[<10>] ====== Толкования на 2 Сол. 2:9 ====== ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными** Этим означает, что сатана употребит его орудием, действуя в нем сам собою. Ибо, зная, что не будет уже ему прощения на суде, откроет явную брань не через служителей своих, как обыкновенно, но сам собою, во всех **знамениях и чудесах ложных**. Будучи отцом лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых прозревающих, тогда как не было исцеления. **//Поучения огласительные. Поучение 15.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **егоже есть пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных, и во всякой льсти неправды в погибающих, зане любве истины не прияша, во еже спастися им** Таков будет антихрист! Он явится во всеоружии ложных знамений и всякого обмана, в льстивых речах, выдуманных сказаниях, в хитрых сопоставлениях лиц и вещей. **Егоже есть пришествие**. Речь не о самом пришествии, а о том, каково оно будет. Есть — стоит вместо несомненного будущего. Дело решенное — быть его пришествию таким, как оно здесь изображается. Так судил и соизволил всеправящий Бог. **По действу сатанину** — не пришествие его будет, ибо он явится на свет по общему закону происхождения людей, а вооружение его знамениями. Он будет действовать силою сатаны. И в Апокалипсисе говорится, что змий (древний) //даст ему силу свою и власть великую// [[new:otkr:13:02|(Откр. 13:2)]]. Сатана на него иждивит всю силу свою, ибо конец и ему самому. **Во всякой силе, знамениих и чудесех ложных**. Все это одно и то же — призрачные изумляющие дивности. Он будет подражать Господу и святым Апостолам; только у них было все истинно и в видах истины, а у того все будет призрачно и ложно, и в видах лжи, чтоб дать ей ход. В Апокалипсисе примерно означаются некоторые из сих дивностей: //огнь сотворит сходити на землю пред человеки//, сделает икону зверину и даст ей дух, так что она говорить станет [[new:otkr:13:13|(Откр. 13:13]] — [[new:otkr:13:15|15)]], и подобное. Но все то будут магические дивности и фокусы. Святой Златоуст пишет: «Он обнаружит великую силу, но в этом ничего не будет истинного. **В чудесех ложных**, говорит, — или обманчивых (кажущихся), или вводящих в обман. Цель всего будет составлять обольщение, Апостол предрек это, чтоб не прельстились (имеющие жить) тогда». Феодорит прибавляет: «Чудеса будут не истинные, а такие чудеса производят и обманывающие проворством рук, потому что показывают за золото, что вовсе не золото, и делают что-либо иное, что вскоре и обличается». Экумений несколько определеннее: «Ложны знамения будут или потому, что он будет показывать их призрачно и глаза отводить, или потому, что чрез них он будет вводить в ложь, - так будет представлять вещи, что может прельстить и верующих». **И во всякой льсти неправды**. Это другой вид его приемов, - обманывание, завлечение в обман речами и разными уловками и хитростями. Пустить в ход всякого рода обольщения и словом, и делом, — обольщение неправедное, одно выставляя, когда другое есть на деле. Дивностями он произведет обаяние, а этими льстивостями расположит поверить лжи и отстать от истины. //Лесть в руце его//, по пророку Даниилу, //и лестию разсыплет многих// [[old:dan:08:25|(Дан. 8:25)]]. **В погибающих**. Как ни велики и ни разнообразны будут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прельщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь, однако ж, только в кругу тех, кои одного с ним духа, то есть отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди и, ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он — сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и, когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые. Во время проповеди своей святые Апостолы повсюду встречали таких и засвидетельствовали устами святого Павла, что //слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть// [[new:1kor:01:18|(1 Кор. 1:18)]], и что сами они суть //овем// (погибающим) //воня смертная в смерть; овем же// (спасаемым) //воня животная в живот// [[new:2kor:02:15|(2 Кор. 2:15]] — [[new:2kor:02:16|16)]]. Во время же антихриста, его юродство будет казаться погибающим мудростию, и его пагубное зловоние — благоуханием. Тут то же будет, что при холерных поветриях, которые захватывают тех только, у которых есть к ним предрасположение. **Зане любви истины не прияша, во еже спасатися им**. Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог видел, что люди гибнут, ниспадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть о сем всюду разнесли святые Апостолы. Принимавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие оставались в пагубе. Таковы они во время Апостолов, таковы после их доселе, такими окажутся и в последние дни. Всю эту массу видит апостольское богопросвещенное око ума и дает им надпись: **погибающие**. У солунян пред лицом были эти погибающие неверия ради. Апостол говорит как бы: вот в этой области неприявших нашего спасительного слова он будет иметь успех, а не среди вас, уверовавших, и подобно вам имеющих уверовать. Достойно замечания, что Апостол словом своим обнимает не только тех, кои не приняли истины христианской, как бы слушать ее не хотели; но и тех, кои слышали ее, поняли, в чем дело, и не приняли ее, и даже тех, кои приняли умом, но не полюбили ее сердцем; обнимает не только неверов — нехристиан, но и христиан по имени, а не в сердце, кои равнодушны к исповедуемой ими вере и не ревнуют о том, чтоб быть послушными требованиям ее, стать тем, чем именуются, индифферентны к ней. Ибо говорит: **любве истины не прияша**, не полюбили истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце держат на стороне, противной истине. Потому сами в себе суть ложь и, будучи таковы, полюбят ложь. Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына Своего — Спасителя миру. Святые отцы потому слова: **любве истины не прияша**, толкуют так: не приняли Христа Господа. Ибо Он есть и любовь беспредельная, и истина всесовершенная. Святой Златоуст пишет: «Любовию истины он называет Христа. Ибо Христос был и то, и другое, и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего». То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, или в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Тот только и извлекается из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе. //**Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными** И притом **его** (отступника)** пришествие есть во всякой силе и знамениях** и различных **чудесах ложных**. Когда Апостол говорит, что придет он со всякою силою и знамениями, то никто не должен думать, что есть такие знамения призрачные и обманчивые, коих он не мог бы совершить, как Египетские волхвы (при Моисее [[old:ish:07:11|Исх. 7:11)]], - даже более, чем они, покажет он знамений. //**Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 9-10 **того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения** Между тем как темные слова апостола толкуются гадательно одними так, другим иначе, несомненно одно, что, по словам его, Христос придет судить живых и мертвых не прежде, чем придет для обольщения мертвых душою Его противник, антихрист; хотя обольщение с его стороны есть уже дело тайного суда Божественного... Ставится обыкновенно вопрос: потому ли эти **знамения и чудеса** называются **ложными**, что он будет обольщать смертные чувства призраками так, что будет казаться делающим то, чего не делает, или потому, что эти чудеса, хотя сами по себе истинные, будут вовлекать в обман тех, которые, не зная силы дьявола, поверят, что они могли совершаться только силою Божественной, - и это тем более, что он получит тогда такую власть, какой никогда не имел. Все это пошлет Бог, потому что Он допустил дьяволу совершать это; допустит по праведному со Своей стороны суду, хотя тот будет совершать по неправедному и злому умыслу. //Да будут осуждены//, говорит Павел, все, //не веровавшие истине, но возлюбившие неправду// [[new:2sol:02:12|(2 Сол. 2:12)]]. Судимые, они подвергнутся обольщению и, обольщенные, осудятся. Но подвергнутся обольщению судимые теми Божиими судами, тайно праведными и праведно тайными, которыми не переставал Бог судить с самого начала разумные создания. А обольщенные осудятся последним и явным судом через Иисуса Христа, праведнейшего будущего Судию, неправеднейшим образом осужденного. **//О Граде Божием.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **того, которого пришествие, по действию сатаны** Апостол учит нас, кто таков антихрист, именно: он человек, имеющий в себе сатану, который будет действовать чрез него. **будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными** То есть он обнаружит всю свой силу, но ничего не будет иметь истинного, напротив все обманчивое. **С чудесами ложными**, то есть поддельными или вводящими в обман тех, кто обращает на него внимание. Павел предрекает это, чтобы не прельстились живущие в то время. **//Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными** См. Толкование на [[new:otkr:13:14#beda_dostopochtennyj|Откр. 13:14]] ===== Лопухин А.П. ===== **того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными** См. Толкование на [[new:2sol:02:08#lopuxin_ap|2 Сол. 2:8]] [<10>]