)]]: того, о чем пред сим писал, тех событий, которые изображал апостол, то есть пришествие Господне, разрушение мира, новое небо и новую землю. — **Потщитесь**: с заботливостью постарайтесь ([[new:2pet:01:05#ep_mixail_luzin|2 Пет. 1:5]] и прим.), явиться пред Ним, пред лицом Его, по суду и определению Его, — не пред миром, который многое ценит неправильно, но пред Ним, как ведущим сердца и утробы, как пред Судиею мира, Который каждому воздаст по делам его. — **Неоскверненными и непорочными**: усиленное и повторенное выражение чистоты и святости жизни. Грех есть скверна, нечистота души, сердца и совести, которые грехом пятнаются. Кровию Христовою, или оправданием, приобретенным пред Богом Христом, эта скверна очищается и омывается, и душа становится праведною и чистою при покаянии, как невеста Христова, непорочная, незапятнанная [[new:ef:05:27#ep_mixail_luzin|(Еф. 5:27)]]. - **В мире**: с Богом и с своею совестию ([[new:rim:05:01#ep_mixail_luzin|Рим. 5:1]]; [[new:1in:03:21#ep_mixail_luzin|1 Ин. 3:21]]) и в единении со всеми ближними ([[new:mf:05:09#ep_mixail_luzin|Мф. 5:9]]; [[new:evr:12:14#ep_mixail_luzin|Евр. 12:14]]). Это тот мир, который приобретается праведностию, о которой говорится в предшествующем стихе и которая будет обитать на новом небе и новой земле. //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-16 **Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** Суммируя все сказанное о кончине мира и о том, как христиане должны относиться к этому предмету, Апостол еще раз убеждает верующих - в ожидании явления своего пред Судиею Господом быть **неоскверненными и непорочными в мире** (ст. 14) и памятовать ранее (см. [[new:2pet:03:09#lopuxin_ap|2 Пет. 3:9]]) сказанное Апостолом, что единственно по долготерпению Своему и по желанию спасения всем людям Господь медлит с Своим судом над миром, и что все христиане, считая это спасительным для себя, должны соответствующим образом пользоваться временем для своего духовного совершенствования (ст. 15а). Теперь (ст. 15б) после ряда собственных доводов и увещаний Апостол Петр, для утверждения читателей и всех христиан в святости жизни в ожидании второго пришествия Господня, ссылается на авторитет **возлюбленного брата**, т. е. соапостола, Павла, который **по данной ему премудрости** написал им, т. е. малоазийским христианам, о подобных же вероучительных предметах, что может относиться, например, к посланиям: к Ефесянам, к Галатам, к Колоссянам, к Тимофею - все в Малой Азии. А так как далее (ст. 16а) Апостол привлекает и все вообще послания Апостола, то, по контексту речи, естественно разуметь также оба послания к Солунянам с их учением о втором пришествии Господа и его признаках, о воскресении мертвых, о тайне беззакония, об антихристе. Сославшись на свидетельство Ап. Павла, Ап. Петр одновременно и утверждает великое церковно-каноническое значение посланий великого Апостола языков (**по данной ему премудрости**) и, вместе с тем, предостерегает против неправильного понимания этих посланий и возвышенных вероучительных и нравоучительных предметов (напр., о законе, благодати и христианской свободе и под.), замечая: в них **есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания**. Известно, что и сам Ап. Павел жаловался, что некоторые лжеучители для оправдания своего лжеучения искажали смысл его посланий [[new:2sol:02:02#lopuxin_ap|(2 Сол. 2:2)]]. Таким образом, святое желание Ап. Петра послужить общему делу спасения христиан побудило его упомянуть об Ап. Павле и его писаниях. Совершенно превратно усматривали некоторые (представители новотюбингенской школы) в этом упоминании Ап. Петра об Ап. Павле намерение поддержать свое достоинство, будто бы униженное заметкою Ап. Павла об Ап. Петре в ([[new:gal:02:11#lopuxin_ap|Гал. 2:11]] сл.). Уже самое название **возлюбленный брат**, усвояемое Ап. Петром великому Апостолу языков, говорит о совершенном отсутствии какой-либо борьбы между двумя первоцерковными апостолами, о полном братстве обоих апостолов во Христе и о совершенном согласии и взаимном содействии в деле проповеди Евангелия. Что Апостол Петр знает все послания Павловы (кроме, быть может, второго послания к Тимофею, написанного Ап. Павлом в самом конце жизни), это не удивительно при взаимообщении обоих апостолов, и фактическое сходство первого послания Ап. Петра с Павловыми посланиями к Римлянам и Ефесянам "объяснимо только при предположении знакомствам Петра с писаниями Апостола языков" (проф. прот. Д. И. Богдашевский). Вполне понятна и известность Павловых посланий читателям посланий Ап. Петра при широком обмене отдельных поместных церквей апостольскими произведениями, свидетельство о чем имеется в послании к Колоссянам [[new:kol:04:16#lopuxin_ap|(Кол. 4:16)]]. [<10>]