[<10>] ====== Толкования на 2 Сол. 2:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога** См. Толкование на [[new:2sol:02:03#svt_ioann_zlatoust|2 Сол. 2:3]] ===== Свт. Василий Великий ===== **противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога** См. Толкование на [[new:2sol:02:03#svt_vasilij_velikij|2 Сол. 2:3]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога** См. Толкование на [[new:2sol:02:03#svt_kirill_ierusalimskij|2 Сол. 2:3]] ---- **«Паче всякаго бога»**: то есть, идолов будет ненавидеть антихрист, **«якоже ему сести в церкви Божией»**. В какой же церкви? В разрушенном храме иудейском, а не в том, в котором мы теперь находимся. Почему сие мы говорим? Да не подумает о нас кто либо, что мы льстим себе. Если он придет к иудеям под именем Христа, и захочет, чтобы иудеи поклонялись ему; то, чтобы больше обольстить их, особенно позаботится о храме, показывая им, что он, будучи из рода Давидова, хочет создать храм, построенный Соломоном. А придет антихрист тогда, когда в храме иудейском не останутся камень на камне, по изречению Спасителя; когда или сам падет он от ветхости, или разрушен будет с тою целью, чтобы создать новый, либо по другим причинам, а потому разметаны будут все камни. Не говорю я о внешней окружности храма, но о храме внутреннем, в котором были Херувимы. Тогда придет антихрист со всеми чудесами и знамениями ложными; вооружится против всех идолов, сперва лицемерно являть будет человеколюбие, а после окажет жестокости, и особенно против Святых Божиих. Ибо говорит Даниил: //«зрях, и рог той творяше брань со Святыми»// [[old:dan:07:21|(Дан. 7, 21)]]. И еще в другом месте: //«будет время скорби, скорбь якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене онаго»// [[old:dan:12:01|(Дан. 12, 1)]]. Страшен зверь, велик дракон, непобедим людьми, готовый поглощать. **//Поучения огласительные. Поучение 15.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога, или чтилища, якоже ему сести в Церкви Божией аки Богу, показующу себе, яко Бог есть.** См. Толкование на [[new:2sol:02:03#svt_feofan_zatvornik|2 Сол. 2:3]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога** **Который противник есть**, то есть вышних и низших и Господа всяческих, - **который**, говорит, **превозносится**, не над теми, но **над всем, что**, по имени только, **называется Богом или почитается**. Сам он почитает Бога (истинного), дабы привлечь к себе распявших, - и хулит и уничижает все, что называется (только) Богом или почитается, чтобы тем можно пленить ум истинных поклонников. Таким образом он явится и взойдет **в храм Божий**, чтобы **сесть** внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, - но с презрением отвергает все культы (ложные), чтобы можно было пленить церковь. Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть и **показать себя, что он есть как бы Бог**. Каким же образом он покажет, что есть Бог истинный? Кроме славы и чести, коими будет облечен, он еще более покажет это посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то, благодаря своей (притворной) любви к чадам Церкви, заставит думать, что любит их, как истинных (чад Церкви), и в храм их придет и сядет, как в храме истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве (притворно) и надевает личину истины в коварстве (коварно). Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских предметов и будет управлять церковью под личиною истины. //**Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею** Он не будет приводить людей к идолослужению, напротив, отвергнет всех богов и все предметы почитания их, или идолов, и себя одного объявит богом. **так что в храме Божием сядет он, как Бог** Не сказано: в Иерусалимском собственно храме, а просто: **в храме**, во всяком храме Божием. **выдавая себя за Бога** Не сказал апостол, что он будет называть себя богом, но что он будет стараться показать себя богом. Ибо он совершит великие дела и покажет знамения к соблазну всех. **//Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.//** ===== Блаж. Августин ===== **противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога** См. Толкование на [[new:2sol:02:03#blazh_avgustin|2 Сол. 2:3]] ===== Ориген ===== **противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога** См. Толкование на [[new:2sol:02:03#origen|2 Сол. 2:3]] ===== Лопухин А.П. ===== **противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога** //"Противник"// - ἀντικείμενος - равносильно выражению //антихрист//. "**Превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею**" - сын погибели будет врагом не одного лишь истинного Бога, но и богов языческих [[new:1kor:08:05|(1 Кор. 8:5)]], будет ли это нечто личное, или же вообще какой-нибудь предмет почитания. Это будет отрицание всякой религии вообще. "**В храме Божием**" - **εἰς τтν ναтν του̃ θεου**̃; ναтν - внутренняя часть храма, святилище. Употребление двух членов указывает, по-видимому, на то, что здесь разумеется храм Иерусалимский. "**Сядет он, как Бог**" - эта фраза, и вообще все образы, составляющие содержание этого стиха, могли быть легко подсказаны Ап. П. описанием Антиоха Епифана у пр. Даниила [[old:dan:11:36|11:36]] (сравни [[old:dan:07:25|Дан. 7:25)]], и безумной попыткой римского императора Калигулы - поставить свою статую в храме Иерусалимском для религиозного поклонения (Иосиф Флавий, Antiduitates, XVIII:8. 2). Но как в народе иудейском может проявиться такая сатанинская богоборственность? На это ответить очень трудно. Но Ап. P., по-видимому, смотрел на иудаизм как на сферу, в которой должна проявиться самая страшная сатанинская борьба против Бога [[new:1sol:02:14|(см.: 1 Сол. 2:14-16)]]. Сравни, однако, [[new:rim:09:09|Рим. 9]] - [[new:rim:09:11|11]]. Смотри Zeine. R. Theologie des Neuen Testaments, стр. 465-74. 1911. Это очень трудный пункт в учении Ап. Павла. //**Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.**// См. также Толкование на [[new:2sol:02:01#lopuxin_ap|2 Сол. 2:1]] [<10>]