[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 3:16 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** См. Толкование на [[new:2pet:03:15#svt_grigorij_dvoeslov|2 Пет. 3:15]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** См. Толкование на [[new:2pet:03:15#svt_kirill_aleksandrijskij|2 Пет. 3:15]] ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** См. Толкование на [[new:2pet:03:15#prp_ioann_damaskin|2 Пет. 3:15]] ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** См. Толкование на [[new:2pet:03:15#prp_simeon_novyj_bogoslov|2 Пет. 3:15]] ===== Блаж. Августин ===== **как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** См. Толкование на [[new:2pet:03:15#blazh_avgustin|2 Пет. 3:15]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 16-18 **как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь** Павел написал об этом, когда сказал: //благость Божия ведет тебя к покаянию// [[new:rim:02:04#blazh_feofilakt_bolgarskij|(Рим. 2:4)]]. Если же долготерпение Божие ведет к покаянию, а покаяние для нас спасительно, то очевидно, что долготерпение Божие служит к нашей же пользе и спасению. Говорит **неудобовразумительное**, что нечестивые проповедуют в извращенном смысле, ибо это значит **превращают**. Представим один пример из всех их лжетолкований. Апостол Павел сказал: //когда умножился грех, стала преизобиловать благодать// [[new:rim:05:20#blazh_feofilakt_bolgarskij|(Рим. 5:20)]]. Извратители придали словам апостола Павла такой смысл: будем больше грешить, чтобы большее получить прощение. Делают они это на собственную погибель. Ибо как те, которые убивали пророков и апостолов, так и те, которые превратно толкуют речи их, подлежат одному и тому же осуждению. Как их убивали те, которые не желали пользы и спасения ученикам их, так и речи их извращают те, которые не желают, чтобы кто-нибудь получил чрез них спасение. Своим утверждением называет веру в Господа. Наконец, как первое послание заканчивает молитвой, так и во втором просит им возрастания в вере Господней. ===== Экумений ===== **как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** См. Толкование на [[new:2pet:03:15#ehkumenij|2 Пет. 3:15]] ===== Иларий Арелатский ===== **как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** См. Толкование на [[new:2pet:03:15#ilarij_arelatskij|2 Пет. 3:15]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** **Во всех посланиях**: так как апостол Петр писал свое второе послание незадолго до своей кончины, которая последовала в Риме одновременно с апостолом Павлом, то можно полагать, что в то время были уже все послания апостола Павла написаны и, без сомнения, известны были Петру (исключая разве второго послания к Тимофею, также в самом конце жизни апостола Павла написанного), а потому Петр мог говорить о всех посланиях Павловых своим читателям. Но были ли они все собраны вместе в одном составе, когда апостол Петр писал свое, неизвестно в точности; вероятно, полного определенного и однообразного состава их не было, но все они могли быть, без сомнения, известны апостолу Петру. — **Он говорит об этом**: то есть о втором пришествии Христовом, о кончине мира и стоящих с ними в связи событиях и о наставлениях и увещаниях относительно твердости в вере, о постоянстве в добрых делах и проч. **В которых есть нечто неудобовразумительное**: слово в которых можно относить и к посланиям, в которых есть неудобовразумительное и — к предметам учения, в которых есть нечто неудобовразумительное; более — к последним, чем к первым, каковы особенно все предметы учения, касающиеся последних времен и событий. **Неудобовразумительное нечто**: не по существу самого учения, которое, как сама истина, просто и всем доступно в общем, но по особенной глубине тайн веры, которые, как тайны, не поддаются постижению ума, как, например, тайна кончины мира, второго пришествия Христова, о которых говорит апостол, и т. п. — Это неудобовразумительное **невежды и неутвержденные**, вместо того чтобы, подчиняясь вере, принимать в простоте ума и сердца, **превращают**, искажают перетолкованием и тем изменяют истинный смысл их, повреждая учение истины. Кажется, апостол имеет в виду более введенных и вводимых в заблуждение, чем вводящих, лжеучителей и насмешников, для характеризования которых апостол, кажется, употребил бы более сильные выражения (как [[new:2pet:02:14#ep_mixail_luzin|2 Пет. 2:14]] и под.), хотя, может быть, имел в виду и самих лжеучителей, судя по сильному выражению, — **к собственной их погибели**, которым характеризует апостол несколько раз в этом же послании самих лжеучителей ([[new:2pet:02:01#ep_mixail_luzin|2 Пет. 2:1]], [[new:2pet:02:03#ep_mixail_luzin|3]]). Они поступают так, то есть превращают, или искажают, послания апостольские и места из них к собственной их погибели, потому что неправильное, или искаженное, толкование, как противное здравому учению веры, может и должно сопровождаться для них лишением участия в Царстве Христовом, или отсечением от Церкви [[new:gal:01:08#ep_mixail_luzin|(Гал. 1:8)]] и лишением вечного блаженства. **Как и прочие Писания**: разумеются, вероятно, частию и апостольские писания, как Евангельские, так и собственно так называемые апостольские, частию ветхозаветные писания и по преимуществу пророческие, на которые указывает апостол и в этом послании ([[new:2pet:03:02#ep_mixail_luzin|2 Пет. 3:2]]; [[new:2pet:01:20#ep_mixail_luzin|2 Пет. 1:20]]). //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== **как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** См. Толкование на [[new:2pet:03:14#lopuxin_ap|2 Пет. 3:14]] [<10>]